Новости

Экскурс в историю социального служения Германии: доклад пастора Лотихиуса из Гамбурга

На Богословском факультете ПСТГУ неделя с 8 по 13 октября была отмечена большим числом встреч с иностранными гостями. 11 и 12 октября со студентами общался пастор Лотихиус. На первом заседании в четверг пастор прочёл студентам лекцию о диаконии — социальном служении Евангелической Церкви в Германии.

На следующий день, в пятницу, был семинар с открытым обсуждением доклада. Вопросы от студентов лились неустанным потоком, а в ответ звучали примеры из реальности другой страны.

В начале выступления пастор особо отметил, что понятие «цдака», обозначающее на древнееврейском «правду», «справедливость», переводится и как «благотворительность». Среди библейских обоснований социального служения пастор Лотихиус приводит выразительное высказывание из Ветхого Завета:

«и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис 58:10).

Название социального служения евангелической церкви восходит к шестой главе Деяний, где рассказывается о выделении семи диаконов, ответственных за дело милосердия (среди них был первомученик Стефан). Пастор приводит шесть «дел милосердия»: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, позаботиться о больном и посетить заключённого. В качестве седьмого, дополнительного — предание покойника земле.

Следующий раздел доклада обрисовал пространный исторический период развития социальной программы в Германии: с IV в. вплоть до наших дней.

Вначале Константин Великий вовлек Церковь в решение государственных задач, затем, по благочестивому примеру Василия Великого, раздавшего своё имение и одинаково обращавшегося с верующими и неверующими, стали образовываться больницы. Монашеская диакония стала основной формой благотворительности, а в Позднем Средневековье к ней примкнула деятельность духовных братств.

В день памяти первомученика Стефана в 1523 году Мартин Лютер разворачивает идею церкви, где центральный элемент богослужения — это «цдака». Движение пиетизма, возникшее в XVII–XVIII веках (принципы: внимание к человеческой психологии, призыв к следованию правилам христианской морали, «всеобщее священство»), усиливается в XIX в. под лозунгом «Внутренней миссии» и порождает множество учреждений диаконии.

Вильгельм Лёэ основывает материнский дом для диаконис, Теодор Флиндер устанавливает классические правила для их служения, а в 19 веке Отто фон Бисмарк вводит в германском государстве социальные законы, что приводит к образованию собственно социального государства. В результате к 1914 г. Диакония — это самая большая религиозная благотворительная организация Германии. В военное время благотворительные организации не справлялись с бесконечным множеством народных нужд, и государство оказало церкви немалую материальную поддержку. Это закрепилось и по наши дни как некая «дуальная система»: при построении нужного социального института в некоторых случаях за материальную часть ответственность может понести правительство, но церковь тогда — лишь организатор.

На втором заседании состоялось обсуждение изложенного, и этот семинар, в отличие от лекции, прошёл на русском языке. Пастор рассказал собравшимся о том, как устроена благотворительность в его деревне возле Гамбурга, и посвятил студентов в любопытные подробности жизни на своём отечестве.

Как заключение был поставлен вопрос о теме следующего доклада, который состоится либо весной нынешнего учебного года, либо только осенью 2019. Не пропустите эту возможность окунуться в атмосферу другого мира и набраться опыта, который всем нам в будущем может немало пригодиться!

Репортаж подготовил Евника-Анастасия Вальтер
Фотограф Сергей Пронин
15 октября 2018
Яндекс.Метрика