Новости
Чтец Антон Жаров: «Я не вижу колоссальной разницы между людьми, которые находятся в тюрьме и которые живут на свободе»
Практики — один из важнейших аспектов в подготовке будущих пастырей. Особенно отрадно, когда непростое дело руководства этими практиками берут на себя наши выпускники. Герой сегодняшнего интервью — как раз из числа таких людей: чтец Антон Андреевич Жаров уже второй год помогает студентам Института проходить практику тюремного служения. Мы побеседовали с ним о его пути в Церковь и о специфике этого послушания именно сейчас, поскольку вскоре надеемся предложить вниманию читателей развернутый материал об этой практике.
Антон Андреевич, расскажите, пожалуйста, как получилось, что Вы занялись практикой тюремного служения?
Когда я учился в
Какой была Ваша первая реакция, когда Вы узнали, что нужно будет и в тюрьму ходить?
Сама по себе тюрьма меня не пугала, у меня скорее стоял вопрос о большой богослужебной занятости. Нужно было, чтобы семья привыкла к этому. Процесс был болезненным.
У Вас большая семья?
Супруга и двое детей. Старшей дочке одиннадцать лет, младшей полгода.
Супруга жалуется, что семье уделяете мало внимания?
Конечно, она переживает
Как тогда получилось, что Вы оказались в Церкви?
Интересно, что мы венчались до моего воцерковления, хотя я был крещен в детстве, в восемь месяцев. Я представлял себе, что венчание — это действительно серьёзный шаг без пути обратно. Создавать семью с мыслями о
Вы говорите «чаще ходить». Значит, до этого Вы в храм
Скажем так: в
В каком возрасте Вас настиг этот кризис?
Лет в двадцать пять. Это случилось уже после женитьбы, когда я учился в аспирантуре. В стране был развал, и даже в Бауманке, вроде бы самом лучшем техническом вузе, было очень плохо. В тот момент казалось полной глупостью становиться
Как получилось, что Вы стали прислуживать в алтаре?
Благодаря сельскому приходу, Церковь перестала быть для меня
Как Вы на это отреагировали?
Честно говоря, у меня в этот момент как будто сложился «жизненный пазл»: я был
Как Вы решили поступить в
Я спросил отца Евгения, куда можно поступать. Оказалось, что он сам закончил
Как Ваши многочисленные работы и семейные обязанности совмещались с учёбой в
Нагрузка высокая, было трудно, и очевидно, что не всё удавалось выполнить… Просто с Божьей помощью,
Вы поступили в магистратуру?
Нет. Тему моей бакалаврской работы («История домового храма в МГТУ») нельзя было продолжать на магистерском уровне. Я не успел в нужный срок найти нового руководителя, не взял новую тему и не поступил. Но это тоже оказалось промыслительным: семье моей было трудно, нужна была
Как отец Иоанн Каледа стал Вашим духовником?
Когда я перешёл алтарничать в храм Троицы на Грязях, я как раз думал о том, что у меня должен быть духовный отец. Я же был новоначальным христианином. Я понимал, что мне нужен духовный руководитель.
Я нашёл книгу о том, как найти духовного отца, там встретилась хорошая мысль, что не стоит искатькаких-то всем известных духоносных старцев, стоит присмотреться к приходским священникам, которые рядом с тобой.
Если я пришёл алтарничать в храм, то никто не будет знать меня лучше, чем тот священник, у которого я прислуживаю. В итоге я обратился к отцу Иоанну с этим вопросом. Он сказал: «Посмотрим, будем молиться друг о друге, а там как всё сложится».
Вы помните, когда Вы в первый раз переступили порог следственного изолятора?
Я не помню ярко этот момент. Я бы не сказал, что это
Общее впечатление от начала помощи во время богослужений в следственных изоляторах?
Вы знаете, это
Именно важности?
Да, важности! Когда я только начинал, то, может быть, этого так не ощущал, но месяц назад на службе в голову пришла радостная мысль, что тут очень благодатно, и если бы я оставил это служение, то много бы потерял. Каждому нужно трудиться на своём месте, Бог поддерживает в любых условиях.
Вы считаете, что там Вы на своём месте?
Если бы я ответил утвердительно, это было бы
Как бы Вы могли сами сформулировать смысл того, чем Вы занимаетесь?
Я стараюсь помогать людям прийти к Богу, в этом, наверное, суть любого церковного служения.
Получается?
