Прошла первая секция Ежегодной Богословской Конференции 2018-2019
6 ноября 2018 г. в рамках XXIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ состоялась работа секции «Взаимовлияние и взаимодействие русской религиозной философии и русского богословия второй половины XIX — начала ХХ вв."
В ней приняли участие 17 докладчиков из ПСТГУ, Санкт-Петебургской духовной академии, Института философии РАН, МГУ, Московского худождественно-промышленного института, Московского педагогического государственного университета, Костромского государственного университета, Казанского федерального университета и Александровского института Университета в Хельсинки (Финляндия).
Во вступительном слове руководитель секции Павлюченков Н. Н. привел примеры «пересечения» и взаимовлияния философской и богословской мысли в России и отметил важность анализа конкретных примеров и общих тенденций такого взаимовлияния. На секции несколько докладов были посвящены обсуждению различных аспектов наследия В. Соловьева, П. Флоренского и теме экклесиологии.
Также были затронуты философско-богословское творчество таких мыслителей как С. Франк, Л. Шестов, Ф. М. Достоевский, темы теизма, смерти, бессмертия, духовной культуры, родины, т. е. темы, которые, так или иначе, могут быть обсуждаемы с позиций как философии, так и богословия.
Первый докладчик — научный сотрудник сектора истории русской философии, Институт философии РАН Бердникова Александра Юрьевна (Критика проекта «всемирной теократии» В. С. Соловьева в трудах французского православного богослова о. Владимира Гетте) сделала обзор статей о. Владимира Гетте, опубликованных в журнале «L’Union Chretienne» и содержащих как общую критику учения В. С. Соловьева, так и частные рассуждения касаемо проблемы догматического развития в Церкви, которая, в свою очередь, являлась центральным вопросом в полемике В. С. Соловьева с харьковскими богословами, проходившей на страницах журнала «Вера и разум».
По мнению докладчика, полемика В. С. Соловьева и о. Владимира Гетте позволяет пролить свет не только на творческую биографию мыслителя, но также и произвести детальную реконструкцию идейных источников его концепции «свободной теократии».
Магистрант и преподаватель ПСТГУ Тихонов Вячеслав Евгеньевич (Влияние метафизики всеединства Владимира Соловьева на раннюю экклесилогию П. А. Флоренского по работе «Понятие о Церкви в Священном Писании») отметил, что экклесиология Флоренского раннего периода, 1900-е годы, которая до настоящего момента остается мало исследованной областью творчества выдающего православного мыслителя, имеет определяющее значение для всего корпуса его богословия и религиозной философии и формируется в поле сильного концептуального влияния основных идей философии Вл. Соловьева, воспринятых по преимуществу в качестве аутентичной церковной традиции. Так, усвоенная парадигма всеединства и концепт Богочеловечества как «центра» второго («иного», чем Бог), становящегося Абсолютного образуют ряд проблемных мест богословия Церкви у Флоренского: неопределенность границ Церкви, распространение плана Церкви на все тварное бытие, идея предсуществования Церкви.
Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии естественных факультетов МГУ Шапошников Владислав Алексеевич (Оправдано ли называть о. Павла Флоренского «христианином без Христа»?) предложил один из возможных способов последовательной интерпретации философии и исследовательской деятельности о. Павла как опыта христианской апологетики.
Кандидат филологических наук из МГУ им. М. В. ЛомоносоваЧерепанов Даниил Дмитриевич (Понятие «границ Церкви» в работах С. И. Фуделя и в круге Ф. Д. Самарина и М. А. Новоселова) рассмотрел вопрос о связи между пониманием Церкви в работах С. И. Фуделя (1900 — 1977) и дискуссией о приходской реформе в круге Ф. Д. Самарина и М. А. Новоселова, члены которого были объединены в Кружок ищущих христианского просвещения и Братство Святителей Московских.
Докладчик сделал вывод, что С. И. Фудель, опираясь на главные убеждения этого круга и на опыт гонимой Церкви, смог точно выразить хранящееся в Предании понятие о верном и о церковной общине.
Кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН Ворожихина Ксения Владимировна (Лев Шестов о Ф. М. Достоевском: pro et contra) рассмотрела философские представления Л. Шестова о Боге (Бог Л. Шестова непостоянен, капризен, не всеблаг и т. д.) и отметила, что Шестов отбросил историософские идеи Достоевского, считая, что писатель не обладал «пророческим даром»; по мнению философа, истинная заслуга Достоевского заключается в раскрытии психологии человека, чьи каприз и хотенье сохраняет в нем самое ценное — его личность.
Кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент ПСТГУ Павлюченков Николай Николаевич (Исследования богословского аспекта наследия П. А. Флоренского) сделал обзор статей, посвященных трудам свящ. Павла Флоренского, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» и в «Богословских трудах» в период с 1960-х гг. и по настоящее время, а доктор философских наук, профессор кафедры Истории философии РУДН Нижников Сергей Анатольевич («Неопатристический синтез» Г. Флоровского и философия всеединства Вл. Соловьева) рассмотрел концепцию «неопатристического синтеза» Г. Флоровского как альтернативную философии всеединства Вл. Соловьева. При этом докладчик вскрыл проблемность софиологических построений в рамках философии всеединства и альтернативное видение Флоровского, по его мнению, исходящее из исихастского опыта.
Небольшую дискуссию вызвали доклады магистра теологии, педагога дополнительного образования Казанского Федерального Университета Калединой Клары Александровны (Взыскуя града Божия. (Богословский отклик Владимира Сергеевича Соловьева в защиту православного богословия Федора Михайловича Достоевского)) и доктора философских наук, профессора кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Скороходовой Светланы Игоревны (К вопросу о жизни, смерти и бессмертии в творчестве философов Серебряного века и святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского).
Нигде не опубликованные и еще не введенные в научный оборот материалы из эпистолярного наследия Н. О. Лосского представила кандидат философских наук, доцент ПСТГУ Резвых Татьяна Николаевна (Николай Лосский в Праге (по материалам писем к В.И. и Г. В. Вернадским из Бахметевского архива)).
Выступление кандидата философских наук, доцента, заведующего кафедрой иностранных языков СПбДА Священника Игоря Анатольевича Иванова (М. И. Лот-Бородина о «церковной культуре» (по материалам статей в «Вестнике РСХД»)) было посвящено взглядам М. И. Лот-Бородиной (1882–1957) на основные проблемы, связанные с формированием православного мировоззрения. Особое внимание было уделено вопросам внятного понимания литургической жизни и аспектам богословско-мистического сознания. Докладчик привел ряд тезисов, обозначенных М. И. Лот-Бородиной в ходе полемики с некоторыми оппонентами.
На секции также выступили доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета Едошина Ирина Анатольевна (Духовное и художественное в проблемном поле искусства (Ф. И. Буслаев, Н. П. Кондаков, свящ. П. А. Флоренский)), доктор философских наук, профессор РУДН Аникеева Елена Николаевна (Вопрос о теизме в русской философии), PhD, Adjunct Professor Александровского иститута Университета в Хельсинки Кахла Элина (Возникновение Финляндской Православной Церкви (1918–2018)), научный сотрудник Музея святости и исповедничества на Урале в ХХ в. (Екатеринбург) Иванова Оксана Витальевна (Трансформация понимания μετάνοια в ХХ в.
По материалам религиозного самиздата из фондов Музея святости и исповедничества на Урале), кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского художественно-промышленного института Чикаева Татьяна Александровна (Понимание Родины как духовного объекта в русской философии рубежа XIX–XX веков) и преподаватель ПСТГУ Ченцова Дарья Александровна (Церковь и мир, благодать и закон… С. Л. Франк о проблеме «оцерковления»).
Заочное участие в работе секции приняли доктор философских наук, профессор Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина (СПб., г. Пушкин)) Григоренко Анатолий Юрьевич (Русская религиозная философия о Боговоплощении) и магистрант ПСТГУ диакон Игорь Вавилов («Вертикальное измерение» соборности Церкви).
В целом, работа секции показала, что проблемы, возникавшие при взаимодействии философской и богословской мысли в России во второй половине XIX — начале ХХ вв., имеют не только исторический интерес, но, в определенной степени сохраняют свою актуальность для современной философии и современного богословия. Проведенный обмен мнениями и результатами последних исследований помогает уточнить ряд позиций и наметить перспективы дальнейших разработок в этом направлении.