Новости
Священник Антоний Анфалов: «Не нужно думать, что как только тебя рукоположили, ты сразу становишься особенным»
Отец Антоний, Вы учились в школе пансионного типа. Расскажите об этом.
С 2000 года я перешел из обычной школы в Православную
Почему Вы поступили именно в пансионную школу?
Мой дядя, протоиерей Федор Анфалов (служит во Владимирском Успенском кафедральном соборе), проводил экскурсию для учащихся и преподавателей этой школы, когда они совершали паломническую поездку во Владимир. Именно он предложил моим родителям отправить детей учиться в Плёсково. Школа находилась достаточно далеко от Владимира — в Подмосковье, добираться нужно на машине часа четыре, а общественным транспортом — еще больше. Там был конкурс, и чтобы поступить в эту школу, нужно было сдавать экзамены. Меня взяли, так как в своей владимирской школе я был отличником и показал достойные результаты на вступительном тестировании. Особенно мне нравилась математика. Судя по моему дневнику за
Вас не смутило то, что это пансион?
Я просто не понимал, что это такое. Родители спросили, хочу ли я учиться в православной школе. В нескольких предложениях мне были описаны преимущества учебного заведения и сложности, с которыми придётся столкнуться, если я стану учиться вдали от дома. Помнится, я сразу легко согласился. В Плёсково поехали в основном дети из семей священников и нескольких особо активных прихожан. Вместе со мной там учился Александр Голышев. Он окончил потом Факультет церковных художеств в
Почему после окончания школы Вы поступили в
У меня были мысли получить экономическое образование, но когда я поближе познакомился с этой дисциплиной, то понял, что это мне не так интересно. Я решил поступать в семинарию и даже начал готовиться к экзаменам. У нас в школе в
Отец Антоний, Вы из семьи священников, поступление в семинарию предполагает принятие священного сана. Вы так решили в силу семейной традиции?
У нас в семье родители никогда не давили на нас, не навязывали нам учебные заведения. Говорили: выбирай сам дорогу — это твоя жизнь. В семинарию никогда специально не подталкивали. Учился я хорошо, но мне больше нравились точные науки, чем гуманитарные. Наверное,
Когда Ваше решение созрело окончательно?
Думаю, в
Почему Вы решили туда поступить?
Я человек, склонный «к перемене мест». Летом, после окончания бакалавриата, я поехал в Карелию. Мы сплавлялись по реке пять дней, а на обратном пути заехали в
Скажите, а насколько гладко прошел переход от школы к студенческой жизни?
Как Вы выбирали кафедру и тему диплома?
Сначала мне хотелось написать диплом о католическом опыте духовного образования. Когда я углубился в эту тему, понял, что мне не хватает знания языков. Одно лето я прожил в Дублине, где подтягивал английский язык. Так как у меня не было навыка по сбору информации, то в библиотеке, где я занимался, пропустил много источников, без которых мне бы не удалось написать диплом по выбранной теме. Поэтому я, прислушавшись к мнению преподавателей, изменил тему. Мне предложили заняться журналом «Руководство для сельских пастырей» — одним из дореволюционных церковных журналов. Он издавался в киевской духовной школе. Диплом я защищал уже по новой теме.
Где студенты
В Ярославле в 2004 году начал действовать епархиальный православный молодежный клуб «Вектор». Образовалась группа православных людей, которые вместе ходили в походы, ездили на слеты, проводили вместе вечера, смотрели фильмы. Вот в этом клубе на одном из слетов я познакомился с будущей супругой. Тогда я заканчивал школу. Мы с ней перезванивались, общались. Наши отношения продолжились и во время моей учебы в университете, а предложение я ей сделал, когда был на
Как Вы подошли к рукоположению в священный сан?
Мы вступили в брак, когда я учился на последнем курсе, после защиты диплома у меня родилась дочь, но это случилось еще до моего рукоположения. Я подал документы на хиротонию за неделю до перевода правящего архиерея на новую кафедру. Владыка поговорил со мной, спросил, какое образование я получил, какие у меня устремления и благословил собирать документы для рукоположения. Это было, кажется, в августе. А через неделю архиепископа Кирилла (ныне митрополита Екатеринбургского и Верхотурского) перевели на новую кафедру. В Ярославль приехал митрополит Пантелеймон, который управляет епархией и поныне. В силу
Через полгода, когда я поинтересовался о судьбе своих документов, выяснилось, что их никто не рассматривал, потому что считали, что я уже принял сан. Как только всё выяснилось, я прошел исповедь, ставленническую комиссию и мне назначили дату хиротонии — 8 апреля 2012 года. Хиротония совершилась в
Отец Антоний, существуют такие аспекты священнического служения, к которым никакая пономарская и иподиаконская практика не подготовят: люди ждут от пастыря помощи, назидания, совета. Как Вы входили в этот круг своих обязанностей?
необходимо научиться послушанию духовнику, чтобы потом, когда ты сам станешь священником, вести за собой людей.
Я думаю, что если человек исповедуется, стремится вести духовную жизнь, то, основываясь на своем опыте пасомого, он начинает понимать и служение священника. Можно было приобретать пастырский опыт постепенно. У нас не было практики, что сразу же после хиротонии священник идет принимать исповеди. Священники, которые меня учили, доверили мне идти на исповедь уже ближе к концу сорокоуста. При этом я никаких советов не давал: выслушивал человека, читал разрешительную молитву и, если человек готовился, допускал до причастия. Мои учителя говорили, что не нужно думать, что, как только тебя рукоположили, ты сразу становишься особенным, святым. Даже сейчас, когда я служу в одном храме вместе с отцом, исповеди принимает в основном он.
