Георгий Евгеньевич Захаров: «Я уверен, что по теме моей монографии будут появляться новые и новые исследования»
Георгий Евгеньевич, в этом году в нашем издательстве вышла Ваша новая монография. Тема — Римская Церковь в эпоху арианских споров. Для человека, поверхностно знакомого с древнецерковной историей, ситуация выглядит так: все серьезные дискуссии в эту эпоху происходили на Востоке, Запад строго держался никейского исповедания веры, но при этом не был способен вникнуть в тонкости богословских дискуссий, а если он и вмешивался в восточные дела для поддержки православия, то делал это настолько топорно, что это вмешательство, как правило, ситуацию усугубляло. Может быть, еще
Нельзя сказать, что этот стереотипный взгляд совсем уж неправильный, хоть он и требует значительных уточнений. Действительно, если говорить об участии Римской Церкви в арианских спорах, то в интеллектуальном плане лидирующей роли она не играла. Более того, первые два папы, активно выступавшие с никейских позиций (Юлий I и Либерий), развивали свою аргументацию в основном в
Римский престол в это время был одним из важных центров соборной активности: папа имел возможность созвать на собор несколько десятков епископов. При этом Римские соборы часто могли, в силу сложившейся политической ситуации, действовать независимо от императорской власти. Папа Дамас пользовался этим институтом довольно активно, хотя мы до сих пор не знаем, какое точно число соборов было при нем проведено в Риме.
Не менее важно, что в то время как на Востоке практически на всех важнейших кафедрах сменяли друг друга епископы из разных богословских лагерей, Рим (за исключением известной истории с папой Либерием) последовательно проводил проникейскую линию.
Означает ли такой дисциплинарный подход к вопросу то, что на Западе Никейский собор воспринимался как событие вселенского церковного значения? Ряд историков полагает, что данный собор в современном ему контексте представлял собой событие скорее политическое, чем церковное: император Константин устроил смотр епископату, беспокоясь о лояльности ему со стороны церковных лидеров, а значение собора как принципиального события с точки зрения богословской он приобрел значительно позже…
Уже в документах IV в. Никейский собор рассматривается, как событие, имеющее для Церкви вселенское значение. Но вопрос о мотивах его проведения относится к числу дискуссионных. Коллега из Польши Хенрик Пьетрас высказывал в своих статьях точку зрения, что созыв собора был приурочен к
Но
При этом один из аргументов со стороны Рима против Ариминского собора состоит в том, что его решения не были поддержаны римским епископом: собор проходил без участия папы или его легатов. Эта позиция формулируется в послании Римского собора (Confidimus quidem), который проходил уже при папе Дамасе на рубеже
Речь идет о необходимости рецепции со стороны Рима как одной из важнейших кафедр, без которой невозможна подлинная коллегиальность, наряду с другими ключевыми кафедрами (Александрийской и Антиохийской, например), или же Рим претендует на исключительный статус: Вселенский собор возможен без условной Александрийской кафедры, но невозможен без кафедры Рима?
Трудно сказать однозначно, но контекст говорит скорее в пользу второго варианта. Об особом положении Римской кафедры очень много сказано в посланиях и эпиграммах папы Дамаса. Да и вообще Рим именует себя Апостольским престолом (sedes apostolica) без
Вы упомянули об эпизоде с папой Либерием — это дежурный православный аргумент (среди прочих) против католического догмата о папской непогрешимости. Что произошло?
Папа Либерий хотел стать третейским судьей в деле свт. Афанасия Великого. Он призвал на собор в Риме свт. Афанасия для рассмотрения направленного против него в Рим обращения восточных епископов. Свт. Афанасий в Рим не поехал, опасаясь ареста по пути: вместо этого в 356 г. он скрылся от преследований императора Констанция II в. Египетской пустыне.
После Медиоланского собора 355 г., вновь осудившего свт. Афанасия, папа отказался принять его решения, чем вызвал гнев со стороны императора Констанция: папу арестовали и сослали во Фракию. От него добивались осуждения свт. Афанасия и признания ортодоксальности восточных епископов. При этом на Римскую кафедру император поставил антипапу Феликса. В результате Либерий осудил свт. Афанасия, ссылаясь на то, что святитель не приехал в Рим, когда папа его вызывал, а также подписал некую вероучительную формулу, принятую в Сирмии, об идентификации которой в науке до сих пор ведутся дискуссии. От ответа на этот вопрос зависит и наша оценка степени отступления папы Либерия от ортодоксии. Большинство немецких исследователей склоняется к тому, что это была так называемая вторая сирмийская формула — в ней находит выражение радикальный тринитарный субординационизм. Я же полагаю, как многие другие коллеги, что это была первая сирмийская формула, которую, при всех содержащихся в ней сомнительных моментах, можно интерпретировать и в православном смысле. Даже свт. Иларий Пиктавийский, который негативно отзывался о действиях папы, считал эту формулу православной.
Какова была роль арианского кризиса в развитии отношений Римского престола с западным епископатом?
