Священник Александр Елатомцев: «Приход – это такое место вселенной, где есть всё своё»
Скажите, отец Александр, трудно ли Вам было в первые годы служения в священном сане?
Сейчас труднее. Тогда любая задача была по плечу и хотелось совершать любые, даже самые авантюрные и совершенно невозможные поступки. Создание школы из этого разряда. Когда ты становишься настоятелем разрушенного Храма и начинаешь строить при нем школу, все собратья-священники смотрят на тебя, как на ненормального: «Ты сперва храм построй!».
Я имел в виду несколько иное: семинаристов обычно целенаправленно готовят к принятию сана, объясняют им какие-то технические моменты, у них есть отдельный предмет – «практика пастырского служения». С нашими же студентами все несколько иначе, можно даже представить ситуацию, когда рукополагаемый в священный сан выпускник до своей хиротонии был в Алтаре три или четыре раза в жизни.
Получается, что школу приходской и пастырской жизни Вы прошли на приходе, а в институте просто получили набор знаний?
Институт стал богословской вершиной. А бытовая и техническая стороны приходской жизни –носилки поносил, ломом помахал, а потом на службу идёшь - всё это было пройдено на своем приходе. Те, кто этого опыта не имеет, в каком-то смысле несчастные люди. В этом смысле даже можно сказать, что нынешние студенты в чем-то ущербны.
Мы с Вами сейчас находимся в православной школе «Рождество». Как получилось, что, ещё не построив храм, Вы стали задумываться о том, чтобы создать школу?
Почему? Неужели местная школа такая плохая?
Про качество обучения я ничего тогда не знал. Знал только, что если отдать ребёнка в эту школу, надо будет как-то дополнительно оберегать его от наркотиков, которые, конечно, были не в школе, а вокруг школы. В то время сюда – и в Дедовск, и в Истринский район – из Москвы специально приезжали за партиями всех этих зелий. Шприцы валялись вокруг школьной мастерской, которая стоит немножко в стороне от основного здания, – я это видел своими глазами. Хотя даже не это было главным. Решающим моментом были воспоминания о том, что я видел на родном приходе: там была своя школа – гимназия «Свет». Она тоже зародилась вместе с приходом, вместе с ним росла, испытывала определённые «проблемы роста». И я воспринимал приход, как такое место во вселенной, где есть всё своё. А если нет, то надо сделать. Раз есть дети – почему бы не создать школу?
Но можно же отдать детей в одну из существующих православных школ…
Придется их далеко возить, мы же за городом жили. Машины у меня тогда не было. А отвозить ребенка в школу нужно каждый день. Вот так и было принято решение.
Но от решения до его реализации – «дистанция огромного размера»...
Да, начался скорбный путь… Нашлась «учительница первая моя», которая сказала: «А давайте, батюшка, сделаем!»
Это была моя школьная знакомая из параллельного класса. Она привела ко мне свою подругу, которая тоже была очень активная, работала в газете «1 сентября», осваивала разные педагогические технологии, к тому же была не замужем, в общем, видела всю себя в педагогике. С ней мы набрали первый класс. У нас не было не только помещений, а вообще ничего. У соседней школы мы попросили в аренду флигель, где раньше были мастерские, – к тому времени они перестали существовать. Нам его отдали бесплатно. Мы этот флигель отремонтировали и начали в нём свою школьную жизнь. Я даже не знаю, с чем это можно сравнить. Когда всё начинаешь, кажется – главное начать, а дальше оно само покатится. Действительно катилось, но с большим трудом. Рождались новые дети, их теперь у меня семеро. И было понятно, что нужно продолжать работать.
Как Вы решили проблемы с лицензированием, с аккредитацией?
Подпольно?
Можно сказать, что подпольно. У нас же очень интересное законодательство в этой сфере. Когда ты лицензируешь учебное заведение, ты должен показать, что у тебя уже всё есть. Например, лицензируешь начальную ступень, первые четыре класса, – значит нужно показать наличие четырёх классов. А у нас был только один – первый класс. Только когда мы стали подходить к четвёртому классу, то стали готовить все необходимые документы к лицензированию.
Как Вы набирали первый класс?
Вслед за мной мои прихожане отдали сюда своих детей. Набралось 10 или 12 человек. Так мы и начали. С первым классом ведь легче – там нужна только одна учительница.
Не боялись, что «по бумагам» дети образования не получают?
То, что мы ничего не боялись, это я помню точно. Не боялись, в частности, потому, что ничего не знали. Я как-то прошёл по такой тонкой грани, когда глупость и незнание, которые позволяли не бояться, пошли мне на пользу. А когда узнавал, что, оказывается, нужно делать ещё что-то, тогда и начинал это делать.
Собственно, и в церковной жизни все строилось так же. С первым причастием было так: пошёл и причастился. Потом тебе говорят: «А ты читал правило?». Ну раз надо, то буду читать особое правило. В общем, все складывалось естественно.
Что произошло, когда дети окончили четвертый класс?
Мы получили лицензию. К этому моменту был написан школьный устав, «рыбу» я взял у отца Льва Махно. У меня не было иллюзий насчет моих способностей самостоятельно организовать среднюю школу. И отец Дмитрий Смирнов мне тоже сказал: «Начальную школу делай. Если не найдётся директор, который знает школьное дело со стороны бумаготворчества и всего подобного, то потом отдавай своих детей в обычную, государственную школу». Но, к счастью, такой человек нашёлся. В итоге мы благополучно прошли этот самый «бумажный» этап.
Конечно. Ну как батюшки решают все эти вопросы? Они ходят и везде выпрашивают денег. Я это очень ясно понял на примере храма. Хочешь что-нибудь построить – надо сперва деньги выпросить. Я пытался по-честному обойти богатые местные коттеджи и сказать: «У нас есть возможность сделать хорошую школу, давайте скинемся деньгами!». Никто мне, конечно, не поверил. Мне сказали так: «Ну ты сделай школу и скажи, сколько это стоит. А потом мы посмотрим». Так вот и шел этот процесс: просить, строить, придумывать… Это сейчас я устал – иной раз думаю, кто бы меня от этого освободил. Школа ведь до сих пор ещё не закончена, хотя построено уже очень много. А тогда это было совершенно естественно: если ты приходишь на руины, понятно, что пока ты сюда не направишь какой-то золотой ручеёк, здесь ничего не получится.
Одна из главных проблем многих православных школ – уровень знаний, которого в итоге достигают выпускники...
Почему?
Р
«Сыты по горло, ешьте сами!»
Продолжение следует...
#интервью #Елатомцев Александр #открытость #формы церковной жизни #внутреннее взаимодействие