Версия для слабовидящих

Новости

Студенты богословского факультета провели онлайн встречу о русском церковном пении

На традиционном факультетском часе, в понедельник в 17.00, только не в нашей уютной Гостиной БФ на 4 этаже, а в онлайне, регент хора БФ Павел Крюков рассказал об истории русского обиходного церковного пения.

Доклад Павла Дмитриевича, нашего регента, а также аспиранта ФЦП, занимающегося историей русского и украинского церковного пения, в частности — древними октоихами, назывался «Краткий очерк истории русского церковного пения сер.ΧVII-нач. XX веков. Песнопения современного русского обихода» В течение доклада студенты могли услышать не только голос докладчика, но и аудиозаписи описываемых песнопений, в том числе дореволюционные, а также посмотреть фотокопии рукописей и нот.

После общей периодизации истории русского церковного пения, докладчик сразу перешел к процессам середины XVII века, которые обусловили последующий путь богослужебного пения в России. Он подробно остановился на причинах и пути формирования партеса на Украине, его импорте в Россию и последующем развитии. Далее речь шла о новой моде второй половины XVIII века: итальянском классицизме и Бортнянском как наиболее ярком представителе этого стиля в России. Время «итальянщины», как ее называли, сменил курс, лозунгами которого были «уравнение церковного пения в России» (словами императора Николая I) и возврат к русской традиции. Итогом стал Обиход Львова, который на практике отразил законы современного ему немецкого стиля музицирования. Противостояние петербургской и синодальной, фактически — общерусской традиции церковного пения, достигло своего апогея. Но монополия Петербурга не была долгой, и в 60-е годы XIX века начинается движение, названное «русской идеей в музыке». Примечательно, что всем известны именно те композиторы, которые опирались на национальные особенности русской музыки, а не на европейскую моду: Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов и другие. Конец XIX- начало XX века ознаменовались необычайным подъемом и расцветом во всей русской, и особенно — церковной музыке. В качестве послесловия Павел Дмитриевич упомянул о дальнейшей судьбе церковного пения в атеистический XX век и о перспективах, стоящих перед нашей современностью.

Аудиозапись доклада будет в скором будущем доступна в формате подкаста на наших площадках.

#наука #наука

Фотограф Сергей Пронин
10 мая 2020
Яндекс.Метрика