Версия для слабовидящих
Спецсерия

На Пастырском семинаре в ПСТГУ обсудили вопросы создания и развития приходских общин

31 января 2019 года в рамках XXVII Межуднародных Рождественских образовательных чтений порталом для священнослужителей «Пастырь» совместно с Православным Свято-Тихоновским университетом был организован пастырский семинар, участниками которого стали более 60 священнослужителей из разных регионов России и зарубежных епархий.

Какова роль общины в жизни православного христианина, место матушки и детей священника в его духовной семье, как пастырю выстраивать культурную жизнь прихода, и как не затмить приходской активностью главную цель Евхаристического собрания? Эти и другие вопросы обсудили участники пастырского семинара Приходская община от первого кирпича до третьего священника, выросшего на приходе», прошедшего под председательством епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония

На семинаре выступили епископ Антоний, духовник Московской (областной) епархии протоиерей Константин Островский, настоятель храма свв. бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы протоиерей Феодор Бородин и другие участники встречи.

Модератор встречи проректор ПСТБИ протоиерей Николай Емельянов в вводном слове напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что"священник является прежде всего пастырем, главой приходской общины» и объявил о формате обсуждения. В первую очередь слово на семинаре было предоставлено младшим по хиротонии священникам. Все желающие могли кратко высказаться, либо задать свои вопросы.

В частности, были озвучены проблемы непринятия сложившимся"костяком» прихода новых прихожан, нехватки опыта у молодых священников и подмены разного рода «активностями» при храме настоящей приходской жизни.

Далее своим опытом поделился настоятель строящегося московского храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов. «Общину можно создать только в том случае, если священник становится отцом для людей, которые его окружают, — подчеркнул отец Алексий. — Если он не требоисполнитель, а живет жизнью людей».

Чтобы центром приходской жизни стала Божественная Литургия, отец Алексей перевел свой храм на ежедневное богослужение утром и вечером, и стал служить две Литургии в воскресные и праздничные дни.

Силами молодежи на приходе Владимирского храма устраиваются самые разнообразные мероприятия, чтобы молодые люди могли максимально реализовывать себя. Несколько раз в год на приходской территории организуется фестиваль районного масштаба"У святого князя Владимира», работает киноклуб и «антикафе», где проходят занятия воскресной школы, евангельские кружки и просто молодежные встречи. В свободное от приходских мероприятий"антикафе» работает для всех желающих, как кафе, но в котором посетитель платит не за еду, а за время, проведенное там; чай и кипяток бесплатны, при этом с собой можно приносить свою еду. По словам отца Алексия, благодаря фестивалям двадцать пять тысяч жителей ближайших районов узнали об их храме, а благодаря антикафе десятки новых молодых людей стали прихожанами.

Принцип Владимирского храма: на приходе нет своих и чужих. По большим праздникам накрывают столы прямо на улице и кормят — хотя бы понемногу — всех желающих, обычно порядка двухсот человек.

Епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний в своем выступлении отметил, что приходские общины — единственное, что может спасти русские сёла.

Владыка рассказал о принципах, которые действуют в Ахтубинской епархии:

Храм — территория благожелательного отношения к человеку. Видя такое отношение, люди приходят в храм.

Священник должен чувствовать себя главой общины, осуществлять не административное лидерство, а в первую очередь — духовное. Настоящий дух соборности на приходе складывается годами, и он должен исходить от священников.

Не бывает чужих мероприятий и мероприятий"для своих». Все священники в многоклирном приходе находятся в курсе, какие мероприятия каждый организует. Клирики не обязаны присутствовать везде, но должны о них знать.

Важную роль, по мнению владыки, играют приходские собрания. В своей епархии епископ Антоний призвал духовенство подходить к собраниям не формально, а формулировать действительно актуальную и интересную повестку, и проводить такие встречи с пользой. Такой подход уже дает плоды: прихожане видят, что их мнение не безразлично, и чувствуют себя полноценной частью общины.

