Новости

Сщмч. Владимир (Богоявленский), слово в день Рождества Христова

На Рождество мы обычно просим поздравить наших читаетлей кого-нибудь из святых. В этом году 25 января наступит 100-летие мученической кончины митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), первого новомученика Русской Церкви, основателя Епархиального дома в Лиховом переулке, организатора в нём духовно-просветительского центра. Свято-Тихоновский Университет считает себя продолжателем дела сщмч. Владимира и просит поделиться Рождественской радостью именно его.

Слово в день Рождества Христова при раздаче детям рождественских подарков

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп 4.4).

Такими словами, милые дети, я нахожу приличным начать с вами беседу в настоящий радостный день Рождества Христова. Давно уже, без сомнения, вы начали эту радость, высчитывая время приближения праздника сначала неделями, потом днями, а наконец и часами. Сочувствуем и мы этой радости и радуемся вместе с вами. Вспоминаем в эти дни время нашей юности, когда и мы были такими же, как и вы, детьми и радовались, как и вы, наступлению этого праздника. Даже и теперь вот, когда видим вас радующимися при получении этих подарков, радуемся и мы с вами и за вас и чувствуем то, что говорит слово Божие: «Блаженнее давать, нежели принимать» – приятнее доставлять счастье другим чем самим быть счастливыми.

Итак, радуйтесь всегда, дети, этому празднику Рождества Христова, только радуйтесь в Господе, только пусть ваша радость будет истинно христианская радость.Какая же это истинно христианская радость? Об этом я и хочу с вами побеседовать. Истинно христианская радость есть та, когда радуются с обращением взора к Господу с сердечною благодарностью к Нему и благами намерениями.

Истинная христианская радость требует, чтобы мы радовались, имея прежде всего в виду Господа. «Радуйтесь в Господе», – говорит Апостол, т. е. помните при вашей радости о Господе; устремляйте ваш взор на Всеблагого Отца Небесного и на вашего Спасителя, Коему посвящен этот праздник.

Он называется Рождеством Христа. Следовательно, мы главным образом и должны вспоминать о Христе, о нашем Спасителе, Который по любви Своей сошел к нам на землю для того, чтобы нас возвести на небо, должны радоваться любви Бога Отца, Который не пощадил и Единородного Сына Своего, но послал Его для нашего спасения.

Думаете ли вы, милые дети, об этом, когда радуетесь наступлению этого праздника? Вот маленькое, совсем не имеющее еще смысла дитя, конечно, ничего не знает об этом празднике и его значении; оно радуется только тому, что ожидает какого-нибудь в этот день гостинца, подарка, какого-нибудь лакомства. Но вы, дети, настолько опередили его в возрасте и в познаниях, что можете уже понять, что там, на полях вифлеемских, ангелы сказали пастухам: «Сегодня родился Христос». Вот тот чудесный подарок, который сделал всему человеческому роду Отец Небесный, – Спаситель, Которого послал Он. Это неоценимый дар, которому все могут радоваться – от самого богатого до самого бедного.

Между земными благами и праздничными подарками есть большая разница. В доме богатых родителей может быть роскошный стол, уставленный дорогими изысканными яствами, гостинцам и лакомствами, а в убогой хижине бедняка ничего нет, кроме хлеба и воды. Но Спаситель и то Царство Божие, Которое Он принёс на землю, так же доступны и самому бедному, как и самому богатому. К тому же это такой дар, которому можно радоваться всегда. То, что получаете вы в этот день из земных подарков, может радовать только на время, на одну зиму, на один год, а потом ветшает, портится и перестаёт служить утешением. А когда человек придет в возраст, возмужает и постареет, то совсем перестаёт интересоваться и забавляться игрушками; он делается слишком серьезным и устаревшим для этого, и если бы ему купили целый магазин, наполненный такими вещами, то и тогда они не доставляли ему никакого удовольствия. Совсем не то бывает с духовными радостями праздника Рождества Христова: они никогда не стареют для нас, а мы не делаемся слишком старыми для них. Нет,

Чем дольше мы живём, тем более приобретаем способность радоваться, понимать и ценить и это ангельское благовестие: «Ныне родился вам Спаситель».

