Новости
«Мысль о Боге вместо дыхания….»
21 октября / 3 ноября Святая Церковь празднует память преподобномученика Неофита (Осипова), включенного в Собор новомучеников и исповедников Российских в 2009 году. Ближайшие сподвижники Патриарха Тихона именовали архимандрита Неофита (Осипова) Аввой, своим духовным наставником. Именно у него, как у способного духовно рассудить обо всем, искали разъяснения и молитвенной поддержки в скорбях, выпавших на долю Церкви. Причиной тому послужила усвоенная им духовная мудрость, дарованная ему Богом за неотступное молитвенное делание и поучение в Священном Писании. Оказалось, что в тяжких гонениях на Церковь именно такой человек — знаток Библии и Церковного предания, аскет и молитвенник был востребован в качестве духовного руководителя, аввы. Именно такому человеку предстояло стать светильником, позволяющим найти верный путь в сложных, ранее не виданных коллизиях.
О таких светильниках говорил преподобный Петр Дамаскин: «Получивший дар внимания Божественным Писаниям, как говорят отцы, находит всякое благо, сокрытое во всех Писаниях… то есть в упразднении о Боге и чтении Божественных Писаний, ибо иной вид имеет Писание пред другими людьми, хотя они и думают, что знают его, и иной — пред удалившим себя для того, чтобы непрестанно молиться, то есть иметь мысль о Боге вместо дыхания во всем»[1].В сане архимандрита архимандрит Неофит с
В первой части книги освещаются деятельность преподобномученика Неофита на
Святейший Патриарх Тихон избрал скромного ученого монаха своим секретарем, поскольку знал его до этого времени долгие годы. С
Услышав в августе 1900 года весть о пострижении своего воспитанника, тогда уже студента
Сходство между ними отец Неофит усматривал в том, что обе они не являются обязательными для всех и во всякое время, но при наличии определенных условий (в первом случае готовности почвы к принятию проповеди, во втором — способности вместить) невыполнение их является нарушением воли Божией. 27 сентября 1900 года монах Неофит был рукоположен во иеродиакона, а 14 мая 1901 года — во иеромонаха. Темой кандидатского сочинения отец Неофит избрал «Библейское учение о правде Божией»: любовь к Библии и постоянное поучение в ней были его отличительными чертами в течение всей жизни.
Испытав себя на миссионерском поприще в Китае в 1902–1903 годах, отец Неофит трудился в
Все годы служения архимандрит Неофит переписывался со своим духовным наставником преосвященным Тихоном (Беллавиным), старался посещать его, иногда проводил с ним в богослужебном общении дни Страстной и Светлой седмиц. Промысел Божий готовил будущему Патриарху Тихону такого секретаря, который не только прекрасно знал Священное писание, творения отцов Церкви, каноническое право, историю Церкви, агиографию, но и разбирался в современном течении общественной мысли. Этому способствовала работа в Духовном цензурном комитете. С вступлением в должность
Отец Неофит, как и его духовный наставник архиепископ Тихон, принял участие в Предсоборном совете с 13 (26) июня в Петрограде. На заседаниях девятого отдела — о монастырях и монашествующих отец Неофит предложил многоступенчатую систему управления монастырями (которые должны были соблюдать общежительный устав) с помощью Синодального, Окружного и Епархиального монашеских советов, а также Всероссийского, Окружного и Епархиального монашеских съездов. Важным считал отец Неофит создание при городских и штатных монастырях, где это было возможным, трудовых, благотворительных и просветительных братств, в которые привлекались бы иноки, находящиеся вне монастырей. В его проекте большое значение придавалось уставному богослужению с обиходным пением и назидательными чтениями, созданию церковных мастерских, типографий, трудовых братств. И хотя этот проект не мог быть реализован в годы гонений, но его идеи очень важны для сохранения духа монашества в наше время.
Имя отца Неофита не обнаружено в списках членов Поместного Собора Православной Российской Церкви.
