Версия для слабовидящих

Новости

Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. Выпуск 82

Обзор нового номера журнала. Статьи, публикации и рецензии.

БОГОСЛОВИЕ

Шохин В. К. Философско-теологический дискурс и определения догматов в духовно-академической школе синодального периода

В статье осуществлен обзор определения догматов в магистральной и наиболее авторитетной традиции русского богословия синодального периода начиная с «Догматического богословия» архимандрита (будущего архиепископа) Антония (Амфитеатрова) (1848) и завершая программной статьей Алексея Введенского «К вопросу о методологической реформе православной догматики» (1904). Автор статьи реконструирует три аспекта понимания догматов в духовно-академической школе, которые он называет алетологическим, институциональным и сотериологическим, и обращает внимание читателя на разномнения духовно-академических авторитетов, обнаружившиеся наиболее отчетливо на рубеже XIX—XX вв. Вместе с тем «синодальные определения» и понимания догматов становятся объектом критической рефлексии, прежде всего дефицит историзма и внимания к человеческой стороне синергетической природы «материи» догматов в целом.

Емельянов Н. Н. Значение семьи православного священника в пастырском служении: богословский подход

Статья посвящена богословской проблематизации вопроса о семье священника. На основании анализа русских курсов пастырского богословия как дореволюционных, так и разработанных в русских богословских академиях и семинариях в советское время в России и в эмиграции, легко видеть, что семья священника рассматривается исключительно в перспективе практических вопросов выбора невесты, допустимого и желательного участия жены священника в приходской жизни, специфических проблем семейной жизни священника и т. п. Богословское осмысление семьи священника и ее значения в пастырском служении в русской литературе практически отсутствует. В статье предлагается попытка такого осмысления через понятие отцовства, а также через охраняющую, ограничивающую и сопутствующую роли и миссионерское значение семьи священника. В качестве дискуссионного вывода предлагается тезис о семье священника как одной из детерминант пастырского служения.

ФИЛОСОФИЯ

Пылаев М. А. Моральная религия в религиозной философии Л. Н. Толстого и либеральной теологии В. Германа

Статья призвана познакомить с метаморфозами кантианской этической мысли в теологической этике одного из крупнейших либеральных теологов — В. Германа — и в художественном теоретизировании религии у Л. Н. Толстого. Основной тезис автора состоит в том, что христианство (религия в целом) в рамках религиозно-философского и теологического мышления в постпросвещенческую эпоху не в состоянии эксплицировать свою сущность без обращения к этической проблематике. Другими словами, подтверждается тезис о неисчерпаемых эвристических возможностях эксплицирования религиозного сознания посредством нравственных категорий.

Слепцова В. В. Космологический аргумент Р. Гейла и А. Прусса: преимущества и проблемы

В статье проводится подробный анализ космологического аргумента, выдвинутого в 1999 г. Ричардом Гейлом и Александром Пруссом и названного ими «новым космологическим аргументом». Аргумент состоит из 18 шагов, в нем можно выделить три части: первая — доказательство того, что существует контингентная пропозиция q, объясняющая Большой Конъюнктивный Контингентный Факт р реального мира (шаги 1–7), вторая — что q сообщает о намеренном действии (интенциональном акте) необходимого сущего, объясняющего существование нашего мира (шаги 8–15), и, наконец, в третьей части (шаги 16–18), привлекая такие свидетельства, как упорядоченность космоса, тонкая настройка, единство Вселенной, Гейл и Прусс предполагают, что необходимое сущее, сотворившее мир, является, кроме того, очень могущественным, разумным и благим. Наиболее уязвимой для критики представляется вторая часть аргумента, поскольку, во-первых, в нем существует неявная предпосылка либертарианской трактовки свободы воли, во-вторых, не исключается возможность регресса в бесконечность.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Давидоглу С. Н. Изменение понимания сакрального пространства в Послании к Евреям

В статье рассматривается структура небесного святилища, представленная в Послании к Евреям. Анализируется ее отличие от структуры ветхозаветного храма. Говорится о том, как такая картина святилища демонстрирует изменение представлений автора Послания о сакральном пространстве по сравнению с представлениями, свойственными культуре иудаизма I в. Благодаря концепту небесного святилища идея сакрального пространства переносится на иной уровень, смещая акцент с соблюдения ритуала на веру человека, что отразилось на всем дальнейшем развитии христианской теологии и культуры.

