Версия для слабовидящих

Новости

Конференция «Единство Церкви в Предании, истории и современности» пройдёт в ПСТГУ 14-15 ноября

Краткая аннотация конференции

В истории православного (и не только православного) богословия XX столетие стало во многом «веком экклезиологии». Эта сфера церковной мысли, в течение многих веков находившаяся в тени других богословских вопросов, в современную эпоху оказалась в центре внимания, чему в немалой мере способствовали исторические потрясения прошлого столетия, значительно изменившие условия существования Церкви и направившие церковные сообщества на путь углубленной саморефлексии. К сожалению, по целому ряду экклезиологических вопросов в современном православном богословии не существует консенсуса. Напротив, мы видим, что противоречия и споры лишь усиливаются и являют собой в настоящее время реальную угрозу для самого единства православного мира. Однако, как представляется, выход из сложившейся ситуации не может быть найден без спокойного совместного осмысления спорных тем. Причем в его основе должно быть не стремление к компромиссу, а верность духу церковного Предания и поиск путей его актуализации для решения современных проблем. Настоящая конференция, при осознании ограниченности компетенций и возможностей её участников, призвана внести свой посильный вклад в церковное осмысление происходящего.

Секция 1:

Кафолическое единство Церкви: мистико-сакраментальные, вероучительные и институциональные аспекты (14—15 ноября)

Подсекция 1. Церковь как Таинство единства (14 ноября)

Подсекция 2. Порядок и общение в Церкви (14 ноября)

Подсекция 3. Единство Предания и согласие в Церкви (15 ноября)

Секция 2:

Проблема «Церковь и единство» в религиозно-философской мысли XIX — XX вв. (14 ноября)

Секция 3:

Проблемы сохранения единства Русской Православной Церкви в новейший период (15 ноября)

Секция 4:

Решения Первого Ватиканского собора в русской и зарубежной философско-религиозной мысли последней трети XIX — второй половины XX вв (15 ноября)

Секция «Кафолическое единство Церкви: мистико-сакраментальные, вероучительные и институциональные аспекты»

Церковь являет собой Богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово. Будучи постоянно созидаемой и руководимой Своим Главой и напояемая одним Духом, она никогда не лишается своего фундаментального единства, преодолевая в своей таинственной жизни разобщенность рода человеческого. В этой связи рассмотрение темы единства Церкви стоит начать именно с мистического аспекта, понимаемого как единство членов Церкви во Христе. Это единство находит свое выражение в сакраментальной жизни церковных общин, а также в личном подвиге святости, который всегда есть подвиг любви. Неслучайно, свт. Никита Ремесианский определяет Церковь как «общение святых».

Однако единство Церкви в истории немыслимо также и без согласного исповедания веры в Пресвятую Троицу и в воплощение Сына Божия. Подлинная любовь к Богу и в Боге, связующая Церковь в единый союз, невозможна без знания Богооткровенной истины и без ее благовестия. В то же время, начиная с апостольского периода и до сего дня, среди христиан постоянно возникают споры и разногласия даже по самым существенным богословским проблемам, что приводит к постановке вопроса об основаниях вероучительного согласия в Церкви и о принципах различения ортодоксии и ереси. Уже у ранних отцов Церкви встает вопрос о вероучительном авторитете, опора на который позволяет не только явить единомыслие в конкретный исторический момент, но и сохранить преемство в интерпретации богооткровенной истины. В этой связи церковная мысль всегда обращена к своим истокам и истории: к Св. Писанию, в котором запечатлены пророческие и апостольские свидетельства, к вероучительным постановлениям соборов, фиксирующих консенсус, достигнутый в интерпретации того или иного богословского вопроса в различные эпохи, а также к наследию отцов Церкви, сонм которых являет нам, если можно так выразиться, единый собор святых, постоянно пополняющийся в истории.

Институциональный аспект бытия Церкви также обусловлен ее мистической и сакраментальной природой — единением членов Церкви во Христе, а также их стремлением к согласию в вере. Конкретные формы церковной организации зависят в значительной степени от исторических условий существования Церкви в том или ином социокультурном контексте и от вызовов, которые ставит перед ней каждая историческая эпоха. Однако, хотя институциональная организация Церкви претерпевала существенные метаморфозы за двухтысячелетнюю историю христианства, здесь, как и в других областях церковной жизни, наблюдается преемственность фундаментальных принципов и подходов, обусловленных самой природой Церкви, ее вероучением и вытекающими из него жизненными принципами, которые находят в каждую эпоху свое особое выражение.

Расхождения в понимании способов и форм реализации единства Церкви в церковном общении стали одной из главных причин трагического разделения византийского Востока и латинского Запада. Кризис в межцерковных отношениях, обусловленный различным пониманием институциональных оснований единства Церкви, православный мир переживает и в настоящее время, что делает обсуждение обозначенной проблематики крайне актуальным. Доклады и дискуссии настоящей секции призваны внести посильный вклад в осмысление как самих богословских оснований церковного единства, так и современных вызовов, которые встают перед ним. При этом предметом рассмотрения будут не только общезначимые для всей полноты Православной Церкви (и даже шире — для всех традиционных христианских конфессий) свидетельства Св. Писания, вселенских и других древних соборов и святых отцов, но и богословские традиции различных Поместных Церквей, в особенности, наследие Церкви Русской.

