Новости

Обзор журнала «Вестник ПСТГУ», серия II: История. История Русской Православной Церкви. Выпуск 87 за 2019 год

Номер открывается рубрикой «Исследования» и статьей С. В. Мельниковой «Камчатка в судьбе иркутского протоиерея П. В. Громова (1801–1880) и его научном и мемуарном наследии». Предметом исследования в данной статье является историческое и духовное наследие иркутского протоиерея Прокопия Васильевича Громова, автора первых обобщающих трудов по истории православия на Востоке Российской империи. С. В. Мельникова считает, что библиографирование трудов Громова нельзя признать завершенным. В частности, указывает автор статьи, в системном описании нуждается комплекс сочинений, связанных с камчатской тематикой. Своеобразие его исторического повествования у протоиерея П. В. Громова заключается в соединении научно-исторического и мемуарного дискурсов. Сквозная тема — повествование о святителе Иннокентии, личное свидетельство о котором придает особую историческую ценность и духовную значимость сочинениям протоиерея.

Взаимоотношения православного духовенства и монархических партий, возникших в годы Первой русской революции, рассматривает И. В. Омельянчук в статье «Правые партии и православное духовенство в 1905—1914 гг. (на примере Владимирской губернии)». Автор отмечает негативное отношение к появлению монархических (правых, черносотенных) партий большинства священнослужителей и анализирует факторы, обусловившие такую позицию духовенства. В частности он выделяет сложное материальное положение священников (особенно сельских), бюрократизацию Церкви и успехи революционной пропаганды, а также позицию Св. Синода, не одобрявшего участия духовенства в деятельности политических партий, в том числе и монархических. Подводя итоги своего исследования, автор статьи приходит к выводу, что в отличие от юго-западных окраин империи, где православный клир в массе своей оказался на стороне правых, говорить о каком-либо тесном сотрудничестве монархистов и духовенства во Владимирской губернии не приходится.

Ю. А. Бирюкова посвятила свою статью «Православное духовенство в условиях "красного террора" на юге России в период Гражданской войны 1918—1919 гг.» анализу мотивов и масштаба убийств духовенства в период «красного террора» на Юге России, а также отношению населения к данным событиям. Автор статьи отмечает, что в лице духовенства уничтожалась вся традиционная духовно-нравственная ценностная система. Террор утверждал новые ценностные ориентиры, высвобождал сдерживаемые ранее христианскими ценностными установками низменные и порочные побуждения населения, что в значительной мере служило его нравственно-духовной деградации. Автор приходит к выводу, что «красный террор» в отношении Церкви носил стихийный, спонтанный, массовый, иррациональный характер, имел черты самосуда, бандитизма, массового психоза.

Весьма интересной представляется публикация А. А. Чибисовой «Лига Церквей: к вопросу о нереализованном проекте Константинопольского патриархата». Статья посвящена организации, созданной по образу и подобию Лиги Наций. В начале 1920-х гг. она вписывалась в контекст активно развивающейся идеи Константинополя как «центра мирового православия». Настоящая статья вводит в научный оборот новые источники по теме. На основе анализа зарубежных материалов автор рассматривает Лигу Церквей с двух сторон — как наднациональную церковно-политическую организацию, призванную обеспечить духовный фундамент для реализации греческой «Великой идеи» в Малой Азии, и как чисто церковный проект международной организации для налаживания межхристианского диалога. В заключение А. А. Чибисова приходит к выводу, что Лига Церквей оказалась наиболее жизнеспособной именно как экуменический проект, призванный в первую очередь наладить связи Константинопольского патриархата с мировой общественностью.

Продолжает рубрику «Исследование» статья Д. П. Анашкина «К вопросу о выделении сирийских приходов в Северной Америке в самостоятельную епархию в 1904—1923 гг." В ней рассмотрен процесс выделения сирийских приходов из состава Северо-Американской епархии Русской Православной Церкви как пример выделения национальных приходов в самостоятельную епархию и перехода их в юрисдикцию другой поместной Церкви, в данном случае Антиохийского Патриархата. К статье прилагается специально посвященный сиро-арабам в Америке доклад митрополита Антония (Храповицкого) Архиерейскому Собору РПЦЗ, проходившему в Сремских Карловцах в 1923 г. Автор отмечает, что митрополит поддерживал идею передачи сирийских приходов, обосновывая это как особенностями церковной жизни в Северной Америке, так и стремлением финансово помочь древней Антиохийской Церкви. В заключении Д. П. Анашкин подчеркивает: митрополит Антоний считал возможным отступить от буквального понимания канонов, если этого требовала реальная церковная польза.