Прилуцкий А. М. Семиотика модальностей современного конспирологического мифа в дискурсах маргинального православия

Статья посвящена изучению модальных структур современной конспирологической мифологии, популярной среди адептов маргинальных православных субкультур радикально-монархического паттерна. Автор обосновывает понимание конспирологического мифа как совокупности мифологических нарративов, интерпретирующих социо-исторические процессы и явления как результат целенаправленного действия могущественных сил, тщательно скрывающих свое существование или какое-либо отношение к этим явлениям и процессам.

ПУБЛИКАЦИИ

Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. С. Л. Франк о религиозном смысле и нравственной основе демократии

Публикуется архивный текст С. Л. Франка, в котором демократия рассматривается с точки зрения ее онтологического смысла. В предисловии к публикации идеи текста анализируются в контексте эволюции взглядов Франка на демократию — от Первой русской революции до 1930-х гг. Публикуемый текст отражает этап, когда философ под воздействием событий 1917 г. приходит к идее двух сторон в демократии — созидательной и разрушительной — и настаивает на необходимости ее религиозно-нравственного обоснования. В целом публикуемый текст позволяет дополнить представление об эволюции социально-философских идей С. Л. Франка и о разнообразии российских теорий демократии, а также актуализировать религиозно-нравственное понимание демократии, недостаток которого остро ощущается в современном мире.

ДИСКУССИЯ

Самарина Т. С. Об историографии феноменологии религии: критический эскиз

Статья является продолжением дискуссии, начатой М. А. Пылаевым в последнем номере Вестника ПСТГУ за 2018 г. Автор статьи, опираясь на исторические данные, предлагает разграничивать 1) феноменологию религии в собственном смысле слова и 2) вторую традицию (ноуменологическую). В статье анализируется созданный российским религиоведением троп о «теологической диверсии» феноменологии и утверждение, что феноменология религии стала своеобразным маргинальным (теологическим) религиоведением, что не согласуется с мнением большинства зарубежных историков религиоведения, считающих, что феноменология религии долгое время была отнюдь не маргинальной, а единственной формой религиоведения самого по себе.

РЕЦЕНЗИИ

Вевюрко И. С. Рец. на кн.: Oppel K. D. «Nur aus der Heiligen Schrift lernen wir unsere Geschichte kennen». Bibel und Biografi e bei Dietrich Bonhoeff er. Ostfi ldern: Matthias Grünewald Verlag, 2017. 229 s.

Книга католического исследователя Катарины Оппель содержит глубокий анализ идей лютеранского теолога Дитриха Бонхеффера и не является стандартным научным трудом, выстраивающим свой материал в строгой логической или хронологической последовательности. Скорее, она представляет собой медитацию (учитывая, что meditatio — слово из той же западной культуры) над творчеством и личностью Бонхеффера. В каждом эпизоде весьма подробной структуры определенная грань мысли теолога подвергается рассмотрению сквозь призму его биографии. Тематически объединяет все эти грани отношение к Писанию, о чем читатель заранее оповещен заглавием книги.

Носачев П. Г. Диктатура милосердия — Рец. на кн.: Colonna M. The Dictator Pope: The Inside Story of the Francis Papacy. Washington: Regnery Publishing, 2018. 232 p.

Эта книга вызвала широкий резонанс, поскольку ее безапелляционность и на редкость продуманная организация материала подводила почти каждого читавшего ее к мысли, что понтификат Франциска — самый худший в нововременной истории Католической Церкви. Автор, Маркантонио Колонна, — не настоящее имя, а псевдоним, который был призван защитить автора от неминуемого гнева Франциска. Настоящим автором является английский историк Генри Сир. Исследователь рисует тягостную картину понтификата папы Франциска, промежуточным итогом которого стали три проваленные реформы, уничтожение традиционно ориентированных внутрицерковных структур, курс на введение новых доктрин о браке и семье, крайне либеральная политика в отношении гомосексуальных иерархов. Автор монографии убежден, что правление папы держится на волоске. «Папа-диктатор» — чрезвычайно информативная книга, являющаяся снимком современной жизни Католической Церкви, представляется, что она могла бы иметь немалый коммерческий успех и очевидную научную ценность при переводе ее на русский язык.

#Емельянов Николай #Вестник ПСТГУ #периодика #наука

Репортаж подготовил Николай Антонов
Фотограф Сергей Пронин
20 июня 2019
Яндекс.Метрика