Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Калужская епархия епископ Должностьепископ Масальский, викарий Калужской епархии Год начала1926 День начала1 Месяц начала11 Год окончания1929 День окончания5 Месяц окончания2 Самарская епархия епископ Должностьепископ Бугурусланский, викарий Самарской епархии Год начала1929 День начала5 Месяц начала2 Год окончания1930 День окончания16 Месяц окончания4
Являлся епископом Бугурусланским с 23.01/05.02.1929г. до 03.04/16.04.1930г. Алма-Атинская епархия епископ Должностьепископ Алма-Атинский Год начала1930 День начала16 Месяц начала4
В апреле 1930г. назначен епископом Алма-Атинским.
Служил в Николо-Кучугурской церкви, в то время единственной в Алма-Ате,
находившейся в юрисдикции Московской Патриархии.
Владыка Герман прибыл в Алма-Ату с игуменом Феогеном (Козыревым).
Жили они вместе в Николо-Кучугурской церкви, в правой боковой комнате у притвора.
Игумен Феоген был почти вдвое старше молодого епископа Германа и являлся для него
одновременно келейником и старцем. Владыка Герман в духовных и текущих епархиальных
вопросах всегда спрашивал совета о.Феогена.
Епископ Герман был одарен незаурядными научными способностями, проявлял особый
интерес к астрономии. Имея тонкий душевный склад и ангельское смирение, он в то
же время был твердым и бескомпромиссным защитником Православия. И с церковной
кафедры бесстрашно звучали его обличительные проповеди, направленные против
обновленческого раскола и его приверженцев, укрепляющие традиции Церкви, ведущие
активную борьбу с ересью и безбожием. Для поддержания духа верующих он собирал
сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах св.апостола и евангелиста
Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому
вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих
ссылку в Алма-Ате.
Владыка был слаб здоровьем. Многолетний строгий пост и текущие тревожные
политические и внутрицерковные события изнуряли его до крайней степени.
Владыка Герман старался удержать свою паству в духе Истины, боролся с
обновленчеством, возвращал заблудших, не оставляя без внимания ни одного
прихода и назначая, где это возможно, новых священников, стоящих на высоте
своего призвания. Епископ Герман рассылал на приходы архипастырские послания,
вел переписку как со светскими лицами, так и с представителями церковной иерархии,
имея ту же цель укреплять традиции Церкви, вести активную борьбу с ересью и
безбожием.
Кроме того, духовенство и миряне ежедневно шли к Владыке, желая получить от него
поддержку или совет. Всех он принимал, благословлял, утешал, помогал, как мог,
материально. Во время служения владыки Германа Алма-Ата была пересыльным пунктом
ГПУ, куда прибывали заключенные и ссыльные со всей страны, среди них было много
священнослужителей. Ссыльные приходили за помощью в Николо-Кучугурскую церковь,
где получали от епископа Германа посильную помощь.
Из рассказа акад. В.Н.Щелкачева, находившегося в то время в ссылке в Алма-Ате [5]: "...Я хорошо помню владыку Германа. Он был небольшого роста и очень худенький. Было понятно, что перед тобою аскет. В нем не было никакой надменности, величавости. Он был предельно прост. Жил он в притворе Николаевской церкви, и к нему ходили все ссыльные, несчастные и нуждающиеся, и он отдавал им все, что имел. Это был полный бессребреник. Проповеди его были высокими по духу, но понятными и доходчивыми для всех. Он много и напряженно работал. Иногда к церкви подъезжал на лошади, запряженной в линейку, один из прихожан. Владыка садился в линейку, и они ехали по грунтовой дороге по направлению к Медео. Поднявшись довольно высоко, они сворачивали в ущелье, и Владыка, оставив линейку и возницу, один поднимался в горы помолиться и отдохнуть... "
В храме в подвале жили монахини из разогнанных монастырей. Они трудились при храме
На литургии ссыльных священников Владыка благословлял
причащаться в алтаре в полном облачении. Нередко алтарь Никольской церкви был
переполнен духовенством от диаконов до архиереев.
Среди них были архиепископ Херсонский и Николаевский
Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский).
При их участии епископ Герман возвел игумена Феогена (Козырева) в сан архимандрита