17 апреля состоялась Ежегодная богословская конференция студентов и аспирантов
Из названия конференции становится ясно, что главными участниками являются не закоренелые в своем научном деле специалисты, а молодые исследователи, только вступившие на путь самостоятельных исследований в науке. Среди докладчиков были бакалавры, магистранты, аспиранты как ПСТГУ, так и других учебных заведений.
Во вступительном слове декан богословского факультета протоиерей Павел Хондзинский подчеркнул важность такой конференции, позволяющей студентам и преподавателям обмениваться знаниями и, что важнее всего, удостовериться, что «наука не сухая». В начале конференции был награжден победитель конкурса студенческих научных работ 2021 года — магистрантка первого года обучения по направлению Филология (древние языки и патристическая литература) Анастасия Романовна Салимовская за ее труд «Образ халифа аль-Мамуна и его трансформация в памятниках средневековой арабо-христианской литературы».
Конференцию открыл доклад аспирантки 2 года обучения Любови Альфредовны Карелиной на тему «Концепция всеобщей истории в „начертаниях“ святителей Филарета Московского и Иннокентия Пензенского и лекциях А. В. Горского». Автор познакомила присутствующих с взглядами этих значимых личностей на церковно-историческое образование, указала на их различия и сходства. Между митр. Филаретом, епископом Иннокентием и Горским можно проследить преемственную связь в первостепенной опоре на Священное Писание, в единстве Ветхого и Нового Заветов, в значимости внутреннего развития Церкви для всего человечества и прямой зависимости между церковной и гражданской историей. Но существуют и отличия: Любовь Альфредовна выделила, что Горский, расширив базу основных источников и использовав историко-критическую методологию западных авторов, ввел новые точки концентрации внимания: отказ от дробления периодов на столетия, видение не только действия Божественного Промысла во всех событиях, но и человеческого соработничества, акцент на более частные фрагменты как, например, предпосылки выхода на проповедь Иисуса Христа в Его детстве или отдельные роли каждого Лица Святой Троицы в историческом развитии. В этом и выявляется новый этап понимания истории Церкви, на яркие черты которого слушающие отреагировали, как на область экспериментального богословия. Стоит отметить дополнение докладчика после обсуждения: концепция прот. А. В. Горского больше нигде не фигурировала, поэтому не стоит по ней складывать образ Александра Васильевича как историка-богослова, поскольку эта работа была одним из первых его научных трудов, в дальнейшем он переосмыслил свои представления, даже язык работ стал тверже и строже.
Вторым прозвучал доклад Игоря Михайловича Оначенко, аспиранта 2 года обучения, на теме «Литургическое богословие о. А. Шмемана: научная дисциплина или вызов для богословов?». Докладчик рассказал об истории проблемы появления и восприятия Литургического Богословия в XX веке, о попытках найти пути преподавания этой дисциплины у предшественников протопресвитера Александра Шмемана, осветил взгляды самого о. Александра, которые постепенно обретали ровный и обрамлённый вид к 1960-м гг. Сквозь свои труды и профессорскую деятельность о. Александр отстаивает два подхода изучения Литургического Богословия, предложенные еще архимадритом Киприаном (Керном), — исторический и богословский: лишь их синтез, по его мнению, предоставит возможность определить истинные смыслы и природу богослужения. Также заметна критика схоластического богословия, для которого Литургия — лишь объект, некая часть богословия. Но о. Александр вовсе не отвергает школьную литургику. В ходе ответов на вопросы после выступления Игорь Михайлович пояснил, что протопресвитер А. Шмеман стремился на почве литургического богословия как научной дисциплины взрастить принятие Литургии как живого источника богословской мысли. Такой выход за привычные рамки школьности доступнее в восприятии православным богословам, чем и обуславливает их ответственность в объяснении подлинного призвания Литургического богословия западным коллегам.
Третьим выступал магистрант 2 года обучения МДА, Иван Сергеевич Вовк, осветив тему «Virtus в доникейском латинском богословии». Были сравнены первоначальная смысловая нагрузка этого слова, как гражданской добродетели — воинской доблести, и придание ему более глубокого смысла сначала у античных римских философов, таких как Сенека и Цицерон, как того, что роднит богов и людей, а затем уже нравственного наполнения в высшей мере в христианской литературе доникейского периода (Тертуллиан, свщ. Киприан, свт. Иларий Пиктавийский) в трех ключевых значениях: Божественная сила, добродетель, небесные чины. Таким образом, на протяжении веков развития данное понятие в целом сохранило основное значение, но с учетом изменения исторического контекста и прямого влияния христианства расширились представления о тех же, например, хороших качествах человека, что привнесло в термин «Virtus» новые смысловые оттенки. По мнению Ивана Сергеевича, все эти тонкости необходимо учитывать при работе с богословскими текстами первых веков христианства и надеется, что своей работой сделал небольшой вклад в помощь исследователям. Во время дискуссии докладчику было предложено также посмотреть развитие значения данного слова в нехристианских текстах современников обсуждаемого периода.
