Новости
Вышел заключительный — седьмой — том в серии «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского»
В прошлом году вышел заключительный — седьмой — том в серии «Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского». Это событие, как и многое в гуманитарной науке, не так просто оценить по достоинству. Для этого мы поговорили теми, кто в течение почти
Святитель Филарет более, чем
История
Прежде всего, следует сказать, что идея Филаретовского проекта под названием «Филаретовское наследие» возникла собственно в 1882 г., в год
Проект
Однако личность святителя настолько значима, а оставленное им наследие настолько обширно, что возникла мысль о планомерном и систематическом его изучении, так как до революции было сделано далеко не все. По благословению нашего ректора, протоиерея Владимира Воробьёва, сначала была издана в 2003 г. антология трудов святителя, а затем в ПСТГУ положено начало Филаретовскому проекту.
В работе приняли и принимают участие преподаватели и сотрудники ПСТГУ, а также исследователи из ВУЗов и академических институтов Москвы и Петербурга. Богословское и философское направления работы нашли свое воплощение в статьях и книгах прот. Павла Хондзинского и
Летопись
В рамках этой большого проекта необходимо было сделать предварительную кропотливую работу по сбору и первичному осмыслению всех доступных источников. Дело в том, что не только воспоминания о святителе Филарете рассеяны по множеству изданий, но даже и его собственные труды не были до недавнего времени систематически описаны. Обычно летопись составляется после выхода полного собрания сочинений, мы же были вынуждены на первом этапе работать даже без полной библиографии.
Задачей нашей летописи было восстановить по возможности, как провел святитель каждый день своей жизни: где служил, какую проповедь говорил, с кем встречался, какие письма писал, какие документы рассматривал
Поэтому в начале просматривались подряд целые подписки журналов, в которых предположительно могли быть опубликованы письма, мнения и резолюции святителя, составлялись отдельные хронологические списки проповедей, мнений, резолюций, писем и других его сочинений. Помимо этого, мы старались учесть все воспоминания о святителе Филарете, которые вставляли в нашу летопись либо по дате, либо по близости к содержанию тех или иных мест из текстов самого митрополита.
Систематизация всех этих материалов вылилась в семь томов «Летописи жизни и служения cвятителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского», опубликованных с 2009 по 2020 г., каждый из которых описывает один из периодов жизни Святителя. Том I:
Сейчас, когда летопись завершена, мы вновь и вновь обращаемся к ней, на ее основании уже написано несколько статей. Главное в ней — это возможность в комплексе увидеть разножанровые источники, которые позволяют сделать прежде всего очень важный вывод: позиция святителя Филарета как в официальных бумагах, так и в частных письмах была тождественна. До сих пор святителю Филарету пытаются иногда приписать
Свт. Филарет Московский
Митрополит Филарет жил и действовал в царствование нескольких государей: он родился в царствование Екатерины II, учился в Коломенской семинарии при Павле I, вступил на церковное служение при Александре I, обрел авторитет «патриарха без патриаршества» при Николае I и участвовал в церковной и государственной жизни России в эпоху Великих реформ при Александре II. Причем он не был пассивным свидетелем потока жизни, а по свойству характера и в силу своего положения принимал участие, часто очень активное, в церковной, государственной и культурной жизни страны.
Это был святой, стоящий в самой гуще народной жизни, человек, общением с которым равно дорожили императоры, люди из общества вроде Петра Яковлевича Чаадаева, купцы, образованные иностранцы, крестьяне и нищие странники. Однако не все современники святителя Филарета могли оценить по достоинству и его гениальное богословие, и его мудрость в решении церковных дел, и его святость. Правда, и сегодня было бы, наверное, ошибкой сказать, что ушли все связанные с его именем штампы. Во многом это вопрос нашего отношения к церковной жизни и богословию XIX века в целом. Достаточно упомянуть ходячие выражения — «синодальное благочестие», «западное пленение», «богословие на сваях» и тому подобное. Тем выше степень нашей ответственности за то, чтобы наши современники смогли освободиться от этих априорных установок.
#Прот. Владимир Воробьев #ректор #Хондзинский Павел #Сухова Наталья #наука #наука