Такое направление было задано Наталией Юрьевной. На лекции она рассказала про своё любимое — дореволюционные проекты богословской науки, соотнося их с современными проблемами академического богословия. В ещё более неформальной беседе у костра Наталия Юрьевна вместе с отцом Георгием Орехановым поделилась своими воспоминаниями об истоках ПСТГУ.
Вся неделя была насыщена различными идеями и контекстами. Чтобы в этом убедиться, достаточно только перечислить все прочитанные насельникам лекции: И. С. Вевюрко рассказал о религиозности в современной Японии, А. С. Небольсин представил свою реконструкцию новозаветной экклезиологии, а прот. Г. Ореханов поведал о том, что же такое русская духовная культура. К тому же усилиями А. А. Лукашевича и А. М. Скобелева была проведена летняя школа «Поэтика Псалтири и поэтика гимнографии».
Всё это резонировало друг с другом и в каком-то смысле показало весь наш факультет в миниатюре. И мы поняли, что очень хорошо, когда преподавателей сразу много. В лагере стираются институциональные границы и становится возможным по-новому прочувствовать отношения ученик-учитель. Мы становимся ближе. Может быть, в ЛЛБФ 2020 придётся поставить ещё одну «большую» палатку специально для преподавателей.
Второе открытие. Оно уже касается, скорее, частных открытий. Не всякий бывал, например, в четырехчасовом пешем походе, а для нас такой организовал свящ. Иван Воробьёв. Кстати, и отец Иван открыл новый тракт, который создавался по ходу дела, через лесок и кукурузное поле. Многие из нас впервые побывали в Константиново, точке назначения похода. Каждый нашёл что-то важное для него — музеи, кафе или просто новую обстановку, но абсолютно все были захвачены русской красотой.
Ещё важное и для многих новое переживание — ночная Литургия в день памяти Царственных страстотерпцев. Полумрак в Богословском соборе создаёт такую невыразимую красоту, что наша «малая Пасха» в лагере запоминается на долгие годы. Сложно написать почему, но во время этой службы как-топо-особому понимаешь, что мы — Церковь.
Третье открытие это мы сами. За три недели можно уже что-то понять про себя или даже открыть себя. Кто-то не ожидал от себя, что сможет три недели прожить в «спартанских» (по сравнению с городским бытом) условиях. Кто-то не ожидал от другого, которого он каждый день на протяжении года видел только в аудиториях, что он такой талантливый и интересный человек. Кто-то понял, что с удовольствием может работать руками, а кто-то, оценив себя, понял, что руками работать может только с клавиатурой.
В частности, открытию нового в своих однокурсниках способствует практика бета-командирства: насельнику-первокурснику поручается одна из основных должностей комсостава и дальше он должен выкручиваться, как хочет. Конечно, остальные члены комсостава ему помогают, но это всё равно достаточно не просто.
На третьей неделе больше всего «пострадал» Валентин Скрылев, который побывал и бета-разводным, и бета-начальником. Внезапное назначение получил также Николай Емельянов — его сделали келарем. Пожелаем им и дальше развивать все те замечательные навыки, которые мы увидели за время их работы.