Как можно ответить на такой вопрос…
Понятно, что
Я могу привести другие примеры. Один человек, генеральный директор организации, три с половиной года находился в СИЗО, следствие не шло, потому что, по его словам, в его действиях не было состава преступления. Просто проплатили деньги —
Понятно, что довольно высокий процент народонаселения тюрьмы внутренне уверен, что сидит ни за что. Я сейчас даже не ставлю вопрос о том, справедливо ли это убеждение. И тогда возникает вопрос: как Ваш Бог допустил, что это со мной произошло, если я ничего дурного не сделал? Вам такой вопрос задавали?
Если и задавали, то это были исключительные случаи. Заключённые не очень активно задают вопросы.
Но потом они возвращаются к себе в камеру и снова окунаются в жёсткий мир внутрикамерных взаимоотношений, где исполнение христианских заповедей приносит очень много бытовых проблем и неприятностей. Получается, что Вы своими словами призываете людей сознательно ухудшить и без того невесёлое положение, в котором они оказались?
Боюсь, что я не полностью представляю всю эту ситуацию. Я скажу о том, что я знаю. Бывает, что христиане сидят в камерах вместе с мусульманами и тогда происходят религиозные диспуты. Это часто бывает. Мусульмане даже часто садятся в тюрьму специально, чтобы обращать в ислам.
У Вас есть реальные примеры?
Я слышал это от заключённых. У меня нет другой доказательной базы, я не могу привести пример из своего опыта, но что действительно спорят — я знаю. Мне говорили об этом не только заключённые, но и представители администрации, и охранники: есть русские люди, которые принимают ислам. Мусульман в нашем СИЗО около 65%. Их больше, чем христиан. Бывают и «авторитеты», которые исповедуют Христа, но поскольку это даже не тюрьма, а следственный изолятор, то их состав часто меняется. Я
Вы ему этот вопрос не задавали: «Вы говорите, что Вы христианин, как же эти убеждения совмещаются с тем образом жизни, который Вы ведёте?»
Ситуация не позволяла задавать вопросы. С ним не было возможности долго разговаривать. Мне дали пять минут, открыли «кормушку», я увидел этого человека. У меня была сумка со свечами и крестиками. И всё.
О чём Вы тогда с ним говорили?
Я его спросил, почему он здесь сидит, я же знал, что он «смотрящий». Что он мне ответил, я уже сказал. В итоге он поздравил меня с церковным праздником, на этом общение закончилось.
Вам самому не хотелось задать этот вопрос?
Мне кажется, что в нём нет смысла. Этот вопрос можно задавать любому христианину или глядя в зеркало:
если ты исповедуешь Христа, почему ты грешишь?
Существует разница между ситуацией, когда такой вопрос задаёт себе человек, который не нарушает хотя бы светских законов, и случаем, когда избранный им образ жизни вопиюще противоречит не то что евангельским нормам, а даже десяти заповедям. Диакону Андрею Кураеву в одном из городов показали человека, о котором сказали, что это их местная знаменитость, он киллер, но под влиянием книг и лекций отца Андрея он «потихоньку стал отходить от своего ремесла». У отца Андрея возник вопрос: что значит «потихоньку»? Он по средам и пятницам заказы не принимает или не исполняет их в постные дни?
Я не вижу
Я не знаю, как этот криминальный авторитет живёт, какие преступления он совершает. Как Бог судит о нём — я тоже не знаю, я знаю, что Он бесконечно любит каждого человека. Спрашивать, как человек пришёл к такому образу жизни… Я просто стараюсь избегать таких вопросов, иначе
слишком легко внутренне поставить себя выше заключённых — а нужно быть с ними на одной ступеньке. Нельзя становится ментором.
Скажите, как Вы начали помогать студентам ПСТБИ с практикой тюремного служения?
ПСТБИ для меня — родной дом. Я был здесь старостой, и в
Что должен сделать студент для того, чтобы получить зачёт по этой практике?
Сейчас тюремная практика — это два посещения СИЗО. Первый визит ознакомительный, на второй студент готовится и проводит духовную беседу с заключёнными. Каждую неделю, обычно по средам, в тюремном храме служатся часы и Литургия, перед Литургией происходит исповедь. Священник может проповедовать перед исповедью, может не проповедовать, но пока он исповедует, алтарник, а в данном случае — практикант, беседует с заключёнными. Это не совсем проповедь — скорее рассуждения о духовных предметах.
Скажите, темы этих бесед
Нет, не согласовываются, я только помогаю ребятам, обозначая возможные варианты тем бесед.
