Новости
Антон Владимирович Анашкин: «Меня всегда окружали люди, которые при возникновении проблем помогали их преодолевать»
Антон Владимирович, с детства ли Вы в Церкви, когда Вы были крещены, с какого времени православная вера стала осознанной частью вашей жизни?
Крещен я был на первом году жизни, произошло это в Луганской области, в селе Яновка. Церковную жизнь моя семья не вела, но
Вы учились в обычной школе?
Так получилось, что до
Почему?
Причин тут много: у меня с детства была тяга к военному делу, которое казалось мне привлекательным и романтичным. Кроме того, это было непростое время, страна «отходила» от лихолетья
А перестройка на казарменное положение проходила безболезненно?
Нет, конечно, это всегда болезненно. Я там не встречал ни одного ребенка, у которого это прошло бы легко и просто. Ребята помладше это
Оглядываясь назад, что хорошего и что плохого было в обучении в кадетском корпусе?
Плохого там хватало, но это было связано больше с тем, что это учебное заведение закрытого типа. В таких школах есть то, что называют дедовщиной. Местами даже страшно было: у детей это выражается очень агрессивно. Вместе с тем это закаляло, если не переходило грань разумного. Были и свои прекрасные традиции: там я научился держать слово, за каждое слово приходилось отвечать. Из самых ярких впечатлений — это дружба. Со многими соучениками я поддерживаю самые теплые отношения, несмотря на то что наши жизненные пути разошлись.
Как обстояло дело с уровнем образования?
Я не сказал бы, что оно было блестящим. Когда я готовился поступать в вуз, я понял, какие были пробелы в образовании. Меня очень беспокоили языковые дисциплины, потому что я хотел получать образование в области иностранных языков. Я сравнивал уровень подготовки абитуриентов из обычных или даже специализированных школ и свой собственный. Им я, конечно, уступал.
Почему же Вы в итоге поступали в
Начиная с
До этого момента Вы о его существовании не знали?
Нет, я не знал ничего. Это был 2004–2005 год, и интернетом я тогда не пользовался: живя во Владимире, было трудно
Почему гражданские вузы, а не
Это было уже моим решением: если не в Рязань, то только в гражданские вузы. Тогда папа произнес важные для меня в тот момент слова, что можно служить отечеству и на гражданке. И
Я правильно понимаю, что процесс сознательного воцерковления связан с учебой в
Почему младшие братья и сестры пошли в православную гимназию?
Это было связано, конечно, с мамой. Она работала учителем в гимназии. И неудовлетворенность обучением в общеобразовательной школе вынудила ее перевести детей в гимназию.
Как проходил процесс адаптации на первом курсе учебы в ПСТГУ? Какие были сложности и были ли они вообще?
Сложности, как и у всех студентов, конечно, были. Но подготовка в кадетском корпусе мне определенно помогла, потому что выработалась установка на работу. Сказали «надо», значит, надо выполнять. Было тяжело — некоторые вещи были непонятными. Но вместе с тем я ведь учился на факультете не один, было много ребят, которые воцерковлялись значительно раньше меня. Такая взаимопомощь и поддержка помогали. Но если говорить об учебном процессе, было тяжело. Первый курс, по крайней мере первый семестр, это ежедневная зубрежка и подготовка к занятиям по греческому и латинскому до глубокой ночи, постоянная усталость. Но внутренний императив, что сделать это надо, побуждал меня работать.
Были любимые и нелюбимые предметы? Какой предмет был самым сложным?
Сходу сложно сказать. Может быть, на первых курсах это была историческая литургика. Мое воцерковление проходило довольно поздно.
А был любимый предмет?
Вы
Мне как человеку, который занимается специфическим периодом в истории византийской филологии и истории Византии (с XI по XV вв.), с такими вопросами встречаться не приходится. Наверное, если бы передо мной возникали такие вопросы, я бы всякий раз пытался трезво оценить границы современной гуманитарной науки. Я уверен, что пока еще наука не способна ответить на все вопросы, всегда остается место для
С Вашей точки зрения, от науки стоит укрываться?
Прятаться не нужно, но необходимо всегда оставлять место для тайны. Осознание ограниченности своих сил как исследователя,
Это разные подходы. Можно сказать, что наука пока не доросла до того, чтобы разрешить все вопросы, но в принципе в перспективе может дорасти, а можно сказать, что наука в принципе не способна до конца решить некоторые вопросы.
Я уверен в справедливости последнего. Конечно, если говорить о теологии, то здесь все даже более очевидно, поскольку мы занимаемся исследованием проявлений Бога в мире и неминуемо сталкиваемся с тем, что Бог как субъект исследования все время ускользает, потому что он трансцендентен миру. Я в этом случае даже не вижу проблемы. Бог не может быть объектом научного исследования.
Объектом богословского исследования является Бог, Его проявления в мире, или конкретные тексты?
Конечно, когда мы говорим о науке, мы должны говорить о
Как Вы из студента превратились в преподавателя?
