Новости
О доверии и слышании в жизни семьи и жизни священника с протоиереем Николаем Емельяновым
Во время Факультетского часа 23 сентября студенты Института и Богословского факультета встретились с протоиереем Николаем Емельяновым, который отвечал на вопросы по теме семьи и брака. Эта беседа вызвала живой отклик и у слушателей, и у самого отца Николая, так что разговоры на поднятые темы продолжились в кулуарах, а отец Николай дополнил беседу проповедью на еженедельной факультетской Литургии в среду.
Мы решили объединить эти события в один материал, так как, на наш взгляд, они дополняют друг друга. Предлагаем вашему вниманию несколько отрывков из беседы и текст проповеди.
И любовь, и вера передаются из рук в руки
(Беседа со студентами 30 сентября 2019 года)
Молиться с ребёнком нужно с того дня, как он родился — это конституирует семейную ситуацию в целом. Казалось бы, это такая простая вещь, однако она является очень редкой практикой в современных семьях. Социологические исследования о ранней религиозной социализации показывают, что отсутствие этой молитвы в будущем невосполнимо.
В «Послании к Ефесянам» есть такие слова: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). В опрокидывании на семейную жизнь это означает, что нельзя ложиться спать, не помирившись. Люди мирятся либо тогда, когда, так сказать, отлегло и стало всё равно, либо если четко поставили себе границу, что вечером надо помириться, даже если не отлегло, даже если абсолютно не хочется. То есть человек не ждёт, пока все утихнет само собой, а сам сознательно прекращает эту ссору. Это два совершенно разных типа отношений. Это не техника, это не приём, а совершенно другое восприятие семейных отношений. Важно увидеть людей, у которых
Если я обиделся, значит я точно
Любовь и доверие очень взаимосвязаны. Без доверия нет любви и нет верности.
Верность — это когда каждый другому умеет доверять, каждый другого трактует исключительно с точки зрения доверия.
Говорить друг с другом — это не договариваться, а уметь слышать другого человека. Часто человек и сам не до конца понимает то, что стремится высказать. Высшим проявлением любви является умение услышать в другом человеке то, что он и сам себе до конца высказать не может. Помочь ему понять самого себя. В семье просто договариваясь жить нельзя, семья — это не партнерство и не товарищество.
Услышать
(Проповедь готовящимся к священству, на повечерии 2 октября 2019 года)
Как начинается христианство? Вера от слышания (Рим. 10, 17), — говорит апостол. Это очень важно — услышать. Услышать Бога, услышать голос Божий, который обращён к человеку, и услышать друг друга, потому что голос Божий раскрывается обычно через людей. И так устроена наша жизнь, что очень трудно слышать своё сердце и своих близких. Это всегда
И в бизнесе точно также: вот приходит человек договариваться с другим. И бизнесмен всегда начинает думать: а где тут подвох? Где он меня обманывает? И всегда
Однажды один замечательный, удивительно яркий священник, с которым мы познакомились в наших полевых исследованиях в одном далеком краю, рассказал, что он много лет был начальником штаба дивизии ОМОНа, обслуживающим Транссибирскую магистраль. Служба была опасной, и он никогда не расставался с боевым оружием.
В ОМОН он пошел исключительно из искренних побуждений — когда заканчивал учиться (а это были
Но я сейчас не про это, а про то, что у человека возникло ужасное ощущение. И оно в жизни часто бывает. Вам многие политики и чиновники скажут, что временами у них возникает устойчивое ощущение, что законы пишутся для обманщиков, так как они не уменьшают обман, а увеличивают. А честным людям в этой модели вообще становится жить невозможно. Это страшная реальность того мира, в котором мы живем.
Но в Церкви так быть не должно! И в семье так быть не должно! Когда мы переносим эту модель жизни на жизнь духовную, на жизнь семейную, то это просто совершеннейшая гибель.
Нельзя жить с мужем и примеривать на него одежду абьюзера, домашнего насильника — домеряешься, он им станет. Сначала ты будешь об этом думать, потом он таким станет. В этом такой ужас лжи, жизни по лжи, ненавистной розни мира сего. Она проникает в жизнь очень незаметно. Ведь никто изначально ничего плохого не хотел — ни обманывать, ни насильничать, — сама рамка жизни такая. Изначально в ней люди свою жизнь мыслят, сами эту рамку ставят. Но если они так мыслят, то, конечно, она такой и будет.