Однако он был избран соборянами председателем комиссии для издания Православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцев. В комиссию вошли профессоры
В 1918 году отец Неофит переехал в Москву, где служил в Крестовой церкви Троицкого патриаршего подворья на Самотеке и заведовал патриаршей ризницей[7], встречал посетителей Святейшего Патриарха и митрополита Евсевия, экзаменовал готовящихся к священнической или диаконской хиротонии.
Современник Патриарха Тихона выдающийся церковный историк
В 1922 году в связи с изъятием церковных ценностей против Патриарха было возбуждено уголовное дело. 5 мая 1922 года Патриарху было объявлено, что по его делу начинается следствие. В тот же день все находившиеся на тот момент на Троицком подворье были арестованы, и среди них архимандрит Неофит. Руководивший операцией начальник
Быший чекист Н. Безпалов в своих воспоминаниях предложил свое объяснение: «Внимание охранки, — писал Н. Безпалов, — остановилось на личном секретаре Патриарха иеромонахе Неофите. В этом направлении Неофиту делалось предложение через его
Среди первой партии зырянских ссыльных церковников 1922 года оказались вместе с отцом Неофитом митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), который «нес свое величие и светлость по тюрьмам и этапам России»[11], архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), церковный писатель
Село
В ссылке отец Неофит оказался вместе с московским протоиереем Владимиром Богдановым. Летом 1923 года к ним приехал сосланный сюда же епископ Афанасий (Сахаров). Продолжалась работа владыки Афанасия над службой Всем Русским святым. Позднее он писал в предисловии к дополненной им службе: «…Ознакомившись с новой редакцией службы, восторженные почитатели нашего праздника, между прочим, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), секретарь Святейшего Патриарха Тихона архимандрит Неофит (Осипов), нашли сделанные дополнения и изменения заслуживающими внимания и одобрения и советовали и сами содействовали распространению исправленной службы и популяризации июльского праздника»[12]Из ссылки отец Неофит, знавший о страданиях Святейшего Патриарха за Церковь, писал ему: «Чего бы я только не отдал, чтобы вырваться отсюда и быть с Вами в Москве»[13]. Рассказывая об этому двоюродному брату отца Неофита, будущему наместнику
Как ни желал отец Неофит быть рядом с Патриархом Тихоном, но так и не получил возможности проводить его в последний путь, освободившись из ссылки уже после похорон Святейшего. Отец Неофит поселился в Москве на Трубной улице, в действующих в Москве храмах не служил.
Среди близких отцу Неофиту священнослужителей был архиепископ Серафим (Самойлович). В письме к отцу Неофиту от 7 марта 1927 года[15] вскоре после своего ареста и последующего освобождения он, благодаря Авву за прозорливое предсказание этого события, писал: «Дорогой отец Архимандрит! Какую песнь благодарности сложить Вам? Да понятно, почему так решительно укладывали в мой камилавочник всякое довольствие, которое было мне напоминанием Вашей любви и попечительности. Спаси Вас Христос»[16]. В этом письме раскрывается еще одна грань отношений владыки Серафима к отцу Неофиту как к лицу, способному преподать старческий совет.
26 сентября 1927 года отец Неофит был вызван в ОГПУ на допрос по поводу перехваченных органами писем к духовно близким людям. Этот факт нашел отражение в письме неизвестному адресату священника А. из Ярославской епархии: «Доктор Т[учков] имел любезность сам освидетельствовать Батюшку и после диагноза положил в свою лечебницу, где он с 13/26 сентября и находится»[17].В деле содержится протокол допроса от 8 октября 1927 года, который вел следователь
«Вопрос: Почему Вы считаете, что Церковь антисоветской деятельностью никогда не занималась?
Ответ: Она, Церковь, должна быть аполитичной.
Вопрос: А была ли она таковой в действительности во время революции?
Ответ: Да, она была аполитичной.
Вопрос: А как же тогда рассматривать заявление бывшего патриарха Тихона в Верхсуд с раскаянием в контрреволюционной деятельности, его послание вскоре по освобождении с раскаянием в том же, его так называемое „завещание“ или предсмертное послание
Ответ: Он не вмешивался в антисоветскую деятельность.
