Новости
Интервью с протоиереем Николаем Емельяновым и Григорием Юдиным о коллективной монографии «Жизнь в долг: моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России» ЧАСТЬ 1
В издательстве ПСТГУ вышла коллективная монография «Жизнь в долг: Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России». Проект inPress подготовил интервью с её научным редактором Григорием Борисовичем Юдиным и одним из основных авторов - протоиерем Николаем Емельяновым. С аудиоверсией интервью вы можете ознакомиться на площадке Флорилегий, а текстовый вариант предлагаем здесь.
С авторами беседовали Вячеслав Ячменик и диакон Евгений Лютько.
ВЯ: Первый вопрос об авторах. Как я понимаю, авторов больше двух, это плод работы всей лаборатории социологии религии?
ГЮ: Да, это коллективный проект, который начался в 2014 году и реализовался силами ряда коллег из лаборатории Социологии религии ПСТГУ. Это был эмпирический проект, в сборе данных участвовало 8–10 человек, и есть целый коллектив авторов, которые писали тексты. Моя роль здесь, кроме рядовой авторской роли, редакторская, роль отца Николая, помимо авторской, еще роль
ЕЛ: Мой первый вопрос: расскажите про то, что объединяет книгу, зачем она появилась и против чего она выступает?
ГЮ: «Против чего?» — это как раз хороший вопрос, потому что книга, если угодно, появилась против нашего собственного представления о том, как устроена кредитная мораль в России. Когда мы начинали это исследование, наша гипотеза состояла в том, что очевидная возросшая роль потребительского кредитования в экономике связана с желанием, готовностью людей полагаться на государство и не принимать всерьез на себя ответственности за свои кредиты.
Не то чтобы совсем не принимать, но иметь в виду, что при необходимости, в случае чего, добрый Путин обнулит все кредиты. Это была наша исходная гипотеза, которой мы хотели объяснить всплеск потребительского кредитования в России, а также тех кризисных ситуаций, которые уже возникали.
Исследование дало нам возможность в полной мере опровергнуть эту гипотезу — дело оказалось ровно наоборот. Мы провели больше сотни глубинных интервью в разных городах России, и, сравнивая между собой большие города и малые, сравнивая людей, которые принадлежат к плотным православным общинам, и тех, кто не принадлежит к ним,
мы обнаружили этический императив, моральный принцип, который стоит за кредитованием в России.
Он как раз определяется не желанием бесконечно полагаться на государство, а, напротив, готовностью, стремлением, желанием полагаться только на себя и брать на себя полную ответственность за принимаемые кредитные решения.
Понятно, что речь не идет обо всех россиянах — нет «всех россиян». Речь идет о доминирующей кредитной морали, которая определяет кредитное поведение. Понятно, что мы видели и других людей, которые отличаются от этого принципа, про них можно поговорить отдельно. Но господствующим принципом, конечно, является принцип самостоятельности и личной ответственности за кредит, который берет человек.
Главным открытием стало то, что именно господство этого принципа на самом деле и стоит за бесконтрольным расширением потребительского кредитования и за тем, что люди оказываются в кредитной ловушке. Именно
ориентация на то, чтобы брать ответственность на себя, ни на кого не полагаться, не просить ни у кого помощи и поддержки и отвечать за последствия своих действий только самостоятельно, приводит людей к самым тяжелым проблемам в области потребительского кредитования.
Решение выпустить книжку связано с тем, что книжка написана против наших предрассудков.
ЕЛ: Я никогда не думал об этих предрассудках. Где они гнездились? Где это представление о рядовом потребителе кредитов как о человеке, который надеется на «отца нации»?
ГЮ: Когда мы начинали делать этот проект, то было понятно, что сфера потребительского кредитования в России очень расширилась и стала одним из двигателей российской экономики, но при этом исследований было, честно говоря, не очень много. В значительной степени тон обсуждения этой проблемы задавала образованная публицистика. Исследование начиналось в шлейфе того локального, но
ВЯ: Насколько я понимаю, в итоге вы пришли к тому, что эта проблема является личностной и, в некотором смысле, пастырской, что эту проблему
НЕ: Это проблема не только и не столько экономическая, как это может показаться при внешнем взгляде. Потребительские кредиты человек берет на сиюминутную потребность, которая всегда не жизненно необходимая. Это всегда выходит за рамки жизнеобеспечения. Даже если говорить о валютной ипотеке, которая является, конечно, более ответственным делом, чем потребительский кредит на покупку айфона, который берет молодой человек, не имеющий на это достаточно средств, все равно это не вопрос жизни и смерти.
Григорий Борисович сказал, что мы написали книгу против своих предрассудков относительно вопросов финансовой грамотности, представления о людях, зараженных советским инфантилизмом. Но должен признаться, что у меня ситуации закредитованности, с которыми я сталкивался как священник не раз и не два, вызывали недоумение. Всегда было непонятно, как человек мог в это попасть. Возникали ассоциации с игрой в азартные игры, с наркотиками, казалось, что это из сферы
Когда мы стали исследовать ситуацию более пристально, то оказалось, что она гораздо масштабнее, что это не просто безответственность, распущенность или жадность. Оказалось, что это проблема связана в большей степени с одиночеством современного человека.
Человек попадает в
Наша книжка ставит еще один важный вопрос, кроме экономического, — вопрос о жизни в общине. Это сейчас оказывается колоссальной проблемой в России.
