Новости
Константин Валерианович Асмолов «Христианство в Корее стало религией прогресса»
Существует мнение, согласно которому Республика Корея — это пример страны с развитой культурной традицией, которую удалось христианизировать не потому, что христианство воспринималось как «культура белого человека». Корея воспринимается многими как практически исключительный пример того, как целый народ удалось христианизировать благодаря чисто миссионерскому усилию, без дополнительного «кнута» в виде административного ресурса, или «пряника» в виде культурных достижений Западного мира. Один из ведущих отечественных
В России иногда приходится слышать вопросы в стиле «вы христианин или католик?». Но в Республике Корея, как ни странно, протестантизм и католичество действительно обозначаются разными словами. Почему?
Протестанты Кореи именуют свое вероучение «кидоккё» («Учение Христа»), в то время как католики именуют себя последователями «чхончжугё» («Учения Небесного владыки»). Поэтому, если кореец называет себя христианином (
Когда впервые христианство появилось на Корейском полуострове?
Христианство в виде католичества стало проникать в Корею из Китая, сначала через книги. Это был интерес не в полной мере религиозный, скорее это был интерес к западной цивилизации и связанному с ней прогрессу в науке и образовании. Кроме того, само название «чхончжугё» создавало несколько превратное представление о сущности христианства. Потом начали появляться французские
Но ведь гонения на христиан, в том числе и потому, что они отказывались приносить жертвы духам предков, начались еще до этой истории?
Репрессии были и раньше, но после этой истории они усилились. А в ответ была предпринята неудачная попытка французов провести демонстрацию силы. Обычно ее позиционируют, как попытку Наполеона III захватить Корею, но сам Наполеон обо всем узнал постфактум. Французский посланник в Китае, узнав о репрессиях, выступил с очень жесткой риторикой в адрес корейского вана (титул правителя Кореи, который можно грубо прировнять к королю в Европейской системе. Если в Европе титул короля означал среди прочего имплицитное признание некоторой зависимости от Римского императора, то в Корее титул вана предполагал наличие аналогичных отношений к императору Китая. — Прим. ред.). После этого уже было
Обычно говорят, что христианизация того или иного региона происходила или через колонизацию (как это произошло в Латинской Америке), или благодаря обращению в христианство в результате миссии значимой части местных элит с дальнейшим задействованием административного ресурса. Как было в Корее?
О католичестве я уже сказал. Протестантизм пришел в Корею веком позже и как раз по второму сценарию. Христианство в Корее стало религией прогресса. Протестантские миссионеры не столько занимались прямой проповедью, сколько открывали школы и больницы.
По сути, они делали христианство способом получить доступ к новым знаниям и возможностям.
Корейский двор был в целом категорически против модернизации (особенно не нравилось, когда вану пытались объяснить, что не следует путать личный кошелек с государственным бюджетом). И в таких условиях очень многие вещи отдавались на откуп миссионерам еще и потому, что двор мог этими вопросами в дальнейшем не заниматься. Таким образом, начала формироваться определенная элита, но тут пришли японцы (с 1905 г. Корея — японский протекторат, а с 1910 г. — колония), и эта элита стала контрэлитой. Японцы стали проводить политику этноцида (вплоть до насильственного обращения в синтоизм, при том, что синтоизм — это традиция, не предполагающая прозелитизма), а христианство, таким образом, стало религией угнетенных. При этом любой корейский национализм жестко подавлялся (вплоть до тюремного срока за попытку издания словаря корейского языка), а христианские миссии давали
Какую роль в успехе христианства в Корее сыграло то, что это конфуцианский регион? И конкретно корейская специфика в переживании конфуцианства? Ведь о конфуцианстве вообще часто говорят не как о религии, а как о философии, в частности социальной философии…
На некоторые мировоззренческие вопросы конфуцианство действительно не давало ответов, что тоже подталкивало людей к принятию христианства. Для Кореи, как и для Дальнего Востока в целом, характерен определенный уровень синкретизма, когда человек ищет в разных традициях ответы на комплекс вопросов. Например, к конфуцианству человек обращается при решении социальных и карьерных вопросов, а к христианству — для личного общения с Богом. При этом надо учесть еще один фактор — христианство работало как социальный лифт. По сравнению с Китаем, корейское общество было более иерархичным: даже незаконнорожденный сын янбана (аналог европейского дворянина. — Прим. ред.) не мог стать чиновником. А христианство,
Какова сейчас статистика? Сколько христиан в Республике Корея?