Вопрос: А зачем же тогда он это писал?
Ответ: Не знаю».
Через десять дней отцу Неофиту было объявлено постановление о предъявлении обвинения по II части статьи 58/10 УК с содержанием под стражей. Под документом стояло следующее добавление: «Настоящее постановление мне объявлено: читал, но не могу принять. 18/X 1927 г.[ода]. Н. Осипов»[18].
В ссылке отец Неофит поселился в деревне на берегу реки Ангары.
Деревня была «богатая, но не сочувствующая ссыльным и холодная к вере»[19]. Отец Неофит жил совершенно одиноко, не имея ни «церковных соузников», ни «местных богомольцев»[20]. Начала налаживаться переписка с близким кругом единомышленников. Весной 1928 года отец Неофит сообщил в письме владыке Серафиму (Самойловичу) детали следствия: «В моих двух допросах четыре пункта: нежелание беседовать о знакомых, непризнание законной перемены формы высшего церковного управления, согласие с Соловецкой декларацией и отрицание контрреволюционной деятельности Патриаршего управления»[21].
В одном из писем к отцу Неофиту владыка Серафим говорил о значении его исповедничества: «Простите, друже, что таким восторгом исполняется душа моя при одном воспоминании Вашего имени, зная Ваше смирение и простоту. Но ведь это делание не Ваше, оно — Божие. Вы восхотели подчинить свою волю воле Творца, Вы послушно пошли по стопам Божественной правды, и сама правда стала вещать Вашими устами и преклонять сердца многих Вашим мужеством и готовностью идти этим же путем мужества и исповедничества… Всегда имею Вас в своих молитвах, благословляю Вас и лобызаю Ваши узы…"[22]. В другом письме выражал свою любовь и благодарность: «Все Ваши письма так дороги мне, что я мало чувствую тяготу разлуки. Все так дорого, все так богато в своем духовном величии, что говорит о спасении души нашей…"[23].
Авторитет отца Неофита был исключительно высок. Он был в числе тех, кто хорошо знал все шаги Патриарха по управлению Церковью, образ его мыслей. Отца Неофита почитали как человека близкого к Патриарху, как живого выразителя воли покойного Патриарха. Его мнения ждали, к нему прислушивались, распространяли копии его писем и выписки из них «ввиду ясности выводов о. Н[еофита] и ввиду верности его взглядов»[24]. Стремились уведомить его о происходящем и получить его ответ и благословение.В сибирской ссылке отец Неофит все свое время посвящал молитве, размышлениям о судьбах Церкви и богословским трудам. В июле 1933 года отец Неофит поселился в городе Угличе, а в июне 1934 года переехал в деревню Заболотье Егорьевского района Московской области, где в то время жили многие прошедшие репрессии священники и монашествующие[25].
Весной 1935 года началось следствие по делу о «тайной егорьевской церкви». В справке на арест большинства обвиняемых от 4 апреля 1935 года говорилось, что в Казанской церкви города Егорьевска существует группировка церковников — «попы, монахи и бывшие люди», члены группировки «помогают ссыльным, дают ночлег вернувшимся из ссылки, осевшим за стокилометровой зоной»[26].
В деле имеются два протокола допросов отца Неофита — от 26 мая и от 2 июня. В протоколе от 26 мая на вопрос распространял ли отец Неофит среди своих знакомых «слухи о якобы проводимых гонениях на веру православную и духовенство?» давался следующий ответ:
«Среди своих знакомых и посещающих меня слухов о проводимых гонениях на веру и духовенство я не распространял. Но не скрываю, что у меня существуют личные убеждения, что на духовенство гонения имеются. Убеждения у меня возникли вследствие того, что ссылки по отношению ко мне были несправедливы, выслали меня не как контрреволюционера, а как служителя культа»[27]. Задавались вопросы о связи с митрополитом Кириллом, епископом Афанасием, а также о том, почему отца Неофита считают за «большого молитвенника и прозорливца»[28]. Лаконичные ответы не давали следствию никаких новых сведений.
