Новости
Состоялась Филаретовская секция Ежегодной богословской конференции
2 декабря 2020 году в Митрополичьих палатах Подворья
Здесь мы предлагаем ознакомиться с краткими аннотациями прозвучавших докладов. Запись докладов в скором времени можно будет прослушать на портале «Флорилегий».
Первая сессия
иерей Даниил Сергеевич Салищев (Калужская духовная семинария). «Интертекстуальность в творчестве свт. Филарета (Дроздова) и русская
Творчество святителя Филарета (в частности, его проповеди и письма) насыщено цитатами и аллюзиями из традиционных текстов, таких как Библия, Триодь, Октоих и прочие сборники богослужебного обихода. Целью доклада является проследить связь между указанной особенностью литературного стиля Московского архипастыря с предшествовавшей ему
диакон Евгений Лютько. «святитель Филарет и Мосгейм»
В докладе анализируется проблема влияния «отца современной церковной истории» Иоганна Мосгейма (1693–1755) на составителя первой первых учебников по этому предмету свт. Филарета (Дроздова) и его младшего сотрудника свт. Иннокентия (Смирнова). Еще в дореволюционной историографии было отмечено, что авторы
протоиерей Павел Хондзинский. «‘Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною’: святитель Филарет и отец Сергий Булгаков»
Цитация о. Сергием Булгаковым в «Агнце Божием» известной «формулы» святителя Филарета: «Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною», — заставляет поставить вопрос о взаимоотношении христологических и триадологических концепций обоих авторов. В связи с этим в докладе делается попытка выяснить, что стояло для каждого из них за этим общим для обоих положением, и как сходство и различие их позиций было опосредовано своеобразием восприятия каждым из них к платонической традиции.
иерей Алексей Черный. «Пастырское богословие святителя Иннокентия Херсонского»
В докладе рассматриваются взгляды святителя Иннокентия (Борисова) на служение приходского священника. Этот, без сомнения, выдающийся пастырь, богослов и церковный деятель Синодального периода не оставил трудов, непосредственно посвященных священству или пастырскому служению. Однако именно его можно без преувеличения назвать тем, кто первым среди русских богословов изложил в своих работах и проповедях систематическое учение о православном пастырстве и в этом смысле значительно опередил свое время. Особенно примечательно то, что святитель Иннокентий впервые в истории русского богословия разрабатывает христологические и экклезиологические аспекты священнического служения и определяет место священника в Церкви как реальности Царства Христова. Такой подход выделяется не только на фоне эпохи, но и в истории русского богословия в целом. Автор высказывает предположение, что в основе концепции свт. Иннокентия лежат, с одной стороны, стремление защитить православное учение перед лицом инокофессиональных влияний (прежде всего, протестантских), а с другой — попытка противостоять восстановлению утилитарного подхода к священнослужителям со стороны государства, характерного для Николаевской эпохи.
В завершении первой сессии прошла презентация 16 выпуска «Филаретовского альманаха», который в скором времени поступит в продажу.
Вторая сессия
Николай Александрович Ванифатьев. «Сотериологическая проблематика в письмах к мирянам преподобного Амвросия Оптинского»
В настоящем докладе предпринимается попытка реконструкции сотериологической концепции преп. Амвросия Оптинского на основе его писем к мирянам. Применяя системный и источниковедческий анализ, мы приходим к выводу, что предлагаемый старцем Амвросием путь спасения состоит из устремления к внутреннему совершенствованию, для реализации которого стоит обращать внимание и на внешние средства, однако выше всего — искупительный подвиг Христа. Таким образом, сотериологическую систему оптинского старца мы представляем в виде триады: «внутреннего», «внешнего» и «трансцендентного».
Надежда Валерьевна Винюкова (Большая российская энциклопедия). «’Здесь я полюбил русский народ, потому что узнал его’: тюремное служение отца Иосифа Фуделя»
Доклад раскрывает тему страдания через опыт тюремного служения священника Иосифа Ивановича Фуделя, служившего в Бутырской пересыльной тюрьме в
Николай Николаевич Павлюченков. «„Кто не умер, никогда не взойдёт на эту высоту“. Замечания к „Размышлениям на случай кончины отца Алексея Мечева“»
В докладе рассмотрена работа свящ. П. Флоренского «Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечёва», написанная в 1923 г. Свящ. П. Флоренский полагал, что небольшая рукопись, найденная после смерти о. Алексея, была написана его рукой и представляла собой надгробное слово, написанное им для самого себя. Это обстоятельство послужило поводом для Флоренского изложить свою своеобразную трактовку смерти праведника как соединения со своим высшим Я. Автор делает вывод, что в целом, в рассматриваемой работе нашел свое отражение интерес к
Вячеслав Александрович Ячменик. «Тема умирания Церкви в богословии конца
В докладе прослеживается, как вскоре после начавшегося тотального уничтожения верующих в
#конференции #Хондзинский Павел #Чёрный Алексей #Лютько Евгений #наука #наука