Версия для слабовидящих

Новости

В читальном зале Богословского Факультета состоялась выставка древних предметов церковного обихода Эфиопии

На африканском континенте около пятидесяти стран, из которых особой культурой отличается Эфиопия. Это — одна из древнейших цивилизаций мира и единственная из африканских стран, которую не колонизировали (не считая краткого периода итальянской оккупации). В последний понедельник месяца, 29 октября, состоялась выставка предметов эфиопского церковного обхода, за которой последовали две лекции.

На первой из них путешественник и коллекционер, Андрей Юрьевич Ситников, приоткрыл этнографию Африки. Затем кандидат искусствоведения и заведующая отделом декоративно-прикладного искусства музея имени Андрея Рублёва, Светлана Витальевна Гнутова, продемонстрировала разнообразие русских святынь. Встреча проходила в рамках Межрегионального образовательного проекта «Единение» (реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов).

Андрей Юрьевич рассказал, что около 1304 г. был написан трактат «Кебра Негаст», или «Книга о Славе Царей», который лег в основание национальной идентичности эфиопов. Так, например, считается, что эфиопская история восходит к царю Соломону и царице Савской. Есть также претензия на наличие на территории Эфиопии Ковчега Завета; говорится, будто солнце, посветив над Иудеей, перешло в эту страну.

Коллекция, представленная на выставке, состояла из нескольких разделов. В одной части были представлены нательные кресты, типологизирующиеся по регионам.

Андрей Юрьевич также рассказал, что в Эфиопии существует около 300–400 различных видов нательных крестов, а сам он насчитал 254. В других частях были представлены изображения и небольшие изваяния святых эфиопской церкви, посохи, процессионные кресты, предметы обихода — потиры, лжица XVII в., чере (с помощью него на долгих службах отгоняют мух — внешне походит на кропило). Чере обычно делается из конского волоса, но на выставке был представлен инструмент из гривы льва.

Помимо икон, пособий по экзорцизму и молитвословов с небольшими переносными алтарями были представлены красочные обереги и предметы эфиопской магии. Коллекционер рассказал о дептерах: это миряне, окончившие высшие образовательные заведения, но которые не были посвящены в священники. Они имели познания в области медицины и были для народа учителями, хотя их и боялись. Есть даже высказывание: «худшее из животных — это скорпион, а худший из людей — это дептера».

Другая особенность эфиопской религиозности — табот. Это — маленькая копия Ковчега Завета, которая находится на алтаре или под ним в знак связи и символического единства между храмом Соломона и каждым храмом Эфиопии. Табот хранится на алтаре или на специальной подставке в святая святых и всегда завернут в ризу. Во время Литургии же табот разворачивается, и на него устанавливают поднос с просфорами, чашу с вином. Одним из экспонатов выставки, собственно, была риза для табота.

Систр — ещё один непривычный предмет церковного обихода в Эфиопии. Это — музыкальный инструмент, который состоит из продолговатой металлической пластины с ручкой и двумя прутьями, на которые нанизаны маленькие тарелочки или колокольчики. Прутья символизируют единство Ветхого и Нового Заветов. На выставке представлен был систр XX века.

Примечательно, что примерно с VI века до нынешних времён обиход эфиопского богослужения мало в чем изменился. Тонкий момент:

любой прихожанин, осознавая степень собственных проступков, сам определяет то, в каком отдалении от храма ему следует держаться во время службы.

А для людей, которые находятся лишь у подножия горы, при помощи трубы издаётся звук, который приобщает и их к общей молитве.

Существует 21 вариация постоянно действующих анафор эфиопской Литургии (а в XIX в. было до 28). Понедельник, среда, пятница на каждой неделе — постные дни.

Уже после лекции в личной беседе Андрей Юрьевич порекомендовал студентам посещать «Музей русской иконы». Зашла также речь о злаке тэф, являющемся основной зерновой культурой в Эфиопии, из которого готовят лепёшки ынджера. Это популярный постный продукт у эфиопов-христиан, у которых в году до 200 постных дней. Это — широкие блины в мелкую дырочку, традиционно заправляющиеся острым соусом и овощами. По словам Андрея Юрьевича и с подтверждения о. Олега Давыденкова, тэф уникален собственными полезными свойствами. В нём содержится в 2–4 раза больше железа, чем в зернах пшеницы. А ынджера пользуется популярностью не только в Эфиопии, но теперь широко распространена и по Европе. Её также подают монахам в монастырях Эфиопии — это питательная пища на целый день.

Светлана Витальевна показала студентам презентацию российских почитаемых крестов и подарила читальному залу Богословского Факультета собственную книгу, с помощью которой можно лучше ознакомиться с представленными экспонатами.

В конце мероприятия лекторам вручили благодарственные письма от отца Владимира, а Светлане Витальевне сотрудники библиотеки подарили цветы.

#Богословский факультет #формы церковной жизни #наука

Репортаж подготовил Анастасия-Евника Вальтер
30 октября 2018
Яндекс.Метрика