9 июня 1935 года следствие было окончено, отца Неофита приговорили к 5 годам
В Антибесском отделении Сиблага под городом Мариинском в сентябре 1937 года было заведено групповое дело профессора
В одном из свидетельских протоколов говорится, что к отцу Неофиту в ветеринарную часть приходили люди, подходили под благословение, о
3 ноября 1937 года архимандрит Неофит был расстрелян, следующим днем датирован расстрел с соседнем отделении Сиблага архиепископа Серафима (Самойловича), 20 ноября был расстрелян под Чимкентом митрополит Кирилл (Смирнов).
«Никто ничего не сообщит мне об отце Неофите? — писал
Владыка Афанасий стал хранителем богословских трудов отца Неофита и приложил немалую заботу исполнить волю лиц, передавших ему эти труды — чтобы в одну из Духовных академий попали «Мысли об имени», «Мысли о стыде» и «Псалтирь в богослужебных книгах», Владыка писал в письме архимандриту Сергию (Голубцову): «Может быть, не нашему поколению, а будущему они принесут пользу»[32]. Однако хранить бумаги расстрелянных священнослужителей было опасно, и решение о передаче трудов одной из Академий Патриархия не приняла.
Владыка Афанасий писал отцу Сергию (Голубцову) об авторе трудов: «Отец Неофит был выдающийся знаток Священнаго Писания, особенно Псалтири. Последнюю он знал так, что если бы Вы назвали ему
После кончины владыки Афанасия труд «Мысли об имени» оказался у архимандрита Иннокентия (Просвирнина) и был передан в Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского и опубликован в журнале «Начала»[34]. Архив владыки Афанасия, хранившийся у отца Иннокентия был передан частично в храм города Петушки Владимирской области — последнее место пребывания святителя, частично — в
«Мысли о страхе» и «Мысли о стыде» были найдены
Год написания «Мыслей об имени» неизвестен, но они помечены как первый том произведений отца Неофита. Работа над этой темой шла в русле принятого на Поместном Соборе
Первооткрывателем этого метода для отца Неофита явился его научный руководитель по
Метод «симфонии библейских мыслей» состоит в том, чтобы выявить все смыслы изучаемого понятия, которые подразумеваются в Библии, установить связь между ними и выявить их сотериологическое значение.
В
Известно, что у отца Неофита был замысел составить труд «Мысли о правде» в продолжение его кандидатского сочинения в СПбДА «Библейское учение о правде Божией», но нет сведений, в какой мере удалось осуществить задуманное.
Отдельные богословские мысли отца Неофита из области экклесиологии, посвященные жизни Церкви в условиях гонений, были высказаны в письмах разным лицам.
Другие темы, рассматриваемые в недошедших до нас письмах, касались вопросов юридизма и морали, суда и правды, христианской нравственности, материализации духовных истин в жизни, богослужения православного и западного.
Вопросам экклесиологии гонимого православия посвящены сохранившиеся письма отца Неофита архиепископу Серафиму (Самойловичу) и священнику Николаю Дулову, а круг богословских тем, интересующих Авву, обозначен в единственном уцелевшем письме епископу Афанасию (Сахарову). Основные экклесиологические размышления содержались в утраченных письмах отца Неофита к митрополиту Кириллу, как это видно из ответных писем последнего. Труды отца Неофита, несомненно, были богатой духовной пищей для единомышленников в дни всеобщего духовного голода. В кругу святых единомышленников отца Неофита говорилось о его жизни как о «чудном житии», о его трудах как о «чудных произведениях», «богатом вкладе в богословскую науку». Владыка Кирилл считал, что богословские труды и отдельные размышления отца Неофита помогают уяснить содержание православной нормы — той, которой следует руководствоваться верующему в условиях, когда Церковь гонима, когда нет богослужебных книг, закрыты храмы, недоступны старцы.
