Версия для слабовидящих

Новости

Священник Игорь Зуев: «Мы живем на Севере…»

В начале 2016 года выпускник нашего института Игорь Алексеевич Зуев вместе со своей супругой Марией Константиновной отправился служить на Север нашей страны — в Мурманскую епархию. Там в августе он был рукоположен в сан диакона, а в сентябре в сан священника. В том году мы беседовали с отцом Игорем о первых месяцах служения на новом месте. С тех пор многое изменилась: семья ожидает пополнения, а её глава «оброс» многочисленными новыми послушаниями. Сейчас отец Игорь совмещает обязанности епархиального и личного секретаря, настоятеля кафедрального Никольского собора Мурманска и университетского храма святителя Луки Войно-Ясенецкого, а также возглавляет епархиальный отдел по делам молодежи. Мы побеседовали с отцом Игорем об особенностях епархии и о том, как вообще совершать пастырское окормление прихожан, многие из которых воспринимают себя «временщиками».

Отец Игорь, Вы являетесь настоятелем нескольких приходов. Какие ограничения вводились в епархии в связи с пандемией и как ваши приходы их пережили?

Наши приходы в этот период не закрывались, но мы совершали богослужения, призывая прихожан воздержаться от посещения храмов. При этом никаких богослужений мы не отменяли и официального запрета на посещение храмов прихожанами тоже не было. В общем, мы строго следовали всем указаниям, которые приходили из Патриархии. Естественно, что в этих условиях прихожан на службах было немного. Разумеется, мы организовывали прямые трансляции богослужений через интернет, но понятно, что не в каждом храме есть возможность это сделать. На епархиальном уровне мы поставили задачу, чтобы в каждом благочинии был хотя бы один храм, из которого такие трансляции ведутся.

Это было указание владыки Митрофана?

Скорее, это было решение самих отцов-настоятелей. Все-таки запрета на посещение богослужений не было, так что те, кто хотел, могли помолиться за богослужением в храме.

А какие изменения вносились в порядок совершения богослужений? Прежде всего в порядок причащения мирян?

Мы строго следовали тем предписаниям, которые опубликованы на сайте Московской Патриархии. Это касалось не только Причастия, но и исповеди, и других аспектов богослужебной жизни.

А как люди воспринимали эти ограничения? В Москве подчас приходилось довольно строго напоминать прихожанам, что не следует, например, лобызать святую чашу после причастия или прикладываться к праздничным иконам.

Конечно, люди разные. Но на епархиальный уровень подобные вопросы не выносились, наши священники оперативно могли решать такие проблемы на местах.

Отец Игорь, одно из Ваших послушаний — руководство епархиальным отделом по делам молодежи. Как давно Вы на этом посту?

С начала текущего года. Мое назначение состоялось прямо накануне начала пандемии. Практически было время только для того, чтобы войти в курс дела, хотя как епархиальный секретарь я неплохо представляю себе все аспекты текущих дел в епархии.

Расскажите, пожалуйста, о молодежном служении в епархии до начала пандемии.

Работа нашего епархиального отдела прежде всего направлена на то, чтобы с молодыми людьми общались на каждом приходе. Мы не ставим своей целью регулярное проведение каких-то крупных, общеепархиальных мероприятий, хотя они тоже есть. Важнее, чтобы на своем приходе молодой человек мог найти себя, мог постепенно войти в церковную жизнь. Если использовать молодежный сленг, мы не стремимся к «хайпу», поскольку от таких разовых акций мало реальной пользы. Пусть те приходские священники, у которых получается общаться с молодыми людьми, дальше делают это. Но требовать обязательных отчетов с красивыми картинками с каждого прихода бессмысленно, так как не везде есть молодые люди, и это зависит от населенного пункта, в котором расположен приход.

Это связано с особенностями региона?

Да, наша епархия расположена на Кольском полуострове, за Полярным кругом. Так исторически сложилось, что это регион, скажем так, временщиков: люди еще с советских времен приезжают сюда без намерения остаться. Они едут, чтобы заработать денег, а потом уехать в один из регионов средней полосы России. Поэтому молодежи в нашей области лишь 15% от общего количества населения. Отсюда легко высчитать процент молодых прихожан в храмах епархии: они есть, но их немного.

Вы говорите, что в ваш регион люди приезжают на время. Как правило, раз они приезжают на заработки, это люди среднего возраста. Как этот фактор влияет на состав прихожан? Удается ли привлечение таких людей в храмы, или большинство на приходах — люди старшего возраста?

По моим наблюдениям, нельзя сказать, что людей старшего возраста значительно больше, чем среднего.

Есть ли особенности в пастырском окормлении таких «временщиков»?

Конечно, отношение человека к храму зависит от того, каковы его планы на дальнейшую жизнь. Одно дело, если это храм, в ограде которого похоронены мои родственники, рядом с которыми буду погребен и я, другое дело, если я понимаю, что я тут лишь на время. В этом наше основное отличие от храмов средней полосы России. Но у нас есть люди, которые живут здесь всю жизнь: среди прихожан есть потомки основателей нашего города.

