Новости
«Он находил людей, придумывал проекты и „дарил“ их друг другу, точно определив, кому какой проект придется „впору“» — 40 дней со дня смерти протоиерея Георгия Ореханова
Жизнь отца Георгия оборвалась так резко и неожиданно, что трудно даже просто осознать потерю. И в то же время о нем уже успели написать многие люди, которые его знали, с ним работали, учились у него. Все вместе они рассказали о разных сторонах его служения. Мне остается написать про то, о чем лишь вскользь упомянули, — о школах, где он работал.
1. Первая школа
С будущим отцом Георгием (а тогда Юрием Леонидовичем и даже просто Юрой) мы познакомились в
В этой школе работалось трудно и радостно. Трудно — потому что сильные ученики, поступавшие в нее по конкурсу, требовали от учителей полной отдачи. Радостно — потому что в большой и дружной молодой учительской команде сложились замечательные отношения. Кроме всего прочего, это была школа «городского подчинения»: ее не проверяло районное начальство, дышалось там гораздо свободнее, чем в обычных школах.
И разговоры часто велись такие, которые в те времена вести было опасно.
В начале
Это стремление объединяло молодых учителей с их учениками, которые были моложе всего на несколько лет. Вначале прямых разговоров о вере между ними не возникало, да и вести их было почти некому. Воцерковленным православным среди учителей был лишь один молодой математик — Дмитрий Владимирович Ушаков. Как ни парадоксально это прозвучит, наш с Юрой общий еще школьный друг — по разным школам. Мы с Димой были знакомы по
Юрий Леонидович оказался очень хорошим учителем. Те, кому он преподавал математику, помнят, что он умел научить трудным вещам так, будто ничего трудного в них и не было. С улыбкой, с артистизмом мастера. И замечательным классным руководителем, пользовавшимся любовью и доверием своих учеников. Он отдавал им очень много времени и сил, участвуя вместе с ними в реставрационных работах.
Это была еще одна особенность тех лет. Желание вернуть себе историю своей страны оформилось тогда, как бы сейчас сказали, в «гражданскую инициативу» — добровольно работать на реставрации исторических памятников. Существовала организация по охране таких памятников, она стала помещать объявления в «Московском комсомольце»: где можно собраться и поработать в очередной воскресный день. После работы там рассказывали об истории памятника и вообще об истории… Некоторые из молодых классных руководителей, в том числе Юрий Леонидович, стали ездить вместе с ребятами на эти собрания. Потом начались поездки на каникулах и более серьезная работа, потом на основе поездок сложился реставрационный клуб, который назвали «Заостровье» — по месту первой большой экспедиции. К сожалению, деревянный погост Заостровье в Архангельской области вскоре сожгли местные вандалы. Но клуб продолжал работать…
Сейчас трудно даже представить себе подвиг молодых учителей, которые выезжали с ребятами каждые выходные и каждые каникулы.
Во многом благодаря этим поездкам авторитет Юрия Леонидовича был таким, что ему завидовали солидные преподаватели из МИФИ. Когда на празднике Последнего звонка в школе выступали почтенные мужи из института (в том числе и достаточно высокое начальство), унять ребят, радовавшихся близкому выпуску, было не
Это был авторитет самоотверженности, доброты, честности и того стремления к правильной (праведной) жизни, который в глазах ребят стоял гораздо выше, чем авторитет должностей и регалий.
Однако сам для себя Юрий Леонидович все еще продолжал медленно и вдумчиво искать ответы на главные вопросы. Сначала поступил на психфак МГУ (взял паузу в учительской работе), потом
После 1988 года отношение властей к церкви стало меняться, понемногу начали открывать храмы и восстанавливать монастыри. У «Заостровья» прибавилось работы. Ребята трудились в Хотькове и на Валааме, разбирали руины Толгского монастыря — всего не перечислишь.
2. Подарок на всю жизнь
Все это происходило на моих глазах, но без моего участия. Я не ходила по воскресеньям реставрировать памятники, потому что в это время была в храме на службе. И не ездила в первые дальние поездки. Как ни любила я ту школу (мы ведь делали ее «с нуля», как позже нашу Традиционную гимназию, и вкладывали в это все силы и всю душу),
До сих пор думаю, что та поездка окончательно вылечила меня и дала силы (или стимул), чтобы еще раз попытаться сделать «с нуля» школу, в которой вырастали бы новые дети — не хуже тех, кого воспитывала школа при МИФИ. Но теперь думаю, что тайной целью Юрия Леонидовича было именно сделать своеобразный подарок: «подарить» мне ребят из «Заостровья», а им — меня с разными
Поразительно, каким огромным талантом организатора обладал этот учитель, еще недавно бывший неопытным новичком. Участники поездки (как всегда) работали: копали землю и укладывали новые дренажные трубы в монастыре. «Заостровье» вообще всегда и везде работало и очень сердилось, когда работы вдруг оказывалось мало. И при этом жили — дружно и вдохновенно. С походами и шутками, песнями и «умными» разговорами, которые Юрий Леонидович заводил
Многие из учеников Юрия Леонидовича позже помогали в первые годы нашей Традиционной гимназии. Некоторые у нас преподавали (диакон Д. Пономаренко,
3. Вторая школа
Мало кто теперь, вероятно, знает, что первые наши выпускники (1993 года) получили аттестаты не в Традиционной гимназии, а в
Затея с лицеем в самом деле оказалась нежизнеспособной, хотя, возможно, главная ответственность за это лежит вовсе не на отце Георгии. Если наш первый выпуск получал аттестаты в лицее, который, в отличие от нас, сразу имел необходимый статус, то второму выпуску лицея аттестаты выдали уже мы, то есть Традиционная гимназия. Упорные долгожители, не имевшие изначально ни статуса, ни помещения, ни денег, зато прекрасно знавшие, что школа — это не философический трактат…
Мы постарались подобрать тогда не только детей, но и учителей, потерявших работу:
4. Третья школа
Это как раз наша. Юрий Леонидович проработал в ней недолго. Сейчас все понимают, что рамки школы скоро стали для него узки. Он уже знал, что хочет стать священником, и круг его научных интересов был далек от математики. Наверно, ему непросто было найти такую сферу деятельности, где бы он мог в полную силу использовать все свои таланты и возможности.
Отец Георгий не боялся учиться, пробовать, иногда ошибаться, все время быть с людьми…
С тех пор как отец Георгий перестал работать в школе, мы виделись с ним очень редко. Обменивались на бегу парой фраз — главным образом о книгах, которые каждый из нас писал и издавал. Последней была фраза, которую отец Георгий бросил о своей монографии про