Около 30% от общего числа населения. Католиков — порядка 10–11%, протестантов — 18%. Но при этом нужно учесть, что в эти 18% входят и те, кого вряд ли можно считать христианами с точки зрения традиционных критериев. Например, у нас широко известна так называемая Церковь объединения Муна, кстати, проект, рожденный не без участия ЦРУ Республики Корея (Не в последнюю очередь
Христиан в Республике Корея — около трети населения, тем не менее ваш
В результате влияния тех факторов, о которых мы говорили выше, в Республике Корея христианизированы элиты. Яркий пример — президент Ким Дэ Чжун, единственный кореец — лауреат Нобелевской премии (получил премию Мира в 2000 г. за межкорейский саммит). Этот человек долгое время возглавлял «внесистемную оппозицию» в Республике Корея, регулярно арестовывался властями и даже приговаривался к смертной казни. Но при этом, будучи глубоко верующим католиком, призывал не мстить за свою смерть, а став президентом, амнистировал своих прежних политических противников, находившихся в это время в тюрьме. Дело еще и в том, что у истоков значительной части корейских университетов, особенно частных, стояли христианские миссионеры. Современное корейское общество остается очень иерархичным: очень много зависит от того, какой вуз ты закончил. В этом контексте христианское вероисповедание в определенных ситуациях дает плюсы, в том числе и в глазах работодателя, да и не только. Например, при президенте Ли Мён Баке многие бизнесмены, которые ходили в протестантский приход вместе с ним, внезапно получили очень выгодные контракты и изрядно обогатились. Хотя стоит оговориться, что для карьерного успеха вероисповедание имеет
Протестантов в Корее примерно вдвое больше, чем католиков, тем не менее, если говорить о динамике, с
У меня нет готового ответа. По субъективному ощущению, те, кто ищет веру, но при этом не в харизматическом варианте в стиле «в меня вселился Архангел Гавриил», кому нужно
Для корейцев национализм — одна из базовых мировоззренческих установок. Та же секта Муна в качестве составной части своего вероучения проповедует богоизбранность корейцев. В этом контексте скорее можно было бы ожидать быстрого роста числа протестантов: Католическая Церковь отличается более строгим подходом к вероучительным вопросам…
Тем не менее некоторое количество деятелей
А как обстоят дела с христианством в Северной Корее? Официально они «преодолели религиозные предрассудки» еще в
Дело в том, что в
Православие в Северной Корее — это такой же фасад?
До конца непонятно. Православный храм появился в КНДР, когда об этом попросил наш посол Андрей Геннадьевич Карлов: у него были очень хорошие отношения с Ким Чен Иром. Насколько я понимаю, суть проблемы была в том, что российские дипломаты, среди которых были и православные люди, испытывали определенные трудности от того, что негде было молиться. Ким разрешил открыть православный храм, прихожанами которого стали дипломаты. Но при этом появились и местные люди, «отвечающие за данное направление», певчие, например.
Насколько товарищи, «отвечающие за», искренне верующие?
По моим ощущениям, это неверующие люди. Злые языки говорят, что, для того чтобы стать православным в КНДР, требуется партийный стаж не менее пяти лет. Хотя и тут все не так просто: синкретизм в убеждениях ведь тоже случается часто. Например, один из корейских православных священников, говоря о своем прошлом, среди прочего сказал примерно следующее: «…и тогда, восприняв душой бесценные руководящие указания товарища Ким Чен Ира о необходимости установления искренней дружеской связи с Россией, я всем сердцем обратился в православие и решил честно принять его заповеди».
Если вернуться с Севера на Юг, насколько там для распространения христианства используется административный ресурс?
Административный ресурс скорее используется для налаживания деловых контактов с Западом через существующие протестантские секты. Формального давления с целью обращения
есть факт: элиты в значительной степени христианизированны, и это влияет на общество.
Причем скорее неформально. Например, в период студенческих волнений, студенческие и профсоюзные лидеры могли найти убежище от преследования в Католическом соборе Мёндон, поскольку полиция не могла туда войти, соблюдая европейскую традицию восприятия храма как убежища, хотя никакой формальной нормы, предписывающей ей такое поведение, не было.
Согласны ли Вы, что, несмотря на то что более половины граждан Республики Корея — люди неверующие, Корею можно считать христианской страной?
Во всяком случае можно говорить, что это самая христианизированная страна Дальневосточного региона.
В настоящее время редакция готовит материал о Православии на Корейском полуострове: следите за публикациями.
Благодарим за помощь в подготовке текста Сергея Толкачева.