Отец Антоний, как Вы оказались проректором семинарии?
Успенский кафедральный собор Ярославля в то же время является семинарским храмом, а ключарь собора в то время был и проректором по воспитательной работе. Когда я стал там штатным клириком, меня назначили на послушание дежурного помощника проректора по воспитательной работе Ярославской духовной семинарии. Так я попал в структуру воспитательной части. Раз в неделю я дежурил свои сутки в семинарии. На следующий год проректор сменился, а новый проректор сделал меня старшим дежурным помощником, появились свой кабинет, ряд «бумажных» дел, организационных задач. Когда освободили от должности и нового проректора, то указом ректора как старший дежурный помощник я был назначен сначала исполняющим обязанности проректора, а потом и проректором по воспитательной работе. Это было в 2014 году.
Расскажите, каковы обязанности проректора по воспитательной работе?
Это организация внеучебного времени студентов. Мы с дежурными помощниками следим за порядком в семинарии, за тем, чтобы студенты не нарушали устав духовной школы, выполняли распорядок дня — подъём, утренняя молитва, учебные пары, время самоподготовки, послушания. Приходится решать и множество бытовых, будничных, неизбежных вопросов, возникающих в закрытом учебном заведении. Глобальная же задача видится в том, чтобы помочь становлению из сегодняшнего семинариста завтрашнего пастыря и сослужителя.
В мои обязанности входит составление годового плана по воспитательной работе, который включает в себя самые разные мероприятия и события. Например, знакомство с новыми студентами у нас обычно проходит в форме вечера у костра. Сейчас мы готовимся к поездке в Ростов Великий на праздник Димитрия Ростовского, покровителя Ярославской духовной семинарии. Там мы будем участвовать в Литургии в
Вам приходилось отчислять семинаристов?
Вы должны понимать, что я лишь выношу вопрос на воспитательское совещание. Воспитательское совещание — это все дежурные помощники, старший дежурный помощник и я. В том числе мы обсуждаем необходимую меру наказания нарушителю и при необходимости выносим предложение владыке ректору рассмотреть вопрос об отчислении студента из состава учащихся. В подавляющем большинстве случаев ректор соглашается с мнением воспитательской части.
Вы всегда были уверены, что такое серьезное наказание, как отчисление из духовного учебного заведения, оправданно в каждом конкретном случае?
Эта мера крайняя, когда исчерпаны остальные возможности повлиять на воспитанника. Но думаю, без этого нельзя обойтись. Мы всегда стремимся дать учащемуся нарушителю возможность измениться, исправиться. Но бывает и так, что у человека просто пропадает мотивация продолжать дальше учиться. А бывает, что в семинарию человек попадает не вполне по своему желанию и тогда он сам все делает так, чтобы его быстрее отчислили. Помню такой вопиющий случай: студента, который откровенно дерзил преподавателям и администрации семинарии, вызвали на воспитательское совещание, в процессе которого задали вопрос, верует ли он во Христа, он ответил: «Как в Бога — нет». Думаю, что не рекомендовать такого человека к отчислению из семинарии было бы просто преступно, ведь такие студенты разлагают всех остальных. Писание говорит, что порой необходимо отсечь часть, чтобы сохранилось остальное. Как видите, иногда студентов приходится отчислять, это естественный процесс. В прошлом году у нас был такой случай: Великим постом мы за одно воспитательское совещание отчислили четырех человек и сразу почувствовали, что обстановка в семинарии оздоровилась. Считаю, что мы поступили правильно. Кстати, один из отчисленных, насколько я знаю, поступил в Санкт-Петербургскую семинарию: значит он хотел учиться, просто наша семинария ему не подходила.
Вы сами сейчас учитесь в магистратуре
Заочно отделение в большей степени предполагает самостоятельное обучение, сессия длится всего несколько дней. У нас в Ярославле сессия заочников длится более двух недель, на фоне этого в СПбДА получается
В этом году я хотел поступить о Общецерковную аспирантуру, но владыка напомнил мне, что сначала нужно защитить диплом в академии, а я до сих пор этого не сделал. Дело в том, что в 2016 году меня назначили настоятелем, и на учебу стало катастрофически не хватать времени.
Сейчас, насколько я понимаю, Вы служите вторым священником…
Верно, я не справился одновременно и с послушанием настоятеля городского храма, и с обязанностями проректора по воспитательной работе семинарии, и с преподавательской нагрузкой (Новый завет и миссионерская практика). Владыка меня вызвал к себе и сказал, что я не справляюсь и приоритет нужно оставить за семинарией. К тому времени я и сам это чувствовал. Так что освобождение от должности настоятеля стало облегчением: быть настоятелем — это большая ответственность, потому что очень много людей зависят от тебя и необходимо обладать и просить мудрость у Бога.
Как всё это у Вас совмещается с семейной жизнью?
У меня трое детей, старшая дочка пошла в
Отец Антоний, а какие у Вас планы на будущее?
В Общецерковной аспирантуре открывают новое направление — Каноническое право. Мне хотелось бы поступить туда, но думаю, что есть промысел Божий пока повременить с этими планами. Посмотрим, как всё сложится дальше. Будет так, как Бог даст.
Отец Антоний, мне остается только пожелать Божьей помощи в Ваших трудах.