Спецсерия

Интервью с Н. Ю. Суховой: «Русское богословие. Материалы и исследования»

Мы запускаем серию материалов о научных подразделениях нашего Факультета. Работа любой научной группы лучше всего показывается через её результаты, в нашем случае — тексты. В этом небольшом интервью мы поговорим с Наталией Юрьевной Суховой, руководителем Научного Центра Истории Богословия и Богословского Образования (НЦИБиБО), профессором ПСТГУ, доктором церковной истории, об одном из важных проектов Центра — серии сборников «Русское богословие. Исследования и материалы».

Добрый день, Наталия Юрьевна! Расскажите, пожалуйста, как появилась идея и первый номер этой серии?

И идея, и первый номер были связаны с нашим профессором Игорем Сергеевичем Чичуровым, почившим в 2008 г. Дружба наша с ним возникла еще до появления Центра… Формально Игорь Сергеевич никогда не был членом нашего Центра, но можно со всем основанием сказать, что учреждение Центра связано с личностью Игоря Сергеевича. В свое время он очень помог не только организации Центра, но и, честно говоря, моей уверенности в том, что традиция русского богословия имеет большое значение для развития богословия в целом. Игорь Сергеевич был человеком авторитетным в международном научном сообществе, очень много сделавшим и для древней церковной истории, и для византинистики, и для истории русского богословия ранних веков. Его очень огорчало, что в нашей традиции такой низкий интерес к отечественному богословию, и он мне сказал: «Обязательно надо этот интерес стимулировать, надо развивать, надо помогать!». И это были не просто слова. С помощью Игоря Сергеевича нам удалось созвать первую секцию по истории русского богословия в рамках нашей Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Так как имя Игоря Сергеевича было известно в разных странах, секция была международной в самом высоком смысле этого слова: приехали знавшие и уважавшие Игоря Сергеевича специалисты из Германии, Италии, Польши и других стран. К сожалению, до проведения самой секции Игорь Сергеевич не дожил. Потом мне показалось, что надо публиковать материалы и источники по истории русского богословия, хотя бы в ежегодном альманахе. Разумеется, эти материалы и источники публиковались в разных журналах, но имело смысл начать их концентрированную и целенаправленную публикацию в конкретном издании, облегчая работу исследователей русского богословия и поощряя интерес всех, чтущих отечественную богословскую традицию. В итоге первый сборник мы решили посвятить памяти Игоря Сергеевича Чичурова. Этот сборник немного выпадает из нашей серии, поскольку имеет другое название — «Русское богословие: Традиция и современность», — но является истоком этой серии, и после издания этого начального сборника мной и всеми членами нашего Центра, который к тому времени действовал уже достаточно активно, было решено делать ежегодный сборник материалов и источников по русскому богословию.

Получается, что, так сказать, «нулевой» сборник состоял из материалов секции на ежегодной богословской конференции, но потом концепция изменилась?

Скорее скорректировалась. Статьи по русскому богословию в общем-то в журналах публикуются. Однако источники по истории русского богословия, особенно значительного объема, принимаются к публикации очень неохотно. Я, как и мои единомышленники и коллеги, глубоко убеждены, что, если наша источниковая база не будет расширяться качественно изданными и откомментированными источниками, это будет тормозить развитие науки. Еще многие документы должны быть введены в научный оборот, нам совершенно необходима полная источниковая база — по крайней мере, в перспективе!

В этом, по-видимому, и состоит главная цель и этого сборника, и можно сказать всей деятельности Центра — в расширении представлений о русском богословии вообще?

На данном этапе — да. Поэтому, начиная с последних двух сборников, акцент перенесен на публикацию откомментированных источников. И появилось еще одно направление, которое кажется мне очень важным — перевод на русский язык тех западных авторов Нового времени, которые оказали серьезное влияние на русскую традицию. Например труды Адама Мелера, Фридриха Шлейермахера и других. К сожалению, на русский язык эти тексты по большей части не переведены. Поскольку в составе нашего Центра есть люди не только владеющие европейскими языками, что естественно, но и способные переводить и комментировать богословские тексты, нам показалось, что это станет очень важным приращением источниковой базы, пусть и не непосредственно по русскому богословию, но очень важным для его истории.

Насколько важной частью являются комментарии и вводная статья? Ведь может показаться, что значимостью обладают только сами тексты наших святителей.