Секция «Проблема „Церковь и единство“ в религиозно-философской мысли XIX–XX веков»

Экклезиологическая проблематика была одной из центральных для тех направлений как русской, так и западной религиозной мысли, которые наиболее остро переживали кризис традиционных моделей религиозной жизни. Основой такого единства, с точки зрения большинства из них не могла выступать ни власть папы, ни сила государства. Какие пути конституирования единства Церкви были ими намечены, в ситуации, в которой традиционные механизмы его обеспечения: соборы, власть папы, симфония Церкви и государства, авторитет церковной иерархии — оказались поставлены под вопрос? Насколько эффективны оказались предложенные ими модели? Удалось ли на этих путях осуществить актуализацию первоначального христианского понимания, приблизиться к преодолению «ненавистной розни мира сего» или, напротив, они вели лишь в тупики «модернизма» и «экуменизма»? В чем их итог и значение для современности?

Секция «Решения Первого Ватиканского собора в русской и зарубежной философско-религиозной мысли последней трети XIX — второй половины XX вв.»

8 декабря 1869 года начал свою работу Первый Ватиканский собор, который, ввиду сложной общественно-политической ситуации, принял только две догматические конституции. Одна из них — Pastor aeternus — провозглашала примат апостола Петра и папы Римского как его преемника. По мысли собора, этот примат включал в себя вселенскую юрисдикцию папы и принцип безошибочности (infallibilitas) в вопросах веры и морали в ситуации, когда папа выступает ex cathedra, то есть от лица Церкви. Вторая конституция — Dei Filius — долгое время в очень существенной степени влияла на интеллектуальную атмосферу католицизма, определив, вплоть до Второго Ватиканского собора, направление дискуссий по таким вопросам, как соотношение веры и разума, понимание Откровения, рационализм, традиционализм и т. д.

Решения Первого Ватиканского собора вызвали острую реакцию во всем христианском мире, в том числе и в России, и имели долговременные последствия для взаимоотношений христианского Востока и Запада. Предлагаемая секция посвящена всестороннему анализу позиции русских и зарубежных богословов, философов и публицистов, посвятивших осмыслению и рецепции решений собора ряд значимых публикаций, остающихся актуальными вплоть до сегодняшнего дня.

Секция «Проблемы сохранения единства Русской Православной Церкви в новейший период»

В ХХ веке Русская Православная Церковь столкнулась с беспрецедентными для нее вызовами, грозящими ее единству. К нерешенным проблемам, накопившимся за предыдущие века, добавились новые, главной из которых стала богоборческая советская власть, всячески провоцировавшая нестроения в Русской Церкви. Крупнейшим церковным расколом, за которым стояла большевистская власть, был обновленческий. Острые споры вызывал вопрос о допустимой мере компромисса с враждебной Церкви властью. Эти споры породили появление так называемой правой церковной оппозиции, своеобразным воплощением которой стала и Русская Зарубежная Церковь (РПЦЗ). Разделения в Русской Церкви возникали также на националистической почве, в первую очередь это касается Украины. Кроме того, умножению соблазнов среди верующих способствовало то покровительство российским и украинским раскольникам, которое с начала 1920-х годов стал оказывать Константинопольский патриархат. Разностороннему рассмотрению возникших в ХХ веке проблем сохранения единства Русской Православной Церкви и посвящается работа одноименной секции.

Оргкомитет конференции

Прот. Георгий Ореханов, д-р ист. наук, д-р церковной истории, проректор по международной работе ПСТГУ.

Прот. Павел Хондзинский, канд. теологии, д-р богословия, декан богословского факультета ПСТГУ. Председатель оргкомитета.

Прот. Алексей Емельянов, заведующий кафедрой библеистики богословского факультета ПСТГУ.

Иер. Александр Мазырин, канд. ист. наук, д-р церковной истории, заместитель заведующего научным отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ.

Иер. Павел Ермилов, канд. ист. наук, заведующий лабораторией исследований церковных институций ПСТГУ.

Анашкин Антон Владимирович, канд. филол. наук, заместитель декана по научной работе богословского факультета ПСТГУ. Ответственный секретарь оргкомитета.

Антонов Константин Михайлович, д-р филос. наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения.

Бежанидзе Георгий Вениаминович, канд. богословия, заместитель заведующего кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета ПСТГУ.

Захаров Георгий Евгеньевич, канд. ист. наук, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ.

Михайлов Петр Борисович, профессор кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ

Сухова Наталия Юрьевна, д-р ист. наук, д-р церковной истории, руководитель научного центра истории богословия и богословского образования.

Место проведения конференции:

Богословский факультет ПСТГУ

Москва, Лихов пер., д.6, стр. 1.

м. «Цветной бульвар»

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: для входа в здание необходимо иметь с собой паспорт.

#Ореханов Георгий #Ермилов Павел #Мазырин Александр #Антонов Константин #конференции #Михайлов Петр #Хондзинский Павел #Анашкин Антон #Сухова Наталья #Емельянов Алексей #наука

Источник: сайт ПСТГУ
07 ноября 2019
Яндекс.Метрика