Протоиерей Феликс Стацевич, настоятель Елизаветинского храма в городе Королеве, рассказал о своём опыте вовлечения прихожан в совершение богослужения: «Мы стали служить почти уставное всенощное бдение, минимально его сокращая, и максимально вовлекаем в совершение службы прихожан: кто-то читает, кто-то поет». Несмотря на то, что служба в субботу вечером в Елизаветинском храме длится порядка четырёх часов, многие прихожане очень это ценят, а те, у кого нет сил или возможности, участвуют в ней частично.

Духовник Московской (областной) епархии и настоятель Успенского храма в городе Красногорске протоиерей Константин Островский перевел разговор в новую плоскость, призвав различать в вопросе построения общины душевное и духовное: «Как Сергий Радонежский создал монастырь, из которого выросла Троице-Сергиева Лавра? Он же не искал на это средства, не тратил силы на то, чтобы созвать побольше паломников, а просто стал служить. Если я ставлю своей целью „создать общину“, важно задать самому себе вопрос: что движет мной в этом желании?».

По убеждению отца Константина, «главное — это община, которая собирается вокруг Чаши. Если человек пришел и причащается, он уже член общины. Если не пьет со мной чай после службы — это ничего не меняет».

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы, в начале своего выступления напомнил слова Священного Писания, описывающие жизнь ранней Церкви: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Отец Федор подчеркнул, что «общение» здесь стоит — случайно или нет — прежде преломления хлеба и молитв. «Общинная жизнь — в природе Церкви. И душевная и духовная жизнь — все должно быть на своем месте. Важно собрать душевную жизнь человека вокруг прихода».

В качестве основной угрозы для строительства общины, по мнению отца Федора, является дурной характер настоятеля, его неумение прислушиваться и уступать, гордыня и обидчивость, когда выдавливаются все несогласные. Другая страшная вещь — двойные стандарты по отношению к прихожанам и к членам семьи священника — это разрушает доверие и всю общину.

Шаги, сделанные в Космодамиановском храме для укрепления общины:

Совместное чтение книги Деяний Святых Апостолов. «Мы просто собираемся и вместе с прихожанами читаем книгу Деяний, — делится отец Феодор. — Эта книга просто идеально подходит для обсуждения реалий современной жизни»

Организована группа взаимопомощи, которая общается в мессенджере WhatsApp. «Прихожанка в возрасте, у которой нет своих детей, помогает многодетной маме. Прихожанин-автомобилист помогает ей с транспортом. И так далее. В итоге почти каждый участвует в помощи кому-то другому».

Лагеря и походы, проходящие при участии духовенства, объединяют тех, у кого есть дети, и самих детей.

При храме действует клуб ветеранов воскресной школы: «Мы дали нескольким надежным выпускникам школы ключи от её помещений. Там чайник, гитара, проектор — собирайтесь и общайтесь. И этот круг общения среди православной молодежи, который сложился у них в воскресной школе, спасает их от ухода из храма в подростковом возрасте».

При этом отец Федор выразил согласие с протоиереем Константином Островским в том, что"безусловное, первое — это Чаша. Тех, кто уклоняется от Чаши в одну только тусовку, мы стараемся направлять обратно».

Ключевые слова в нашей теме — это общение и небезразличность, — подытожил обсуждение епископ Антоний. — Прихожанин должен быть интересен священнику сам со себе, а не для каких-либо других целей».

Признак зрелости общины, по мнению владыки — «если постоянный прихожанин не появляется несколько недель в храме, а другие прихожане начинают спрашивать, где же он, звонить ему».

Невозможно любить Бога, если ты не научился любить ближнего, — напомнил слова апостола (Ин 4:20) в заключительном слове епископ Антоний. — Невозможно замкнуть все только на Литургии. Должно быть общение, когда люди просто сидят за одним столом и о чем-то говорят. Церковь как община, пускай будет местом, где можно поговорить от сердца к сердцу. Все быстрее идет поляризация мира, но Церковь должна быть альтернативой этому процессу. Здесь должна быть встреча как человека со Христом, так и человека с человеком».

Все выступления и другие материалы семинара будут опубликованы на сайте «Пастырь» после обработки.

#Емельянов Николай #пастырский семинар #внутреннее взаимодействие #духовное руководство #пастырское преемство

Репортаж подготовил Алексей Мигальников
Фотограф Сергей Пронин
Источник: сайт Пастырь
05 февраля 2019
Яндекс.Метрика