Мне кажется, без хорошего комментария и вводной статьи многие источники могут быть поняты недостаточно глубоко или даже поняты неправильно. Что такое вводная статья? Это не только и не столько жизнеописание того или иного автора — оно чаще всего известно, по крайней мере, в основных своих вехах. Публикатор источника — чаще всего он и бывает автором вводной статьи — это исследователь, который владеет ситуацией и помогает читателю более глубоко понять источник. Во-первых, публикатор должен выделить для читателя основные темы и проблемы публикуемого материала, потому что даже достаточно искушенный читатель, который более или менее «в теме», может что-то пропустить. Во-вторых, необходимо вписать источник в церковно-исторический и идейно-богословский контекст своего времени, в проблемное поле. Наконец, следует показать место публикуемого источника в традиции русского богословия в целом. Вводная статья пишется специалистом, который, что называется, видит «на три метра вглубь». Ну, а что касается комментария — это тоже не просто факты и имена, которые надо комментировать чисто технически, если речь идет о чем-то не общеизвестном. Бывает, что в текстах некоторые моменты надо читать между строк, поэтому комментарии помогают читателю обрести эту перспективу и глубину. Нельзя не заметить, что в наших сборниках «Русское богословие» несколько тем разрабатываются одним исследователем из выпуска в выпуск. Кому-то может показаться, что усилия отдельных людей, которые не собираются воедино. Но мы все же надеемся, что это не так: что, несмотря на довольно широкую временную и тематическую палитру, мы все работаем на нашу главную перспективу — изучение истории русского богословия во всем ее многообразии.

Насколько это издание, и в целом деятельность Центра больше, чем сумма отдельных усилий его участников?

Конечно, мы учитываем личные научные интересы членов Центра, что естественно, потому что каждый из них уже долгое время занимается своими исследованиями, у каждого есть любимые темы и сюжеты. Но, конечно, все эти личные интересы так или иначе систематизируются, соединяются и включаются в доминирующие направления нашей деятельности, отвечающие нашей общей цели. А главная цель нашего Центра — попытаться написать историю русского богословия, прежде всего, синодального периода (XVIII — начала XX в.) И здесь, конечно, важны все авторы синодальной эпохи: и прославленные святители, труды которых пополнили сокровищницу святоотеческого богословия, и профессора духовных школ, посвятившие свою жизнь развитию «богословской учености», и весьма спорные представители нашей традиции, и даже тексты западной традиции, повлиявшие на русское богословие. Но наша общая точка фокусировки — это именно история русского богословия синодального периода, и мы надеемся, что к этому фокусу с большей или меньшей очевидностью сводятся все наши исследования и все наши усилия.

А как в вашем Центре институционально осуществляется объединение этих отдельных направлений и усилий?

Во-первых, в нашем Центре постоянно действует ряд научных проектов. Некоторые из них действуют ограниченное время — от года до трех лет — и заканчиваются каким-то общим трудом: коллективной монографией, сборником статей, хрестоматией из комментированных текстов или чем-то еще. Есть более долговременные проекты, которые пронзают работу нашего Центра едва ли не с его основания, а нашему Центру скоро будет 10 лет. Это первое — члены Центра объединяются проектами. Участники проектов имеют внутренние связи, общаются между собой, и таким образом все проекты организуются на достижение общей цели нашего Центра. Вторая форма организации — еженедельный семинар. Он действует по пятницам, в 17.30 и открыт для всех интересующихся традицией русского богословия: в работе семинара участвуют студенты, магистранты, аспиранты ПСТГУ, а также лица, не принадлежащие собственно к корпорации учащих и учащихся нашего университета. Эта форма, как мне кажется, очень важна, поскольку здесь происходит совместное обсуждение статей и докладов, готовящихся в рамках Центра. Большая часть из сообщений, обсуждавшихся на заседаниях семинара, выкладываются в сеть и становятся доступными научному сообществу. Кроме того, часть наших заседаний посвящена отчетам по работе проектов, так что все члены Центра в курсе деятельности всех проектов.

Последний вопрос: Что должно произойти, чтобы Вы сказали, что цель Центра достигнута? Что станет итоговой вехой ваших трудов?

Сейчас мы заканчиваем важную для нас многотомную серию «Жизнеописания» дорогого для нас автора — великого богослова и церковного деятеля XIX в. свт. Филарета (Дроздова). Это очень важный для нас результат, но в перспективе общей работы Центра — все же промежуточный. Перспектива всех наших многолетних усилий — издание многотомной «Истории русского богословия синодального периода». Мы очень надеемся, что эта перспектива реализуется.

#интервью #Сухова Наталья #формы церковной жизни #наука

Репортаж подготовил Николай Антонов
Фотограф Сергей Пронин
19 декабря 2019
Яндекс.Метрика