Новости
Семинар «Богословие красоты» состоялся в рамках заседания Научного Студенческого Общества БФ ПСТГУ
28 октября в 17:00 прошёл семинар по сборнику «Богословие красоты», составители которого предлагают читателям богословское осмысление красоты с позиций известных
28 октября в 17:00 состоялось первое в этом году заседание Научного Студенческого Общества БФ ПСТГУ — семинар по сборнику «Богословие красоты», составители которого предлагают читателям богословское осмысление красоты с позиций известных
Перед докладами председатель НСО Мария Лизоркина сделала объявление о том, что библиотека БФ предоставила первый выпуск «Вестника ПСТГУ» за этот год и предложила желающим взять экземпляры.
Были представлены следующие доклады (с тезисами можно ознакомиться в группе НСО в ВК):
«
С данного ракурса эстетика рассматривается как язык, выражающий символами внутреннее содержание. То есть, предмет эстетики не обязательно должен быть красив. Эстетика имеет сакральное измерение. Как и онтология, она стремится к познанию бытия. Первичное бытие, по мнению авторов, есть непрерывная творческая текучесть. Через искусство проявляется нечто непостижимое, Источником которого является Бог (Единое по Плотину).
В ходе дискуссии был подвергнут сомнению тезис о том, что музыка из искусств ближе всего к Богу. И высказано мнение, что уравнивание эстетики и онтологии стирает возможность различения всего.
«Красота как связующее звено между литургией и архитектурой» — Михель Ремери (докладчик — Анна Аксёнова, 3 курс, история Церкви)
Красота, по мнению Ремери, — лишь неполное отражение божественности, может быть выражена в человеческом творчестве и является не самоцелью, но средством, помогающим достичь Бога. Необходимым, чтобы позволить литургическому посланию проникнуть в самую глубину человеческого существа.
Без красоты роль литургии и архитектуры принимает функциональный характер.
Литургия не имеет временных границ, здание же, одеяния для литургии и священные сосуды заключают ее в эти границы.
Общее между земной и небесной литургией — красота формы. Роль архитектуры, неких элементов декора
После доклада был обсужден вопрос, есть ли все же у автора понятие идеи красоты в общем?
«Богословие и эстетика» — Ганс Урс фон Бальтазар (докладчик — Николай Ванифатьев, 1 курс магистратуры, систематическая теология)
Николай особо остановился на биографии Бальтазара. Далее была рассмотрена его речь на основе своей трилогии «Сияние славы» (в основном, первого тома — «Теоэстетика»). Об образе и красоте, целостности христианства как системы образов, главным из которых является образ Христа. (Здесь он развивает тезис Сергея Булгакова о миссии Христа). Отталкиваясь от светской эстетики, Бальтазар переходит от искусства к богословию. Критерием красоты, по мнению Бальтазара, является истинная любовь, возвышающаяся над эросом. Как в человеке, так и в искусстве. С помощью этого критерия возможно отличить шедевр в искусстве. Только находясь внутри Церкви можно увидеть истинную красоту, отличать «вкус» Бога от других «привкусов».
Участниками заседания был отмечен иной, чем рассмотренный в первом докладе подход — не от красоты к Богу, но от Бога к красоте.
«Красота бесконечного» — Дэвид Харт (докладчик — Ника Потрясаева, 2 курс, систематическая теология)
Истинная красота не в почете в современном мире, ибо она — неопределенность, совместимость несовместимого, сопротивляется сведению к символическому.
Красота объективна, часто существует вопреки всему человеческому. Ведь красота распятого Христа — не миловидность и не блеск. Но опознается она лишь в момент отклика человека. Красота есть истинная форма расстояния, она пересекает границы. Поднимает от объекта красоты к Богу и возвращает назад к объекту. Конкретная и особенная красота — глубочайшая истина христианства.
После доклада возникли сомнения, объективна все же красота, или нет. Ведь идея присуща каждому, но у каждого свое видение. Ника высказала мнение, что по мере приближения к Богу, мы всё яснее видим истинную красоту. Если, конечно, говорить о богословском восприятии красоты — как проявления Бога в мире.
«Красота спасет мир» — Каллист Уэр (докладчик — чт. Артем Юдахин, 1 курс магистратуры, систематическая теология)
Красота — в ее положительном аспекте — бывает нетварная Божественная и сотворенная — мироздания и человека. Было отмечено, что слово καλός используемое в Библии дважды — как характеристика первозданного мира и как характеристика Христа может также быть переведено как «красивый». Также было рассмотрено, как себя проявляют и в чем выражаются эти два измерения красоты. Причем особое проявление Божественной красоты — это самоуничижение Христа ради спасения мира. Красота — двусторонняя дверь, место встречи человека и Бога.
Во время обсуждения доклада было отмечено, что не только в творении Бога, но и в том, что было создано человеком, проявляется Бог, а также поднят вопрос, в чем, собственно, красота ангельского сонма, упомянута недавняя канонизация св. Афанасия Сахарова, мнение Антония Сурожского о смысле искусства.
В завершение, участники пришли к мнению, что на вопрос — «Красив ли червяк?», — заданный после первых докладов, в качестве иллюстрации отсутствия у авторов четких критериев красоты и прошедший рефреном через всё заседание, можно ответить, что Бог сотворил все живое, Бог любуется миром, следовательно, мир всегда будет красив. Отсутствие красивой формы — не критерий, так как красота формы зависит от субъективного человеческого взгляда. Но существует также другая — необъяснимая духовная красота.
По окончании семинара Мария Лизоркина сообщила дату следующего заседания — 25 ноября, и тему — чтение книги «Переписка из двух углов»
Прозвучало также предложение провести семинар по сборнику из той же серии, что и «Богословие красоты» — «Богословие личности», так как эта тема сейчас достаточно актуальна.