Версия для слабовидящих

Новости

Вышли пятые номера 2018 года богословских серий Вестника

Обзор 79го выпуска серии «Богословие. Философия. Религиоведение» подготовил Константин Михайлович Антонов, обзор 84 выпуска серии «История. История Русской Православной Церкви» составила Анна Титова. Все номера Вестника ПСТГУ находятся в открытом доступе на сайте издания.

79-й выпуск I серии Вестника ПСТГУ «Богословие. Философия. Религиоведение»

В каждом разделе по две статьи: полный баланс сил и интересов.

Статьи богословского раздела затрагивают, казалось бы, весьма специфические исторические частности, но от каждой из них имеется выход к общим проблемам и современным делам.

В первой из них прот. Олег Давыденков представляет особенности экклезиологии Феодора Абу-Курры — интереснейшего арабского христианского мыслителя IX века: как соединялись в его концепции авторитет Вселенских соборов и папский примат — вопрос, актуальный и для нашего времени.

Во второй — кейс не менее интересный: все знают про католичество восточного обряда (сиречь греко-католичество, сиречь «униатство»), но мало кому известно про православие западного обряда — идею, которую выдвинул и попытался реализовать еще в XIX веке католический, а потом протестантский, а потом православный богослов Ю. Й. Овербек. Об этом статья аспиранта ПСТГУ А. Чумичева.

Тексты, представленные в разделе «Философия» также весьма разнородны, но есть, кажется, между ними что-то общее, возможно, что это центрированность на проблеме «религия и наука в современном секулярном мире».

В первой статье К. М. Антонов рассматривает постановку и решение этой проблемы в философии религии и философской теологии не шибко известного, но весьма любопытного русского философа XIX в., неолейбницеанца-панпсихиста А. А. Козлова, когда-то выпускавшего первый в России профессиональный философский журнал, считавшего метафизику — строгой наукой, не ходившего в Церковь, но о Боге размышлявшего много и глубоко.

Во второй — Е. И. Коростиченко представляет читателю эволюционный гуманизм Михаэля Шмидта-Саломона, современного немецкого аналога Р. Докинза, но несколько смягченного. Немецкий коллега мечтает о том, чтобы сделать мировоззрение эволюционного гуманизма доминирующей культурой, каковой в настоящее время, с его точки зрения является христианство. Несмотря на недостаточную проработанность у него этической проблематики (по уверению автора), пожалуй, следует быть осторожным.

Наконец, религиоведение.

В статье К. Захаровой, аспирантки ПСТГУ представлена история концепции прамонотеизма в русской духовно-академической мысли XIX века. Аргументы, конечно, «от Геродота», но как момент истории отечественного религиоведения — любопытно и поучительно.

Социология религии репрезентировна статьей Т. Крихтовой, которая попыталась понять, что же означают «куличи в инстаграмме» и убедилась в том, что молодые российские женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, зачастую приходят в храм освятить кулич и сфотографировать его просто, чтобы себя порадовать, а потом на это полюбоваться. Кажется, социологи называют это «спектализация».

Философско-теологические сюжеты возобновляются в разделе «Дискуссия», в котором В. К. Шохин защищает «крепость рациональной теологии» от атаки со стороны А. М. Гагинского. Разумеется, лучшая защита — нападение, а потому текст А.М. «Скрытые предпосылки рациональной теологии», опубликолванный недавно в «Философском журнале» здесь «тестируется с исторической и логической точек зрения». Интересующийся — увидит, как.

Раздел «Рецензии» знакомит читателя с новинками зарубежной литературы (на три четверти немецкоязычной), а именно:

И. С. Вевюрко рецензирует монографию, возникшую в результате большой конференции, посвященной проблемам изучения рукописей из Наг-Хаммади (2017).

Свящ. А. Постернак — сборник статей, посвященных знаменитой «Ламбетской конференции» — одному из столпов единства Англиканского сообщества (2017).

П. Врублевская — монографию Фр. Расс, посвященную способам говорить о Боге, предложенным Джанни Ваттимо, Джоном Капуто и Жаном-Люком Нанси (2017).