По окончании университета я поступил в аспирантуру ПСТГУ по классической, византийской и новогреческой филологии. Заведующий кафедрой древних языков и древнехристианской письменности Юрий Анатольевич Шичалин предложил мне взять курс по греческому и латинскому языкам у существовавшего тогда отделения философов. Я охотно взялся за этот курс и преподавал там в течение всего времени существования этого отделения.
Вам было тяжело перестроиться со студенческой логики на преподавательскую? Бывает, что человек блестяще владеет языком, но при этом не очень понимает, как подступиться к обучению других.
Мне казалось, что у меня этот процесс проходил легко. Я был очень молодым специалистом, только что выпустившимся студентом и мне, наверное, было проще, так как я понимал трудности, с которыми могут сталкиваться студенты при изучении древних языков, я еще прекрасно помнил эти проблемы. Вхождение в роль преподавателя, как мне кажется, проходило у меня без особого труда: уже начиная с пятого курса я преподавал в одном из московских институтов по предложению семьи Фёдоровых: у них дома я занимался латинским языком с Николаем Алексеевичем.
Уже окончив университет, Вы помимо преподавательской деятельности занимались и административной работой. Как в Вашей жизни возникли эти обязанности?
Действительно, когда я учился на первом курсе аспирантуры, я поступил на работу в научный отдел нашего университета. Я не могу сказать, что этому предшествовала
Сейчас Вы занимаете должность заместителя декана Богословского факультета по научной работе. Расскажите, пожалуйста, каков круг Ваших обязанностей и каков участок работы, за который Вы отвечаете, какова зона Вашей ответственности?
Если говорить кратко, то можно сказать, что в мои обязанности входит организация и обеспечение научной работы на Богословском факультете в разных направлениях. Прежде всего речь идет о поддержке проведения научных мероприятий, конечно, в первую очередь о конференциях, таких как ежегодная Богословская конференция, ежегодная студенческая конференция Богословского факультета. Между прочим, если говорить о конференциях, то, в отличие от других факультетов, на нашем факультете она проводится в две сессии — осеннюю и зимнюю. Богословская часть этой конференции в свое время так разрослась, что в университете возникла необходимость развести все проводившиеся секции по двум сессиям. Последние годы осенняя сессия связывается с Актовым днем университета: мы как бы подстраиваемся под
Какие проблемы нужно Вам в связи с этим решать?
Мое участие сводится к сбору заявок на проведение заседаний соответствующих секций осенней и зимней сессий конференции, взаимодействие с управлением по научной работе по этой линии, кроме того, по результатам этой конференции мы готовим ежегодный сборник. Всякий заместитель декана по научной работе является ответственным за все заседания секций, которые проходят у него на факультете, и по сути он является ответственным редактором поступивших материалов. Я отвечаю за проведение этих мероприятий: за подготовку аудиторий, оснащение их необходимой аппаратурой, решаю вопросы допуска в здания, освещения конференции на сайте университета, а иногда даже на
Мне видится, что в этой работе можно условно выделить две стороны: взаимодействие с людьми и взаимодействие с бумагами. Каков удельный вес «бумажной» работы и общения с людьми в Ваших обязанностях?
Мне, конечно, сложно так сразу сказать, какой процент времени отнимает общение с коллегами, а какой подготовка документации. Думаю, они примерно равны.
От чего Вы больше устаете, а что, наоборот, Вам дается легче?
Не могу сказать, что я уж так устаю от общения или от подготовки документов. Подготовка документов всегда отнимает больше времени, так как речь
Что
Мне нравится и то, и другое. Именно поэтому в свое время я не ушел с головой в преподавание.
Вы говорили, что, еще учась в кадетском корпусе и думая о дальнейшем жизненном пути, не мыслили себе этот путь без служения отечеству. Как сейчас Вы ощущаете, реализуется ли это служение отечеству в Вашей жизни?
Безусловно, я считаю, что реализуется: отечество для меня — это не
Я несколько огрублю вопрос. Отечеству в земном измерении нужны космические баллистические ракеты, пушки, танки и
Как мы с Вами понимаем, это лишь на первый взгляд.
Давайте посмотрим глубже. Мое глубокое убеждение, что всякому
Современный мир идет по пути дифференциации и узкой специализации. Это оправдывается тем, что объем технических знаний во всех без исключения естественных науках в ХХ веке очень серьезно возрос: для того чтобы освоить этот объем, необходимо время, которое как раз освобождается за счет того, что классические предметы из образовательного горизонта потихоньку исключаются и специализация предлагается порой уже в школе…
Я, пожалуй, с Вами соглашусь, но, как мне видится, наша задача помогать такому важному явлению, как классическое образование, возрождаться. Себя как выпускника классического филологического отделения я тоже вижу частью этого движения.
С Вашей точки зрения, к чему себя должен морально и психологически готовить идеальный абитуриент, поступающий на Богословский факультет на специальность «классическая филология»?
Первое, что приходит в голову и что, кажется,
Довольно часто встречаешься с точкой зрения, согласно которой качество абитуриентов, а следовательно и студентов, год от года падает. Какова Ваша точка зрения?
Я думаю,