Четвертым стал доклад победителя конкурса студенческих научных работ 2021 года Анастасии Романовны Салимовской, с темой, представленной выше. Отметим, что данная работа является промежуточным итогом в ходе исследования автора. Во время доклада участники конференции ознакомились с памятниками арабо-христианской письменности: это «Чудо Богородицы в Атрибе», арабская версия «Жития Феодора Эдесского», «Диспут Федора Абу Курры при дворе халифа аль-Мамуна» и уникальная молитва за мусульманского правителя «… Федора Абу Курры о халифе аль-Мамуне». Во всех упоминается халиф аль-Мамун, удивительно сочетающий в себе значимую историческую фигуру и литературного персонажа. Несмотря на разночтения в разных рукописях «Чуда…" и ошибки в написании, главная задача для христианских авторов была воплотить в своих рукописях образ халифа аль-Мамуна, как веротерпимого, восстанавливающего христианские храмы, в некоторых рукописях крещеного и пострадавшего за Христа, мусульманского правителя. После столь увлекательно представления Анастасии Романовне был задан обширный ряд вопросов: всем хотелось расширить свои представления об эпохе халифа аль-Мамуна: почитался ли он, есть ли иконы, другие молитвы и т. д. Можно с уверенностью утверждать, что автору доклада удалось просветить примером христиан IX века, не ропщущих, не унывающих, а выживающих под мусульманским гнетом и молящихся за власть, какая бы она не была.
После непродолжительного перерыва все вернулись с новыми силами и ожиданиям для прослушивания оставшихся участников конференции. Во второй части конференции было предоставлено три доклада, которые вызывали достаточно бурные дискуссии. Модераторами были Н. Ю. Сухова и Г. В. Бежанидзе.
Первым докладом в этой части была работа магистранта 1 года обучения ПСТГУ Владиславы ВитальевныШтефан по теме «112-я сура Корана в контексте сравнительного религиоведения». Данная тема является очень важной, потому что в данной суре раскрывается догмат об единоначалии Аллаха (таухид), в докладе прозвучали версии исследователей относительно в противовес какой религии(-ий) данная сура относилась. Проведение параллелей и сходств с отрывками из книг Ветхого Завета имеет под собой определенный смысл, так как в Коране могут упоминаться не только персонажи и события из Ветхого и Нового Заветов, но и монотеистические идеи, формулировки которых могли быть заимствованы Мухаммедом. А вот сопоставление с некоторыми положениями Никео-Константинопольского Символа веры мало чем обоснованы и больше похожи на искусственное обретение сходства исследователями. После доклада, во время дискуссии был поднят вопрос о влиянии еретических течений христианства, а именно несторианства, на создание данной суры и вообще на догматическую структуру ислама.
Затем была заслушана Василиса Васильевна Соловьева , студентка 4 курса, с темой «Образ Небесного Града у Коммодиана (Instructiones XLIV)». В докладе были рассмотрены проявления эсхатологических взглядов в произведениях одного из латинских поэтов, прошедшего путь от язычника до христианина. Для выяснения причин столь непростого и значимого направления поэта было обращено внимание на современную ему эпоху — III век в которой произошел ряд нескольких мрачных событий: гонения на христиан при императоре Деции, одни из первых разрушительных набегов готов. Также были рассмотрены влияния со стороны книг Нового Завета, античных авторов и иудейского предания. Одна из заслуг автора работы — это личные переводы стихотворений для сравнения, что делает еще больше ее труд заслуженным и неповторимым.
Завершающим докладом этой конференции была работа самого юного участника, студента 3 курса Николая МихайловичаСтолярова по теме «Типология Адам-Христос в Гимне Христу в послании к Филиппийцам (2:6–11)». Были рассмотрены разные взгляды на данную проблему и их причины, а также сделаны выводы о чтении контексте обсуждаемого отрывка в свете типологии Адам-Христос. По мнению автора, «многие параллели являются натянутыми и внутренне противоречивыми». Любопытство, вызванное данным докладом, доказывает настолько пламенная дискуссия, что Антон Сергеевич Небольсин подчеркнул: «список вопросов, выдвинутый перед докладчиком, тянет на кандидатскую». А Георгий Вениаминович Беджанидзе резюмировал дискуссию словами: «не мы (докладчики конференции и ведущие) опустились до уровня третьего курса, а третий курс поднялся до нашего уровня…».
Конференция была очень насыщенной, актуальность проблем, поднятых докладчиками, была отмечена активной дискуссией, особенно порадовала решительность студентов второго и третьего курсов в озвучивании вопросов при обсуждении. Также хорошая критика от опытных научных исследователей помогла каждому докладчику выявить свои недостатки и преимущества своих работ.
Без сомнения, каждый сумел пополнить свои знания после плодотворной конференции. Желаем всем молодым исследователям удачи и сил в расширении горизонтов своей научной деятельности, а также будем с нетерпением ждать такого мероприятия в следующем году!