Вы не боитесь, что результат этой беседы, в том случае, если пришёл не очень подготовленный или не очень заинтересованный студент, принесет не пользу, а вред?
Конечно, такое возможно. Нужно понимать, что вред может быть очень большой. Похоже, что очень много заключённых, приходящих в храм, в первый раз переступают церковный порог. Они вообще ничего не знают. Студент должен, конечно, понимать, какой вред он может принести.
Студенты это понимают?
Конечно, мы им это говорим. Мы с Вами не обсудили общую технологию практики. Мы, конечно, предварительно со студентами беседуем, даём
Бывали ли случаи, когда Вам приходилось активно вмешиваться, спасать «тонущего» студента и вытягивать ситуацию?
Пожалуй, «вытягивать» не приходилось. Все наши студенты очень искренне подходили к практике. Конечно, каждый
Как?
Православие — это единство непохожих. Не секрет, что у нас и мнения священнослужителей по некоторым вопросам могут не сходиться. Дискуссия может быть. Если эту дискуссию провести мирно, с любовью, без агрессии, то это будет хороший пример для заключённых и в поиске правды, и в добром человеческом взаимодействии.
Зачем, с Вашей точки зрения, нужна это практика для студентов?
Я думаю, все священнослужители нередко сталкиваются с людьми, которые находились в местах лишения свободы. Люди, освободившиеся из мест заключения, приходят в храмы. Им нужна помощь, они социально не устроены. Священник должен представлять себе, как можно беседовать с таким человеком. Такие люди могут хитрить, могут стараться вызвать жалость, потому что они привыкли так себя вести в местах лишения свободы, но знать об их скорбях, об условиях их жизни очень важно. Если ты это увидел, сам ощутил — ты по крайней мере готов к такой ситуации, ты в состоянии не оттолкнуть такого человека и помочь ему.
Какова основная сложность или даже опасность для студента в тюремной практике?
Человек просто должен серьёзно подойти к этому служению. Я не знаю, есть ли у нас в ПСТБИ примеры того, чтобы люди несерьёзно относились к желанию стать священником. Нужно просто решиться это делать: подготовиться, отрешиться на время от других забот. Тут то же искушение, как и в любом церковном служении: мир пытается тебя всячески поймать, захватить, предложить
Вы упоминали, что многие нынешние и бывшие заключенные интуитивно хорошие психологи. Как не перейти грань, когда жалость понуждает тебя к тому, что ты из ведущего становишься ведомым, и тебя начинают использовать? А с другой стороны, как не подойти формально к реальной боли человека?
Здесь есть два момента. Первый — административный: студенты должны твердо знать, что они не выполняют никаких просьб, о чём бы их не попросили, они просто направляют просящего ко мне. Это нужно делать чётко и это никого не обидит, если, когда к тебе обращаются, сразу сказать, что существуют ограничения, которые даны нам от руководства тюрьмы. Нельзя ничего обещать.
Люди идут на преступления, потому что они не укрепились в добром, они не увидели добра в своей жизни. Они думают, что мир жесток. Если студент проявит теплоту даже к обманщику, он может или сам признаться в обмане, либо хотя бы внутренне немного измениться в лучшую сторону. Нужно сеять и не слишком много думать о результатах.
Что мы могли бы сделать в будущем для того, чтобы улучшить практику по тюремному служению?
Сейчас мы два раза посещаем тюрьму: один визит ознакомительный, второй — проведение беседы. Для хорошего понимания тюремного служения этих двух дней, конечно, не хватает. Но склонности у всех людей разные, и принуждать всех студентов ходить в СИЗО больше двух раз не совсем корректно, это может дать противоположный эффект. Можно было бы сделать так: практик у студентов достаточно много, по каждой из них есть определённый минимум для всех, а, кроме того, можно назначить дополнительный объем времени, которое студент должен потратить по своему выбору на те практики, к которым он более расположен.
Ещё есть предложение привлекать студентов к участию в воскресной школе для заключенных. В СИЗО в основном находятся подследственные, их около полутора тысяч человек, но около семидесяти человек, которые уже осуждены и отбывают свой срок наказания, для них год назад начались занятия в воскресной школе. В принципе наш университет мог бы принять участие в таких занятиях. Сейчас их проводят миссионеры из разных храмов. Мне кажется, что наши студенты могли бы поучаствовать в этой работе.
Думаю, что могут быть и другие идеи,
#практика #открытость #миссия #формы церковной жизни