Новости
Священник Даниил Торопов: «духовное образование не должно рассматриваться в качестве „запасного аэродрома“»
В конце минувшего года мы говорили с Глебом Андреевичем Тороповым, который сейчас занимает должность заместителя начальника отдела в Федеральном агентстве по делам национальностей. В разговоре упоминался старший брат Глеба Андреевича — отец Даниил, который также окончил Богословский факультет ПСТГУ, принял сан и сейчас служит в известном в Москве храме Воскресения Словущего. Сегодня мы предлагаем читателям размышления отца Даниила Торопова о духовном образовании и путях пастырского служения.
Отец Даниил, с одной стороны храм, где Вы сейчас служите, хорошо известен москвичам, с другой стороны, он всегда в тени Данилова монастыря. Скажите, к Вам вообще люди ходят?
Ходят. В обычный воскресный день у нас причащается от 50 до 100 человек. На двунадесятые праздники количество возрастает в полтора раза. При этом география наших прихожан самая разная: большая часть людей, разумеется, из Южного округа Москвы, но есть и те, кто приезжает издалека. Наш храм достаточно известен в Москве — его восстанавливали вместе со
В вашем приходе в субботние и воскресные дни праздничная утреня служится с утра, а не вечером, как в подавляющем большинстве московских храмах. Почему?
Наш богослужебный круг в выходные дни устроен так: в субботнее утро мы служим утреню и Божественную Литургию, а вечером — вечерню с акафистом (обычно у нас чередуются акафисты иконам Божьей Матери «Неупиваемая чаша» и «Нечаянная Радость», святителю Николаю и великомученику Пантелеимону). В воскресное утро в 8:30 мы совершаем утреню, затем часы, а около десяти — Божественную Литургию. Наш предыдущий настоятель, протоиерей Геннадий Бороздин, придумал эту традицию, чтобы привлечь в наш храм людей: нужно же
Как давно Вы служите в этом храме?
Уже два года. В этом храме традиционно служат священники, работающие в Отделе внешних церковных связей. Понятно, что
Вас перевели сюда по ходатайству митрополита Илариона. Как Вы с ним познакомились?
Я был в первом наборе аспирантов Общецерковной аспирантуры, а владыка Иларион, ректор аспирантуры, обязательно лично беседует с каждым поступающим туда на обучение. Я уже давно завершил обучение и даже написал диссертацию, а вот до защиты, к сожалению, пока так и не дошел — постоянно туда
Вы окончили магистратуру
После окончания ПСТГУ меня пригласили быть иподиаконом епископа Кирилла, наместника Донского монастыря (ныне митрополит Ставропольский и Невиномысский). Также владыка позвал меня на работу в Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, который он тогда возглавил, причем особенно подчеркнул, что я должен справиться с новыми обязанностями, поскольку
Отец Даниил, понимаю, что вопрос избитый, но не могу его не задать: Вы поступали в
Я очень долго колебался: хотелось одновременно и самому сделать разумный выбор, и чтобы Господь мне указал, как поступить. Я спрашивал совета у многих людей, которым доверял, прежде всего у своего отца, протоиерея Андрея Торопова. Отец Андрей спросил совета у своего духовника — архимандрита Кирилла (Павлова), и отец Кирилл благословил поступать тогда в
Высокое качество нашего образования действительно давно известно, но при этом до сих пор у многих настоятелей и епископов есть определенные опасения касательно наших выпускников: при прочих равных они охотнее возьмут к себе служить выпускника семинарии. Вы знакомы, выражаясь светским языком, со многими инсайдерами в нашей Церкви, поэтому интересен Ваш взгляд на причины такой настороженности.
Трудно выделить
А когда у Вас возникло желание стать священником?
С самого раннего детства —
Порой в среде сыновей священников священство воспринимается как нечто второстепенное, фактически как запасной вариант.
Мне приходилось слышать такие рассуждения: «После школы пойду на Исторический факультет, а если не получится — тогда в семинарию». Я думаю, что духовное образование не должно рассматриваться в качестве «запасного аэродрома». Если это так, тогда человеку не стоит вообще вставать на этот путь. Если не поступил туда, куда планировал, то лучше уж отслужить в армии, а потом поступить туда, куда хотел изначально.
Есть и другой сценарий: часто бывает, что человек, напротив, сначала получает светское образование именно потому, что ему кажется важным те навыки и знания, которые он получает, потом отдать на службу Церкви.
Этот вариант мне тоже нравится. Может быть, для зрелого, правильного и уже окончательного выбора человеку важно сначала получить светское образование, а потом, уже пройдя «горнила испытаний» и поняв, что пастырское служение — это то, о чем он всегда думал, получать духовное образование. Мне кажется, такой выбор будет более осознанным.
Вы писали дипломную работу по истории Русской Церкви Синодального периода — о диалоге со старокатоликами. Почему? Ведь многие скажут, что этот период скучный: вместо Церкви Христовой — ведомство Православного исповедания, вместо святости и динамики — статика и бюрократия…
Я не вполне согласен. С одной стороны мы видим в Синодальный период достаточно жесткий бюрократический контроль за церковной жизнью. Видим, что в Церкви выстроена бюрократическая вертикаль во главе с
Скажите, за всеми Вашими приходскими послушаниями и научной работой как удается выкраивать время для семьи?
Это одно из самых важных испытаний священнического служения: можно увлечься своей пастырской работой и позабыть о семье. Конечно, важно и нужно быть увлеченным, но при этом помнить о том, что рядом с тобой находятся родные, близкие люди, за которых ты понесешь ответственность перед Богом. Нужно максимально стараться уделять им свое свободное время, тратить его не на себя, а на семью. Я стараюсь обязательно находить время на общение со своими детьми, на разговоры, на поддержку супруги. Ей очень тяжело, ведь у нас четверо детей.
Вообще женатому священнику очень важно иметь надежный тыл, чтобы и супруг, и супруга смотрели в одну сторону, чтобы супруга была человеком воцерковленным и не из числа неофитов, а из среды людей, которые с детства в Церкви.
Ну, в семинарии еще в поздние советские времена примерно так актуализировали слова Писания «Не берите себе жен из дочерей хананейских». Но
В неофитстве всегда есть опасность последующего разочарования: приходя в Церковь, человек горит своей верой, но потом оказывается, что церковная жизнь — это каждодневный и очень нелегкий труд над самим собой. И этого каждодневного труда человек не выдерживает. Вот, сейчас иногда говорят, что проблемой православия является его «непопулярность». Простите, а как вообще православие может быть популярным? Если это постоянная работа над собой, то популярным этот путь не может быть в принципе. А бывает и так, что разочарование происходит от того, что человек в прессе или в сети прочтет
Недавно мы беседовали с Вашим братом — Глебом Андреевичем. Он ранее вместе с Вами трудился в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством, а сейчас работает на государственной службе. Таким образом, получается, что в вашей большой семье два брата (причем оба инсайдеры) некоторым образом олицетворяют
Случаются. Причем бывают иной раз довольно жаркими и всегда насыщенными. Но мне важно, что Глеб, будучи чиновником, загруженным служебными делами, обязательно находит время для богослужения: и просто для храмовой молитвы, и для пения на клиросе. Можно работать на светской работе и быть при этом церковным человеком.
#интервью #сеть поддержки выпускника