Обзор 79го выпуска серии «Богословие. Философия. Религиоведение» подготовил Константин Михайлович Антонов, обзор 84 выпуска серии «История. История Русской Православной Церкви» составила Анна Титова. Все номера Вестника ПСТГУ находятся в открытом доступе на сайте издания.
В каждом разделе по две статьи: полный баланс сил и интересов.
Статьи богословского раздела затрагивают, казалось бы, весьма специфические исторические частности, но от каждой из них имеется выход к общим проблемам и современным делам.
В первой из них прот. Олег Давыденков представляет особенности экклезиологии Феодора Абу-Курры — интереснейшего арабского христианского мыслителя IX века: как соединялись в его концепции авторитет Вселенских соборов и папский примат — вопрос, актуальный и для нашего времени.
Во второй — кейс не менее интересный: все знают про католичество восточного обряда (сиречь греко-католичество, сиречь «униатство»), но мало кому известно про православие западного обряда — идею, которую выдвинул и попытался реализовать еще в XIX веке католический, а потом протестантский, а потом православный богослов Ю. Й. Овербек. Об этом статья аспиранта ПСТГУ А. Чумичева.
Тексты, представленные в разделе «Философия» также весьма разнородны, но есть, кажется, между ними что-то общее, возможно, что это центрированность на проблеме «религия и наука в современном секулярном мире».
В первой статье К. М. Антонов рассматривает постановку и решение этой проблемы в философии религии и философской теологии не шибко известного, но весьма любопытного русского философа XIX в., неолейбницеанца-панпсихиста А. А. Козлова, когда-то выпускавшего первый в России профессиональный философский журнал, считавшего метафизику — строгой наукой, не ходившего в Церковь, но о Боге размышлявшего много и глубоко.
Во второй — Е. И. Коростиченко представляет читателю эволюционный гуманизм Михаэля Шмидта-Саломона, современного немецкого аналога Р. Докинза, но несколько смягченного. Немецкий коллега мечтает о том, чтобы сделать мировоззрение эволюционного гуманизма доминирующей культурой, каковой в настоящее время, с его точки зрения является христианство. Несмотря на недостаточную проработанность у него этической проблематики (по уверению автора), пожалуй, следует быть осторожным.
Наконец, религиоведение.
В статье К. Захаровой, аспирантки ПСТГУ представлена история концепции прамонотеизма в русской духовно-академической мысли XIX века. Аргументы, конечно, «от Геродота», но как момент истории отечественного религиоведения — любопытно и поучительно.
Социология религии репрезентировна статьей Т. Крихтовой, которая попыталась понять, что же означают «куличи в инстаграмме» и убедилась в том, что молодые российские женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, зачастую приходят в храм освятить кулич и сфотографировать его просто, чтобы себя порадовать, а потом на это полюбоваться. Кажется, социологи называют это «спектализация».
Философско-теологические сюжеты возобновляются в разделе «Дискуссия», в котором В. К. Шохин защищает «крепость рациональной теологии» от атаки со стороны А. М. Гагинского. Разумеется, лучшая защита — нападение, а потому текст А.М. «Скрытые предпосылки рациональной теологии», опубликолванный недавно в «Философском журнале» здесь «тестируется с исторической и логической точек зрения». Интересующийся — увидит, как.
Раздел «Рецензии» знакомит читателя с новинками зарубежной литературы (на три четверти немецкоязычной), а именно:
И. С. Вевюрко рецензирует монографию, возникшую в результате большой конференции, посвященной проблемам изучения рукописей из Наг-Хаммади (2017).
Свящ. А. Постернак — сборник статей, посвященных знаменитой «Ламбетской конференции» — одному из столпов единства Англиканского сообщества (2017).
П. Врублевская — монографию Фр. Расс, посвященную способам говорить о Боге, предложенным Джанни Ваттимо, Джоном Капуто и Жаном-Люком Нанси (2017).