Вопрос непростой… Внутри Италии папа стремился опираться на консенсус епископата, активно используя такой инструмент, как Римские соборы. При этом на Востоке Рим рассматривался как центр, через который можно налаживать связи со всем Западом. Так, например, Рим воспринимал свт. Василий Великий. Однако при этом на самом Западе значительная часть епископата не наделяла Римскую кафедру безусловным авторитетом: в
В 382 г. папа Дамас вместе с императором Грацианом попытались созвать новый общецерковный, по сути, собор в Риме. Точный состав собора, к сожалению, нам неизвестен, но среди участников были свт. Амвросий Медиоланский, епископ Аквилеи Валериан, епископ Сирмия Анемий, Августы Треверов — Бриттон, Фессалоники — Асхолий. Возможно, участвовал и карфагенский епископ. А вот большая часть восточных епископов собор проигнорировала. В своей монографии я привожу аргументы в пользу атрибуции этому собору такого важного вероучительного документа Римской Церкви, как Tomus Damasi. И большая часть исследователей склоняется к тому, что именно на этом соборе была принята по крайней мере третья часть Decretum Gelasianum, где говорится об особом значении в Церкви трех Петровых кафедр. Также утверждается, что Римская кафедра получила первенство не по соборному определению (вероятно, намек на
Насколько много Вам пришлось работать с источниками при подготовке этой монографии и на каких языках?
Источниковая база обширная — это и документы самой Римской Церкви, и разные
А насколько все это доступно в России?
Это, конечно, большая проблема. Чтобы завершить эту работу, мне понадобилось довольно долго и самому поработать в западных библиотеках, и воспользоваться помощью коллег, которым я выражаю благодарность. Некоторые иностранные коллеги мне высылали литературу, многие аспиранты, в том числе нашего университета (хотя не только), любезно мне помогали в этом.
На каких языках существует литература по этой проблематике?
Понятно, что на русском почти ничего нет. Литература на основных европейских языках — английском, французском, немецком, итальянском. Особое значение имеют два огромных тома монографии «Roma Christiana», написанных, несмотря на латинское название, на французском языке Шарлем Пиетри. По римскому примату вообще много литературы на французском и итальянском. Хотя, например, непосредственно по истории арианских споров больше литературы на английском и немецком.
Насколько Ваша работа закрывает проблему, с Вашей точки зрения?
Я думаю, что эту проблему очень сложно закрыть. Она настолько актуальная, что, я уверен, что будут появляться новые и новые исследования. Поэтому, мне кажется, претендовать на закрытие проблемы, мягко скажем, неосмотрительно. Думаю, на тех же материалах могла быть написана другая работа, с другими выводами. Мы видим, что сейчас по этим вопросам между исследователями, в том числе и в России, ведутся дискуссии. Поэтому считать тему закрытой ни в коем случае нельзя.
Мне не очень удобно рассуждать о научной новизне, но
Ну и, наконец, я предлагаю типологию внутрицерковных течений в эпоху арианских споров. Традиционно исследователи выделяют различные течения по доктринальным критериям. Я же обращаю внимание на другое: есть большие соборы и большие группы епископов, которые себя ассоциируют с решениями того или иного собора, — никейцы, евсевиане, омии. В рамках таких «больших» течений нет полного доктринального единомыслия и даже часто устойчивой
Сейчас я разрабатываю тему микротечений на материале переписки свт. Василия Великого, в монографии же обозначены только самые общие моменты, связанные с кругом используемых авторами IV в. понятий, который можно связать с данным концептом. Существование таких групп воспринималось как само собой разумеющееся, и это, кстати говоря, другая экклезиологическая перспектива. Мы часто говорим о развитии церковного устройства в таких категориях как «первенствующие епископские кафедры», «митрополии», «юрисдикции», но нужно понимать, что реальная церковная практика имела и другую составляющую: противостояние различных церковных течений и ситуативный политический расклад сил имели не меньшее значение с точки зрения внутрицерковной коммуникации, чем формирование и фиксация в канонах «нормативной» системы церковной организации.
За чей счет этот банкет? Насколько это оказалось накладно с финансовой точки зрения и кто это все оплачивал?
Я получил грант на подготовку своей книги и некоторые сопутствующие научные разработки от Фонда развития ПСТГУ. Потом мы получили второй грант на коллективный проект для развития этой тематики — в нем участвуют мои коллеги: отец Димитрий Пашков, Ольга Николаевна Изотова, Антон Владимирович Анашкин, Лев Всеволодович Луховицкий и студенты — Николай Антонов и Дарья Грунюшкина. Так что работа продолжается.
Есть ли уже
Пока нет. Есть отзывы рецензентов, причем критические: тема довольно дискуссионная. Я специально подбирал рецензентов так, чтобы они могли посмотреть на мою работу с разных точек зрения. Отец Павел Ермилов, например, был концептуально не согласен с целым рядом выводов. Александр Андреевич Королев тоже придерживается иных взглядов на проблему: история папства — это одна из областей его исследований. Если отец Павел сводит к минимуму основания римского первенства, считая догматически неверным вообще говорить о вселенском уровне церковной организации, то Александр Андреевич говорит о том, что уже применительно к IV в. можно, в
Я правильно понимаю, что целый ряд затронутых Вами проблем могут стать темами новых исследований?
Конечно! Надеюсь, что
#интервью #Захаров Георгий #наука