Новости
Состоялась конференция «Религиозные институты и неформальная религиозность»
20 декабря 2019 г. в главном здании Свято-Тихоновского университета прошла религиоведческая секция Ежегодной богословской конференции ПСТГУ «Религиозные институты и неформальная религиозность».
В качестве общей темы секции было предложено обсуждение современных процессов ослабления авторитета и значимости институциональных образований, индивидуализации религиозного сознания, что ведет, среди прочего, к демократизации вероучительной компетентности, ранее всецело принадлежавшей клиру. Указанные процессы, с одной стороны, являются вызовом для традиционных конфессиональных институтов — среди прочего, обуславливая снижение числа постоянных прихожан христианских церквей. С другой стороны, отдельные признаки «неформальной религиозности» обнаруживаются в литургических практиках и нарративах традиционных религий.
В ходе работы секции были представлены доклады разнообразной тематики, посвященные как историческим экскурсам, так и осмыслению современных явлений, а также содержащие теоретические обобщения. Модераторами секции выступили заведующий кафедрой философии и религиоведения профессор Константин Михайлович Антонов и организатор секции, преподаватель названной кафедры Александр Валерьевич Кольцов.
Доклад сотрудника Научного Центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ диакона Евгения Лютько «„Институционализация духовного“» в контексте развития неформальной духовности в России конца XVIII — первой половины XIX вв." был посвящен прослеживанию истории понятия «духовного» в русских источниках синодального периода. На материале проповедей Стефана (Яворского), Духовного регламента, а также воспоминаний
Елена Михайловна Мирошникова (Ленинградский государственный университет имени
Блок исторических докладов был продолжен выступлением сотрудника Лаборатории исследований церковных институций ПСТГУ Сергея Александровича Воронцова. Представив доклад «Речь от лица церкви и речь от лица отцов на латинском западе в Поздней Античности: некоторые соображения», Сергей Александрович поставил вопрос о различии исторических моделей выстраивания оппозиции «частное — публичное». По мнению докладчика, современные рассуждения об институциональной и индивидуальной религиозности базируются на кантианском противопоставлении частного и публичного применения разума; в докладе была представлена попытка реконструировать категориальную модель рассуждений позднеантичных авторов о формализованной традиции.
Утреннее заседание завершилось докладом доцента Центра изучения религий РГГУ Владислава Станиславовича Раздъяконова «Неформальная религиозность как явление процесса индивидуализации религии (по материалам отечественных спиритуалистов конца XIX — начала XX века)». Доклад состоял из трех тематических блоков:
Второе заседание секции открылось коллективным докладом представителей Лаборатории «Социология религии» ПСТГУ Кирилла Васильевича Маркина, Полины Викторовны Врублевской и Елены Викторовны Пруцковой «К изучению „слабой религиозности“ в России: разработка и применение эмпирического инструментария
Следующие два доклада носили характер «точечных» полевых исследований, проблематика которых напрямую связана с общей темой конференции. Так, доцент кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Татьяна Александровна Фолиева выступила с сообщением «Малопольский путь Святого Иакова как пример институализации неформальных религиозных практик». В докладе были представлены как общие статистические данные о возрастающем интересе к паломническим путям, связанным с памятью апостола Иакова, так и история одного такого маршрута, созданного энтузиастами в Польше. Любопытным образом, соотнесение этого отдельного явления с общей динамикой позволяет сделать неочевидные наблюдения о том, как институализация паломнических практик может вести к снижению их популярности в среде церковных верующих.
Сотрудница Ленинградского государственного университета имени
Доклад доцента кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Ксении Александровны Колкуновой «Внеиституциональная религиозность или поиски нового института?», также опираясь на эмпирические исследования — в данном случае московских приверженцев «ченнелинга», — был выстроен как полемика с представлением о том, что маргинальная религиозность является проявлением индивидуализации религиозного сознания. Такой подход был охарактеризован как проявление нововременной тенденции встраивания отдельных явлений в идеальные схемы бинарных оппозиций. В противоположность этому было показано, что маргинализация религиозных практик неизбежно принимает новые институциональные черты.
В заключение работы секции был заслушан доклад преподавателя кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Дарьи Александровны Ченцовой «„Believing without belonging?“ — к вопросу о специфике религиозности современных российских мирян, практикующих исихазм». В этом сообщении эмпирический материал — поведение в
Все доклады сопровождались активной дискуссией; благодаря тому, что все выступления были ориентированы на заявленную организаторами секции проблематику, материалы сообщений взаимно дополняли или критиковали друг друга. Безусловным положительным итогом работы секции стала возможность междисциплинарного и разностороннего обсуждения явления кризиса религиозных институтов, что привело к критике ряда исследовательских выводов и постановке новых вопросов.
#Антонов Николай #Кольцов Александр #конференции #наука