Версия для слабовидящих

Новости

Вышел заключительный — седьмой — том в серии «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского»

В прошлом году вышел заключительный — седьмой — том в серии «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского». Это событие, как и многое в гуманитарной науке, не так просто оценить по достоинству. Для этого мы поговорили теми, кто в течение почти 10-и лет пытались собрать всю возможную информацию про каждый день жизни одного из самых удивительных русских святых, святителя Филарета Московского: доктором богословия прот. Павлом Хондзинским, доктором исторических наук А. И. Яковлевым, доктором церковной истории Н. Ю. Суховой, кандидатом богословия Г. В. Бежанидзе. Вот что они рассказали:

Святитель Филарет более, чем кто-нибудь другой, умел отвечать на вопросы своего времени — недаром его называли и называют «камертоном» XIX века — как в богословии, так и в церковной жизни, поэтому изучение его наследия и его личности может стать «ключом» к пониманию всей эпохи. Научная работа здесь совершенно необходима. К тому же — и это, наверно, важнее всего — мы любим святителя Филарета.

История

Прежде всего, следует сказать, что идея Филаретовского проекта под названием «Филаретовское наследие» возникла собственно в 1882 г., в год 100-летия со дня рождения великого святителя. Об этом писали профессор А. П. Лебедев и другие почитатели памяти святителя. Начало работе было положено трудами И. Н. Корсунского и прот. А. А. Смирнова, появились исследования о жизни митрополита Московского, о проповедях Филарета, о его «государственном учении» и иных аспектах его наследия. Тогда же начали издавать письма святителя к разным лицам, сборники его знаменитых Резолюций и Мнений. Вся эта деятельность была прервана революцией, после которой само имя митрополита Филарета в открытой печати оказалось почти под запретом, а если и упоминалось, то лишь как имя «церковного реакционера» с оскорбительным дополнением: «в белом клобуке с жандармскими аксельбантами». Но все же память о святителе жила в церковном народе. И после исторических перемен в жизни России в 1994 г. произошло прославление митрополита Филарета (Дроздова) как святителя Русской Церкви. Стали выходить репринтные переиздания дореволюционных книг, в том числе, пятитомное собрание проповедей («Слова и речи»). В 1994 г. митрополит Иоанн (Снычев) издает биографию святителя, а протоиерей Максим Козлов — сборник его проповедей и богословских работ.

Проект

Однако личность святителя настолько значима, а оставленное им наследие настолько обширно, что возникла мысль о планомерном и систематическом его изучении, так как до революции было сделано далеко не все. По благословению нашего ректора, протоиерея Владимира Воробьёва, сначала была издана в 2003 г. антология трудов святителя, а затем в ПСТГУ положено начало Филаретовскому проекту.

В работе приняли и принимают участие преподаватели и сотрудники ПСТГУ, а также исследователи из ВУЗов и академических институтов Москвы и Петербурга. Богословское и философское направления работы нашли свое воплощение в статьях и книгах прот. Павла Хондзинского и Н. Н. Павлюченко, церковно-административная деятельность святителя — в статьях Г. В. Бежанидзе и А. Г. Фирсова, вопросы духовного образования в наследии святителя разрабатывает Н. Ю. Сухова, его взгляды на раскол — Ю. Н. Серебрякова, а жизненный путь святителя описан в статьях А. И. Яковлева. И это только ведущие специалисты, потому что в выпусках Филаретовского альманаха (Филаретовский альманах) и на заседаниях Филаретовской секции Ежегодной конференции ПСТГУ звучат голоса и многих других исследователей.

Летопись

В рамках этой большого проекта необходимо было сделать предварительную кропотливую работу по сбору и первичному осмыслению всех доступных источников. Дело в том, что не только воспоминания о святителе Филарете рассеяны по множеству изданий, но даже и его собственные труды не были до недавнего времени систематически описаны. Обычно летопись составляется после выхода полного собрания сочинений, мы же были вынуждены на первом этапе работать даже без полной библиографии.

Задачей нашей летописи было восстановить по возможности, как провел святитель каждый день своей жизни: где служил, какую проповедь говорил, с кем встречался, какие письма писал, какие документы рассматривал и т. д.

Поэтому в начале просматривались подряд целые подписки журналов, в которых предположительно могли быть опубликованы письма, мнения и резолюции святителя, составлялись отдельные хронологические списки проповедей, мнений, резолюций, писем и других его сочинений. Помимо этого, мы старались учесть все воспоминания о святителе Филарете, которые вставляли в нашу летопись либо по дате, либо по близости к содержанию тех или иных мест из текстов самого митрополита.

Систематизация всех этих материалов вылилась в семь томов «Летописи жизни и служения cвятителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского», опубликованных с 2009 по 2020 г., каждый из которых описывает один из периодов жизни Святителя. Том I: 1782—1825 гг. Том II: 1826—1832 гг. Том III: 1833—1838 гг. Том IV: 1839—1844 гг. Том V: 1845—1850 гг. Том VI: 1851—1858 гг. Том VII: 1859—1867 гг.

Сейчас, когда летопись завершена, мы вновь и вновь обращаемся к ней, на ее основании уже написано несколько статей. Главное в ней — это возможность в комплексе увидеть разножанровые источники, которые позволяют сделать прежде всего очень важный вывод: позиция святителя Филарета как в официальных бумагах, так и в частных письмах была тождественна. До сих пор святителю Филарету пытаются иногда приписать какую-то боязливость, человекоугодие и стремлеение «подстроиться» под запросы власти. Но мы видим, что это не так: святитель Филарет всегда свободно выражал свои мнения. Это не значит, что у него не было недостатков, но однажды они растворились в его жизни во Христе. Наша летопись, собственно, и ставит своей целью представить эту жизнь как можно более конкретно, в его собственных текстах и документах эпохи так, чтобы читатель сам мог увидеть святителя таким, каким он был на самом деле, и прийти к собственным выводам.

Свт. Филарет Московский

Митрополит Филарет жил и действовал в царствование нескольких государей: он родился в царствование Екатерины II, учился в Коломенской семинарии при Павле I, вступил на церковное служение при Александре I, обрел авторитет «патриарха без патриаршества» при Николае I и участвовал в церковной и государственной жизни России в эпоху Великих реформ при Александре II. Причем он не был пассивным свидетелем потока жизни, а по свойству характера и в силу своего положения принимал участие, часто очень активное, в церковной, государственной и культурной жизни страны.

Это был святой, стоящий в самой гуще народной жизни, человек, общением с которым равно дорожили императоры, люди из общества вроде Петра Яковлевича Чаадаева, купцы, образованные иностранцы, крестьяне и нищие странники. Однако не все современники святителя Филарета могли оценить по достоинству и его гениальное богословие, и его мудрость в решении церковных дел, и его святость. Правда, и сегодня было бы, наверное, ошибкой сказать, что ушли все связанные с его именем штампы. Во многом это вопрос нашего отношения к церковной жизни и богословию XIX века в целом. Достаточно упомянуть ходячие выражения — «синодальное благочестие», «западное пленение», «богословие на сваях» и тому подобное. Тем выше степень нашей ответственности за то, чтобы наши современники смогли освободиться от этих априорных установок.

#Прот. Владимир Воробьев #ректор #Хондзинский Павел #Сухова Наталья #наука #наука

Фотограф Сергей Пронин
14 мая 2021
Яндекс.Метрика