А священнику нужно жить поперек этого, и в семье нужно умудриться жить поперек.
Семья потому и называется осколком рая на земле. Когда это получается вдруг почувствовать, то обычный способ восприятия друг друга и мира, когда все неправы, становится настолько бессмысленным, настолько ненужным, что люди понимают, что «как так
А когда этого понимания достиг, то его нужно каждый день беречь, буквально каждый день. Это сильнее всего на свете! Такую семью никто не может ни разломать, ни разрушить, сам дьявол этого не может сделать, никакие внешние обстоятельства не могут это сделать. Но это понимание — самая хрупкая вещь на земле. Стоит усомниться самому — сразу начнёшь тонуть, как апостол Петр. Только что водная гладь была твёрже асфальта на шоссе, но вдруг снова стала как вода, как бездна. И в этой же перспективе живёт и священник, поэтому он всегда должен доверять. Поэтому священника всегда так легко обмануть, раз он всегда настроен на то, чтобы доверять.
Священнику бывает особенно трудно и тяжело, когда к нему приходят с
И священник должен его не обличить и изгнать, а пожалеть; должен услышать в его словах
Самая страшная неправда — это не когда нас обманывают, это чепуха. Самое страшное — это когда мы сами себя обманываем; дать человеку почувствовать это — совсем сложно. Мы все знаем, как трудно бывает услышать этот голос Божий; услышать, когда тебе говорит, что ты обманываешь сам себя. Мы обманываем себя не просто так — обман возникает вокруг самых трудных для нас вещей. Именно
Священнику не только нужно человека услышать, но ещё и этот голос Божий донести до него, что совсем трудно. Это нужно помнить, думать и молиться об этом Богу. Нужно понимать, что это постоянная проблема нашей жизни: мы все в этой рамке живём — нам не хватает времени, усилия, мудрости, чтобы услышать близкого человека; мы находимся в ситуации, когда перестаём слышать голос Божий. Это внешняя рамке ненавистной розни мира сего, которая нас всегда ограничивает, под которую мы
Есть многочисленные форумы, на которых люди разные помои сливают — все эти разговоры про деньги, про
Поэтому мы всё время говорим, что обязательно должны быть собратья, которым ты доверяешь, с которыми можно поговорить о
Я подумал об этом, потому что вчера у меня была беседа о семье и там был вопрос о домашнем насилии. Я очень долго говорил о том, что домашнее насилие — это тоже такая рамка. Если с этой рамкой подходить к семье, то получается безнадёжная ситуация. Конечно, это не тема для молодых людей, которые говорят о семье и только собираются вступить в брак. Никто из них в ситуацию домашнего насилия не попадал, но, если они вступают в семью и думают о домашнем насилии, то, скорее всего, у них ничего не выйдет.
А современная жизнь так устроена. Что такое тема брака и семьи? Если вы просто наберете эти слова в Гугле, то появятся также связанные с этим темы: домашнее насилие, развод, аборт, контрацепция. Как только для человека именно эти темы становятся основным наполнением понятия семьи — всё, можно не начинать. Даже будет лучше не начинать! Зачем зря мучиться? Ведь всё равно понятно, что эта семья, рано или поздно, обречена.
Я об этом пытался говорить в беседе со студентами, а потом на следующий день ко мне подходит один человек и говорит: «Знаете, отец Николай, мне один студент рассказал, что вы беседу провели про то, что в домашнем насилии виновата жертва». Это совершенно модельная ситуация. У меня была беседа про то, что мы не слышим друг друга и часть людей поняли меня в прямо противоположном смысле. В математике это называется — «что и требовалось доказать». К этому надо всегда быть готовым, это совершенно нормально в нашем ненормальном мире.
Самому, конечно, надо всегда стараться слышать. Если
Мы поэтому и говорим всё время о том, что важно постоянно быть вместе, быть в своей общине, на своём приходе. Но даже этого недостаточно, очень важно быть вместе и тем, кто готовится стать священником. Как только нас разделили — всё. Одному не выплыть, не удержаться. Важно всё время выходить за эту границу, за эти рамки, которые нас постоянно ограничивают и стесняют. Иногда просто душат как петля. И нужно из неё выскочить. Обязательно об этом помните и будем молиться Богу о том, чтобы Господь давал нам друг друга услышать.
#Емельянов Николай #Богословский факультет #большая семья #нравственный идеал #бескорыстие #духовное руководство #доступность священника