П. Г. Носачев — обсуждает место экзорцизма в современной религиозности на основе книги Джиордана и Пассамаи «Социология экзорцизма в позднем модерне» (2018).

Думаю, что все это может представлять интерес для теологов, философов, религиоведов, социологов и многих других…»

84 выпуск II cерии Вестника ПСТГУ «История. История Русской Православной Церкви»

По традиции последних лет номер (как все пятые номера серии) посвящен истории богословия. Но в определенном смысле этот номер уникален широтой хронологического и тематического охвата.

Так в нем представлены две статьи, затрагивающие историю развития богослужения и богослужебных книг. В статье А. Ю. Никифоровой впервые издан и изучен древний (до VII–VIII века) иерусалимский чин умовения ног из греческого тропология IX в. Автор кратко, но содержательно обрисовывает развитие обычая умовения ног, его понимания и складывание богослужебного чина; публикует его текст и дает развернутый комментарий к нему.

А. А. Андреев в статье «О кавычных глоссах в славянских богослужебных книгах: кавычные исправления в Октоихе в конце XIX в." рассматривает историю появления кавычных сносок (глосс) в печатных изданиях церковнославянского Октоиха. Текст внесенных в богослужебный Октоих глосс сопоставляется с греческим текстом Октоиха, а также с «дониконовским» старопечатным текстом славянского Октоиха. В заключение автор приводит практические рекомендации о чтении глосс за богослужением.

Три статьи представляют различные аспекты истории богословия XVII — нач. XVIII веков.

М. А. Корзо в своей статье «Об испанских влияниях на религиозную литературу униатов и православных в Речи Посполитой XVII в.: постановка проблемы» проверяет гипотезу о наличии испанского влияния в религиозной литературе Речи Посполитой XVII в. на примере униатского наставления об отправлении церковных таинств («Наука о седми тайнахъ церковных») и первого православного печатного пособия по моральному богословию («Мир с Богом человеку»). Оба сочинения были распространены среди православных и оба (пусть и в разной степени) обращались к сочинению испанского иезуита Франсиско де Толедо (1534–1596) «Summa de Instructione Sacerdotum».

А. О. Крылов продолжает знакомить читателей с результатами своих изысканий наследия свт. Дмитрия Ростовского и задается неожиданным вопросом, вынесенным в заглавие статьи «Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского». Сквозь призму таких казалось бы курьезных образов как сатиры и зверочеловек автор раскрывает взгляды свт. Димитрия на соотношение внешнего и внутреннего в человеке, на роль ума в духовной жизни, на грех и его влияние на человека.

В статье ин. Екатерины «Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара» представлены основные взгляды свт. Григория Нисского и блж. Иеронима Стридонского на святые места Палестины и паломничество к ним, ставшие предметом протестантско-католической полемики по вопросу паломнических путешествий; а также их рецепция и оценка выдающимся деятелем эпохи греческого Просвещения Иерусалимским патриархом Хрисанфом Нотарой (1707–1731) в свете его попытки систематизации богословия святых мест.

Историю полемического богословия сложно представить себе без учета известных брошюр А. С. Хомякова. Статья А. О. Титовой «Ересь против Церкви: И. А. Мёлер и А. С. Хомяков как полемисты» посвящена анализу антипротестантских взглядов А. С. Хомякова и понятию ереси А. Мёлера в его знаменитом сочинении «Единство в Церкви», также оказавшем влияние на развитие не только католической экклезиологии, но и межконфессиональной полемики. В статье показано как сходство экклезиологических установок обоих авторов порождает сходство в полемических высказываниях, аргументации и принципах построения полемики. При этом отмечается и влияние на них общего историко-культурного фона эпохи Романтизма.

Свою лепту в историю агиографии вносит публикация первого перевода на русский язык памятника позднеантичной латинской агиографии «Страстей св. Иринея, епископа Сирмийского», представляющая собой последний, второй, раздел номера. Перевод и комментарий осуществлен Е. М. Розенблюмом.

Все номера Вестника ПСТГУ находятся в открытом доступе на сайте издания.

#Антонов Константин #Вестник ПСТГУ #Давыденков Олег #наука

Материал сайта: ПСТГУ
15 декабря 2018
Яндекс.Метрика