Версия для слабовидящих

Новости

Секция «Решения Первого Ватиканского собора в русской и зарубежной философско-религиозной мысли последней трети XIX — второй половины XX вв.»

15 ноября 2019 года, в рамках международной научной конференции «Единство Церкви в Предании, истории и современности» прошло заседание секции, посвященной теме «Решения Первого Ватиканского собора в русской и зарубежной философско-религиозной мысли последней трети XIX — второй половины XX вв.».

Преподавателями и студентами различных вузов и научно-исследовательских центров были представлены доклады, в которых освещалась проблематика рецепции решений I Ватиканского Собора (1869—1870 гг.), и, в первую очередь, догмата о папской непогрешимости (infallibilitas) различными представителями русской и зарубежной общественной и религиозно-философской мысли на рубеже XIX–XX столетий. Были рассмотрены особенности восприятия данного догмата в различных культурных, религиозных и политических контекстах: викторианская Англия (Victorian era) и виднейшие представители британской католической мысли второй половины XIX века кардиналы Дж. Ньюман и Г. Маннинг; Итальянское королевство начала XX столетия и представители модернистской теологии, влияние которой прослеживается в трудах известного на весь мир писателя той эпохи А. Фогаццаро; русская эмиграция, и, в первую очередь, о. С. Булгаков, посветивший догмату о папской непогрешимости несколько работ (самая известная — статья «Ватиканский догмат»).

Известно, что идея непогрешимости римского понтифика существовала в Западной Церкви еще в древности, а принцип «Roma locuta — causa finita» со временем стал общепринятой нормой, которую и призван был догматически зафиксировать I Ватиканский Собор. Участники секции сошлись во мнении, что догматизация принципа папской непогрешимости, или, согласно более корректной терминологии, предложенной епископом Й. фон Деллингером (1799—1890 гг.), принципа «незаблуждаемости» римского понтифика, была вызвана необходимостью как политического характера (потеря римским понтификом светской власти в 1870 г.), так и чисто богословского (окончательное оформление «вертикали власти» в Римско-Католической Церкви, а также сопротивление либеральным тенденциям в католической теологии). Постановления Ватиканского Собора, вызвавшие широкий общеевропейский резонанс, оказали непосредственное влияние также и на русскую религиозно-философскую мысль. Данной теме уделяли особое внимание Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев, В. В. Розанов, о. С. Булгаков, Н. С. Арсеньев и др. Учение о папской непогрешимости (безошибочности) ex cathedra в вопросах веры и морали, став одним из главных пунктов католической богословской повестки XIX–XX столетий, было позднее расширено и уточнено на II Ватиканском Соборе (1962—1965 гг.).

Таким образом, можно констатировать, что I Ватиканский Собор и его постановления оказали решительное влияние на вектор дальнейщего развития католической богословской традиции, став тем самым неотъемлемой и в то же время уникальной, ни с чем не сравнимой частью католического этоса.





Альбом

#конференции #наука

Репортаж подготовил Илья Хангиреев
Фотограф Сергей Пронин
22 ноября 2019
Яндекс.Метрика