П. Г. Носачев — обсуждает место экзорцизма в современной религиозности на основе книги Джиордана и Пассамаи «Социология экзорцизма в позднем модерне» (2018).
Думаю, что все это может представлять интерес для теологов, философов, религиоведов, социологов и многих других…»
По традиции последних лет номер (как все пятые номера серии) посвящен истории богословия. Но в определенном смысле этот номер уникален широтой хронологического и тематического охвата.
Так в нем представлены две статьи, затрагивающие историю развития богослужения и богослужебных книг. В статье А. Ю. Никифоровой впервые издан и изучен древний (до VII–VIII века) иерусалимский чин умовения ног из греческого тропология IX в. Автор кратко, но содержательно обрисовывает развитие обычая умовения ног, его понимания и складывание богослужебного чина; публикует его текст и дает развернутый комментарий к нему.
А. А. Андреев в статье «О кавычных глоссах в славянских богослужебных книгах: кавычные исправления в Октоихе в конце XIX в." рассматривает историю появления кавычных сносок (глосс) в печатных изданиях церковнославянского Октоиха. Текст внесенных в богослужебный Октоих глосс сопоставляется с греческим текстом Октоиха, а также с «дониконовским» старопечатным текстом славянского Октоиха. В заключение автор приводит практические рекомендации о чтении глосс за богослужением.
Три статьи представляют различные аспекты истории богословия XVII — нач. XVIII веков.
М. А. Корзо в своей статье «Об испанских влияниях на религиозную литературу униатов и православных в Речи Посполитой XVII в.: постановка проблемы» проверяет гипотезу о наличии испанского влияния в религиозной литературе Речи Посполитой XVII в. на примере униатского наставления об отправлении церковных таинств («Наука о седми тайнахъ церковных») и первого православного печатного пособия по моральному богословию («Мир с Богом человеку»). Оба сочинения были распространены среди православных и оба (пусть и в разной степени) обращались к сочинению испанского иезуита Франсиско де Толедо (1534–1596) «Summa de Instructione Sacerdotum».
А. О. Крылов продолжает знакомить читателей с результатами своих изысканий наследия свт. Дмитрия Ростовского и задается неожиданным вопросом, вынесенным в заглавие статьи «Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского». Сквозь призму таких казалось бы курьезных образов как сатиры и зверочеловек автор раскрывает взгляды свт. Димитрия на соотношение внешнего и внутреннего в человеке, на роль ума в духовной жизни, на грех и его влияние на человека.
В статье ин. Екатерины «Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара» представлены основные взгляды свт. Григория Нисского и блж. Иеронима Стридонского на святые места Палестины и паломничество к ним, ставшие предметом протестантско-католической полемики по вопросу паломнических путешествий; а также их рецепция и оценка выдающимся деятелем эпохи греческого Просвещения Иерусалимским патриархом Хрисанфом Нотарой (1707–1731) в свете его попытки систематизации богословия святых мест.
Историю полемического богословия сложно представить себе без учета известных брошюр А. С. Хомякова. Статья А. О. Титовой «Ересь против Церкви: И. А. Мёлер и А. С. Хомяков как полемисты» посвящена анализу антипротестантских взглядов А. С. Хомякова и понятию ереси А. Мёлера в его знаменитом сочинении «Единство в Церкви», также оказавшем влияние на развитие не только католической экклезиологии, но и межконфессиональной полемики. В статье показано как сходство экклезиологических установок обоих авторов порождает сходство в полемических высказываниях, аргументации и принципах построения полемики. При этом отмечается и влияние на них общего историко-культурного фона эпохи Романтизма.
Свою лепту в историю агиографии вносит публикация первого перевода на русский язык памятника позднеантичной латинской агиографии «Страстей св. Иринея, епископа Сирмийского», представляющая собой последний, второй, раздел номера. Перевод и комментарий осуществлен Е. М. Розенблюмом.
Все номера Вестника ПСТГУ находятся в открытом доступе на сайте издания.