Мы смогли продемонстрировать это очень ярко. Такая одинокая жизнь начинает разрушаться в самых неожиданных местах. Этот современный, образованный, прекрасно понимающий финансовую ситуацию человек, просчитывающий доли процентов, условия страховок, весь мелкий шрифт под условиями кредитования, вдруг оказывается совершенно неспособен просто жить. Оказывается, что его жизнь очень неполноценная. Оказывается, что она начинает разрушаться в тех сферах, где он компетентен — не в сфере сложных отношенческих, семейных проблем, а в чисто экономической. И
жизнь разрушается не потому, что у человека совсем нет денег, не потому что он финансово безграмотен, не потому что он не понимает и не отвечает за последствия своих действий, а потому что он одинок,
потому он нежизнеспособен, и это, можно сказать, поразительный результат исследования. Он выводит на вопросы вполне пастырского характера, богословского, и, в обратную сторону, он очень ярко показывает, что никакой чистой, голой экономики самой по себе не существует, она имеет мощную моральную и чисто религиозную составляющую и всегда требует богословского осмысления, всегда с ним тесно граничит.
Мне кажется, этот результат очень важен сейчас, потому что он идет вразрез с неким наследием советской эпохи. Не знаю, идет ли это от примитивного понимания базиса и надстроек, идет ли это от событий истории второй половины XX века, идет ли это от того, что в политике и в управлении у нас сейчас люди, которые имеют техническое образование и совершенно не представляют себе гуманистическую составляющую экономики, но в нашей стране, мне кажется, этот тезис было очень важно заметить. Если на Западе это избитая тема, которая постоянно обсуждается и осмысляется, то у нас на самом высоком политическом уровне (например, от главы большой компании, у которой колоссальная социальная ответственность) можно услышать, что любая проблема решается соответствующим финансовым, экономическим механизмом. Это не значит, что люди так думают, но это некий привычный дискурс, привычная риторика, в которой люди поневоле начинают жить. И вдруг оказывается, что это совсем не так, оказывается, что не финансовые, не экономические вещи влияют на эту самую жизнь, на отношения человека с другими людьми, на выстраивание его жизни, на семью, гораздо больше, чем проценты, кредиты, уровень зарплаты и прочее. Для меня это стало тоже очень ярким открытием. Григорий Борисович начал с того, что это разрушение наших предрассудков, для меня это было очень важное пастырское ощущение несчастности человека, который попадает в ситуацию закредитованности не потому, что он не сможет выплатить очередной взнос, а несчастности, потому что он становится совершенно одинок в ситуации индивидуализированности.
ЕЛ: Спасибо, о. Николай, за развернутый ответ. Я хотел бы перейти к следующему вопросу. Книга создает определенный миф (в хорошем смысле этого слова): человек имеет
ГЮ: Это так называемый термин информанта. Понятно, что в значительной степени вся философия и теология посвящена тому, что такое «достойная жизнь», но этот термин информанта зафиксировал
Когда ты начинаешь выяснять, что такое «достойная жизнь», то оказывается, что человеку принципиально важно чувствовать, что он не является проигравшим, лузером,
что он соответствует минимальным критериям состоятельности и успешности общества, в котором он находится. Представления о достойной жизни выстраиваются в точке, где он переходит из состояния компетентного человека в состояние проигравшего, когда он чувствует, что ему
Самый интересный вопрос — как возникают такие представления? Понятно, что мы живем в социальной среде, и наше представление о «достойной жизни» формируется через взаимодействие с другими людьми. В российском случае ключевую роль играет очень высокий уровень неравенства. Россия — страна с одним из самых высоких показателей неравенства в мире, и в последние годы это стало становиться очевидным для граждан России. Когда мы проводили это исследование, было еще далеко не так очевидно. Мы берем интервью в разных городах, и люди, которые живут в них, так или иначе имеют опыт взаимодействия с москвичами. Они видят, что в Москве есть некоторый стандарт потребления, который существенно выше того, к чему они привыкли. Возникает вопрос: почему? Человек хочет себе объяснить, почему он не может себе это позволить. Сложно предположить, что москвич в моем статусе зарабатывает в 20–30 раз больше, в 20–30 раз больше работает и больше достоин, поэтому люди начинают думать, что они тоже хотят себе позволить такого рода достойную жизнь и начинают включаться в эту довольно рискованную гонку, в которой для того, чтобы не упасть лицом в грязь, сохранить лицо, ты должен позволить себе
ЕЛ: Прошу прощения, меня немного задело то, что Вы говорили, что экономика — не про деньги, не ВВП, не только цифры. При этом один из главных аргументов был вопрос о неравенстве. Но неравенство в экономической науке — это вопрос о деньгах, прежде всего это же материальное неравенство, не символическое. Вопрос в том, мне кажется, что русская категория «достойной жизни» является дискурсивным конструктом, который уже сам по себе является объектом критики. Этой критикой можно решить проблему закредитованности, неразмеренного потребления. Вопрос не о том, как банки или государство регулирует эти вещи, а как люди оказываются в рабстве модели «достойной жизни»?
ГЮ: Я сказал, что понятие «достоинство» — это часть большой философской традиции, оно легко прослеживается до античности, особенно если мы поместим ее в рамки этики добродетели. Из него видно, что имущественное неравенство не является экономической проблемой, оно может ей являться до определенного уровня. Аристотель говорил, что самая большая проблема с имущественным неравенством состоит в том, что в
Совсем другая ситуация с теми, кто в то или иное время прибивается к плотным сообществам. Для меня не играли принципиальной роли православные приходы. Просто в России сложно найти другую форму человеческой солидарности, которая была бы повсеместно потенциально (я не могу сказать, что повсеместно) распространена. Таких плотных приходов не так много, как хотелось бы, но сложно назвать
те, кто входит в плотные православные сообщества, на самом деле обретают другой способ достижения «достойной жизни»,
соответствующей тому, что сказал бы Аристотель,
#Емельянов Николай #Юдин Григорий #соцрел #формы церковной жизни #осознанная вера