Истории появления в Выборге и Хельсинки русских старостильных приходов посвящена статья Т. И. Шевченко «К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов (1925 — 1927 гг.)" Появление общин было вызвано вводом в богослужебную жизнь приходов и монастырей Финляндской Православной Церкви нового календаря и григорианской Пасхалии. Некоторые русские в Финляндии сохранили прежние церковные обычаи. Как результат — возникновение двух русских старостильных общин: в честь Покрова Божией Матери в Выборге и в честь святителя Николая Мирликийского в Хельсинки. Автор публикации акцентирует внимание на удивительном факте — обе общины получили государственную регистрацию. Анализируя обнаруженное в архиве письмо одного из участников событий, валаамского игумена Харитона (Дунаева), к архиепископу Финляндскому Герману (Ааву), Т. И. Шевченко впервые пытается объяснить причины данного явления.

Н. В. Сомин предлагает метод оценки числа пострадавших членов РПЦ в репрессиях XX в. в своей статье «Использование репрезентативной выборки для оценки числа пострадавших за веру в России в XX в." Автор основывает метод на известной формуле умножения независимых событий. Н. В. Сомин использовал для компьютерного эксперимента две базы данных, содержащих сведения о пострадавших верующих: база «За Христа пострадавшие», разработанная в ПСТГУ, и программно полученный список верующих из базы, собранной обществом «Мемориал». Автором был разработан программный комплекс, обрабатывающий обе базы данных и вычисляющий их пересечение. В результате эксперимента получена оценка числа всех пострадавших в 109 756 человек. Автор публикации приходит к выводу, что масштабы гонений XX в. оказались меньшими, чем предполагалось ранее.

Вопросы управления Северо-Германским викариатством при епископе Афанасии (Мартосе) рассматривают в своей публикации А. В. Кинстлер и А. А. Корнилов. Статья «Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе Северогерманского викариатства (1946—1950 гг.)" анализирует приоритетные направления деятельности викарного епископа: миссионерская работа, пастырские совещания, организация богословской школы в Гамбурге. Авторы отмечают, что миссионерская деятельность была направлена на просвещение паствы, а пастырские съезды и совещания были ориентированы на повышение уровня образования и знаний приходских священников. А. В. Кинстлер и А. А. Корнилов в своем исследовании приходят к выводу, что духовенство и миряне, прошедшие северогерманскую „школу воспитания“, сумели адаптировать опыт церковной жизни викариатства к условиям жизни в новых странах проживания. При написании статьи авторы опирались на документы Архива Германской епархии Русской Зарубежной Церкви.

Рубрику „Исследования“ завершает публикация иеромонаха Силуана (С. С. Никитина) „Богослужебная жизнь Финляндской Православной Церкви при архиепископе Павле (Олмари)“. Архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари) — ключевая фигура для Финляндской Православной Церкви. Наряду с установлением активных контактов с Поместными Православными Церквами и инославными деноминациями архиепископ Павел перенимал и положительный опыт их богослужебных традиций, приспосабливая его к условиям национальной Церкви. Автор статьи указывает на то, что при архиепископе Павле (Олмари) отмечаются большие изменения в литургической жизни: произошло так называемое евхаристическое возрождение, возросла роль мирян в богослужении, были введены новые богослужебные последования. Архиепископ сам занимался гимнографией и составлением нотного сопровождения церковных песнопений, трудился над переводами с греческого языка богослужебных чинопоследований. Исследователь делает вывод, что плоды богослужебных изменений, введенных архиепископом Павлом (Олмари), и поныне составляют одну из особенностей Финляндской Православной Церкви.

Материалы рублики „Публикации“ посвящены Сергею Викторовичу Троицкому, известному богослову и канонисту, доктору богословия Белградского университета. Наследие этого ученого изучает А. А. Кострюков в своей статье „Врачу, исцелися сам“ (Лук. 4, 23). Профессор С. В. Троицкий против „восточного папизма“ Константинополя». Публикуемое письмо адресовано председателю ОВЦС митрополиту Никодиму (Ротову) и относится к событию 1965 года, когда Константинопольский патриарх Афинагор (Спиру) исключил из своей юрисдикции Экзархат Русских православных приходов Западной Европы, которым управлял архиепископ Георгий (Тарасов). С. В. Троицкий рассуждал о канонических мерах, которые следовало применить к архиепископу Георгию (Тарасову), отказавшемуся присоединиться к Московскому Патриархату.

#Вестник ПСТГУ #периодика #наука

Фотограф Сергей Пронин
07 августа 2019
Яндекс.Метрика