Митрополит Кирилл писал Авве: «Если бы можно было удлинять срок одной человеческой жизни за счет другой, то я с любовию отдал бы все остающееся мне дни жизни, чтобы удлинить Вашу жизнь и сроки того богоозарения, каким сияют труды Ваши по изучению и истолкованию Св[ятой] Библии. Сохрани и помоги Вам Господи еще и еще в этих трудах… Уповаю, что Господь воздвигнет продолжателей Вашего дела изучения и истолкования Библии по созданному Вами методу, и Православная Русская Церковь будетъ иметь подлинно православные системы богословских наук, излагаемые словами Библии».
Завет священномученика Кирилла, и все житие аввы Неофита, и все, что чудом уцелело из его богословского наследия — все это несомненно должно найти отклик в сердцах церковных людей, мучениколюбцев, молящихся пострадавшим в годы гонений на Русскую Церковь святым словами священноисповедника Афанасия: «Приидите, небеснии предстателие наши к нам…»
[1] Преподобный Петр Дамаскин. Творения. М., 2001. С. 130.
[2] Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 1 сентября 1900 г. // Письма святителя Тихона. С. 71, 93.
[3] Мф. 28, 19–20.
[4] Мф. 19, 12.
[5] РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 1905–1912. Д. 1202. Л. 54.
[6] Комиссия не успела приступить к работе, но в 50-х годах XX века епископ Афанасий, единственный оставшийся в живых член этой комиссии, начал работу по сбору и систематизации служб русским святым. Ему удалось собрать более 200 служб, в большинстве своем не опубликованных. Результатом этой работы стали машинописные дополнительные минеи, причем сентябрьский том был подготовлен целиком. В конце 70-х годов XX века, когда Издательство Московской Патриархии приступило к изданию служебных Миней, дополнительные Минеи владыки Афанасия, а главное, сама идея расширения состава служебных Миней были использованы (см.: Афанасий (Сахаров), священноисповедник // ПЭ. Т. 3. С. 699–704).
[7] ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 40969. Л. 95.
[8] Губонин М.Е. Из воспоминаний // Богословский сборник: К 75-летию со дня кончины святого Патриарха Тихона. 2000. № 6. С. 305–306.
[9] Там же. Л. 203 об.
[10] Троицкое Сергиево подворье. С. 257.
[11] Фудель С. И. Воспоминания // Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. С. 100.
[12] Служба Всем святым, в земле Русской просиявшим. С. 13.
[13] Современники о Святейшем Патриархе Тихоне / Сост. М. Е. Губонин. Машинопись. Т. 1. Кн. 1. Л. 215.
[14] Там же.
[15] Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: подробности взаимоотношений / Публ. и вст. статья П. В. Каплина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 3 (20). С. 129–135. (Далее: Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: подробности взаимоотношений).
[16] Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: подробности взаимоотношений. С. 130.
[17] Там же.
[18] Там же.
[19] ГА РФ. Ф. Р-5919. Оп. 1. Д. 1. Л. 272.
[20] ГА РФ. Ф. 5919. Оп. 1. Д. 1. Л. 272.
[21] «В душе – истина и в душе – единение с ревнителями». Письма преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова) священномученику архиепископу Серафиму (Самойловичу) 1927–1928 гг. / Вступ. статья, публ. и примеч. О.И. Хайловой // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. № 6 (67). С. 141.
[22] ЦИА ПСТГУ. Фонд священномученика Серафима (Самойловича).
[23] Там же.
[24] Там же.
[25] Дамаскин (Орловский), игум. Преподобномученик Неофит (Осипов) // Московские епархиальные ведомости. 2009. № 1–2.
[26] ГА РФ. Ф. 10035. Д. 40969. Л. 1–8.
[27] Там же. Л. 96–97.
[28] Там же.
[29] Архив УФСБ РФ по Кемеровской области. Д. П-11246. Л. 56–56 об.
[30] Там же. Л. 132–132 об.
[31] Молитва всех вас спасет. С. 281.[32] «Молитва всех вас спасет». С. 438.
[33] Там же. С. 437–438.
[34] Неофит (Осипов), архим. Мысли об имени. С. 5–118.
[35] ЦА ФСБ РФ. Д. Р.-49509. Т. 4. Л. 679.
[36] Отзывы наставников о курсовых соч?