Для меня как для стороннего наблюдателя видится такая проблема: в идеале приход хотелось бы видеть единой общиной, большой семьей, но если человек живет с ощущением, что он тут временно, у него меньше стимулов «обрастать» долгосрочными связями. И храм может восприниматься как комбинат по предоставлению религиозных услуг…

Это только теория, на практике все бывает совершенно по-разному. Хотя мы и говорим о духе временщичества в нашем регионе, все-таки мы живем на Севере, а чтобы согреться, как известно, нужно всем быть ближе друг к другу. Людям все-равно нужно место, где они могут почувствовать себя родными и нужными. Так что общины создаются. Вообще, приходы открываются не по принципу: «хотим построить здесь храм, а приход соберем вокруг него потом». В этом году нашей епархии исполняется 25 лет, так за четверть века наши приходы возникали как раз вокруг общин, а не наоборот.

Утверждение, что храмы существуют вокруг общин верно и для кафедрального собора? Каково у вас соотношение прихожан и «захожан»?

Активно и постоянно в приходской жизни участвуют приблизительно 50–70 человек, при этом в рядовое воскресение у нас причащаются порядка 100–150 человек.

У Вас есть опыт церковной жизни в Москве. Есть ли разница между служением священника на Севере, и служением в центральных регионах?

Я не вижу особых отличий, хотя надо отметить, что сан я принял уже здесь и опыта священнослужения и пастырства в центральном регионе у меня нет. Ну, может быть, у нас более «пестрый» состав прихожан, ведь работать сюда приезжают люди из самых разных регионов России.

Вы исполняете послушание епархиального секретаря. В чем заключается Ваша работа?

Прежде всего, это церковное послушание, а значит, служение. Оно не имеет фиксированного «рабочего дня». Это и работа с документами, и встречи, не только с духовенством, но и со множеством светских людей.

А насколько получается совмещать это с пастырским служением? Есть ли прихожане, которые приходят на исповедь именно к Вам?

Точное количество не назову, но такие есть. Стоит учесть и то, что есть люди, которые приходят не только на исповедь, но им нужно просто поговорить с конкретным священником, получить от него совет. Так что цифры могут быть разные, в зависимости от того, кого мы будем учитывать.

Бывало, что Вы не знали, что сказать обратившемуся к Вам человеку?

Подобные ситуации случались. Священный сан я принял четыре года назад, поэтому считать себя достаточно опытным не могу. Однако, думаю, что подобная ситуация совершенно естественна, такое может случиться с каждым священником, даже с умудрённым большим опытом.

И что делать в такой ситуации?

Самый, возможно, простой выход из ситуации — обратиться к более опытному священнику, конечно, если такая возможность есть. Но если ее нет, надо помолиться и постараться помочь человеку.

А как в епархии духовенство восприняло Ваш «карьерный взлет»? Всего четыре года в сане — и уже епархиальный секретарь?

Достаточно спокойно. У нас в епархии вполне дружественная обстановка среди духовенства. К таким ситуациям подходят по принципу: «архиерей благословил, значит, следует исполнять».

Не бывает неловко давать указания священникам, которые старше Вас и по возрасту, и по сану?

Здесь необходимо обратить внимание на два момента. Первое — то, что любое указание, которое передает секретарь, есть благословение правящего архиерея, отцы это понимают. Второе — то, что передавать подобные указания необходимо с уважением и почтением к священникам, тогда и не будет никаких недоразумений.

Хватает ли сил и времени на семейную жизнь?

Да, это очень важный вопрос. Ведь какое настроение в семье, «малой церкви», такое и перед Престолом, поэтому необходимо, несмотря на занятость, уделять время и матушке, и детям. Моя супруга работает в комитете образования города Мурманска, и проблема в том, что у нас «рабочие графики» не совпадают: суббота и воскресение для священника — это совсем не выходной день. Правда, сейчас она в декретном отпуске, что заметно облегчает нашу жизнь.

А были ли «бытовые» сложности при переезде на Север?

На первых порах трудно было привыкать к жизни в режиме полярный день — полярная ночь. Трудно было спать, когда за окном светло, трудно «входить» в полярную ночь, когда световой день сокращается до нескольких часов: сразу хочется подольше поспать, но приходится заставлять себя вставать и идти на службу. Скажем так: спится хорошо, а высыпаться получается не всегда.

А как переносится мороз?

Я не застал морозов под -50, которые помнят местные старожилы. При мне ниже 30–35 температура опускается зимой максимум на неделю или две. Кроме того, близость моря сказывается: холод тут легче переносится. Так что все не так страшно, как может казаться.

У людей, трудящихся на светских работах на Севере, есть ряд льгот, в том числе и право на дополнительный отпуск. А как у священников?

У священников нашего региона дней для отдыха тоже больше, чем у тех, кто служит в средней полосе, — нам полагается 45 дней. Некоторые делят этот срок на несколько частей, а кто-то хочет использовать его сразу. Я предпочитаю разбивать отдых на две неравные части. Правда, у священников нет некоторых льгот, которые есть у людей, трудящихся на светских работах, например, дорога до места отдыха и обратно нам не оплачивается.

В целом же можно сказать, что особых бытовых сложностей нет: получилось обжиться на новом месте, получается достаточно много служить, и вместе с архиереем, и самостоятельно, есть важные и интересные послушания.

Ну что ж, спасибо, что уделили время для беседы, помощи Божьей Вам и Вашей супруге. Желаю благополучно дождаться прибавления в семействе!

#интервью #осознанная вера

08 февраля 2021
Яндекс.Метрика