Версия для слабовидящих

Новости

Прогулка по Византии с Ильёй Николаевичем Поповым

Студент Иван Старчик рассказывает о факультетском часе 3 февраля:

В прошлый понедельник состоялась встреча-беседа с Ильёй Николаевичем Поповым, ведущим сотрудником научного издания «Православная энциклопедия». Встреча эта переросла в прогулку по древним городам античного мира, которые и до сих пор сохраняют, хотя и не в первозданном виде, великолепные памятники архитектуры и живописи. Главной задачей нашей встречи было увидеть и понять как античное наследие Греков и Римлян переосмысливалось христианами и как оно преломлялось в христианском искусстве (Архитектуре, живописи и т. д.) с одной стороны сохраняя некоторые свои каноны, сложившиеся задолго до рождества Христова, а с другой стороны принимая в себя новые смыслы и формы.

Первым мы «посетили» греческий город Фессалоники, направившись прямиком к бывшему императорскому дворцу, постройки начала IVвека. В нём проживал тетрарх Галерий, соправитель Диоклетиана, который, помимо значительной перестройки своих хором и возведения церемониального зала — " Золотого октагона», украшенного карфагенским мрамором, заложил ротонду крепкой «смешанной кладки», в действительности служившую христианским храмом. И правда, в своде алтарной апсиды остались почти нетронутые временем фрески, изображающие редкий тип «Вознесения Христова», где наряду с апостолами присутствует и Божия Матерь.

Налюбовавшись внутренним убранством храма, мы вышли и направились по длинному римскому проходу-улице вдоль стоящих по левую и правую стороны колонн и, пройдя под сводами нескольких арок, очутились прямо посреди широкой городской площади. Вымощенная добротным серым булыжником площадь давала начало небезызвестной дороге Эгнатия (Via Egnatia, столбовая дорога), которая служила основным путём на запад, в Рим, через Балканы и область Иллирию. Дорога эта открывается мощной аркой. Своды её украшены барельефами, восхваляющими победу Галерия над Персами в 298 году. Поражает взгляд живость, с которой фигуры воинов и коней вытесаны из камня, будто в самом разгаре битвы, воины резко застыли, кто с копьём, занесённым над противником, кто на коне, ставшим на дыбы, с мечом в напряжённой руке.

Неподалёку от площади располагается ещё один храм, античный, и любопытный своим внутренним перерождением из античного храма императорского культа в христианский. Здесь бросается в глаза щедрость заказчиков и кажется, что золото просто лилось рекой, настолько ярко разукрашены им сохранившиеся фрагменты фресок. Вкруг нависшего свода, на высоте трёх — четырёх метров, тянется длинная вереница мучеников, искусно выложенных мозаикой, в длинных плащах. Их лица просты и выразительны. Илья Николаевич отдельно отметил стремление мозаистов передать перспективу при изображении построек.

#студенческая жизнь #формы церковной жизни #наука

17 февраля 2020
Яндекс.Метрика