И даже стоящий на краю гроба старец, подобно старцу Симеону, приходит в восторг, когда вспоминает о своем Спасителе, Которого Бог ниспослал для избавления и утешения мира.

Итак, радуйтесь, дети, но радуйтесь в Господе, проводите ваш праздник с памятованием об Отце вашем Небесном и Спасителе вашем, рождество Которого мы теперь празднуем. При получении подарков земных не забывайте и о духовных; иначе ваша радость будет пуста и бессодержательна, как позлащенный и посеребренный орех, который часто не имеет никакого ядра.

В один из святочных вечеров стояла однажды группа детей пред елкой, на ветвях которой красовались золотые и серебряные орехи. Эти орехи особенно прельстили самого маленького мальчика, и он захотел непременно иметь их. Мать сказала, что эти орехи висят только для украшения дерева, а для еды они не годятся. Но мальчик с плачем возразил: «Я не хочу желтых орехов, я хочу золотые; о, как сладко должно быть ядро их». Тогда мать сказала: «Ну, пусть будет по-твоему — и разделила натуральные желтые орехи между другими детьми, а ему дала золотые. Но когда он разгрыз их, оказалось, что они все были пустые, и его братья и сестры начали над ним смеяться. Мать сказала тогда: «Я ведь говорила тебе, что эти орехи не для еды, а только для вида, но ты не захотел меня слушать, и вот теперь за своё своеволие и глупость ты наказываешься».

Кто в праздник Рождества Христова думает только о земных подарках, а не о Спасителе, только о внешнем блеске, а не о внутреннем содержании и значении праздника, тот получает только ореховую, так сказать, скорлупу, в которой недостает самого лучшего. Но мы не будем, дети, забывать это лучшее; будем радоваться при земных дарах и утехах, но во сто крат больше – о даре небесном, о нашем Спасителе, о том Богомладенце, от Которого зависит наше счастье и без Которого мы погибли бы. Мы не имели бы никакой части в небесном блаженстве, если бы для нашего спасения не родилось это Божественное Дитя.

А такая радость сама собою вызывает смиренную благодарность к Богу. Если бы вы ничего не видели, кроме внешних, телесных благ и даров, которые вы получаете сейчас, то и это дело уже должно пробуждать в вас благодарность к Богу и людям. Вспомните тех многочисленных детей, которые не имеют сейчас никакого праздника, для которых нынешние дни проходят, как и другие дни, в скорби и нужде. Чем заслужили вы, что Бог и люди так любовно отнеслись к вам, доставив сам и пищу и кров, и науку, а также и это праздничное удовольствие? Представьте многих других детей, которые лежат сейчас больные в постели и не могут воспользоваться сейчас этой праздничною радостью. Чем заслужили вы, что Бог сохранил ваше здоровье и не лишил вас нынешней радости? Вспомните и тех ваших товарищей, которые не дожили до наступающего праздника и из мрачной могилы не видят этого света, этой радости. Чем заслужили вы, что Бог сохранил вашу жизнь и не лишил вас этого удовольствия? Вспомните о тех грехах и разного рода шалостях и проступках ваших, которыми мы оскорбляли не только людей, но и Отца вашего Небесного. Чем заслужили вы, что, несмотря на это, и Бог, и люди с таким расположением относятся к вам и оказывают вам так много любви? Было бы великою неблагодарностью с вашей стороны, если бы вы подумали, что всё это таки должно быть, что всё это вы получили по праву и по заслугам. а не по милости Божией. А потому при взгляде на все эти земные блага и подарки не должны ли вы все соединиться в одном чувстве искренней благодарности к Богу и воззвать к Нему: «Господи, согрей сердце мое любовью к Тебе, дабы я день и ночь мог воспевать Твою безграничную благость и милость ко мне и воссылать Тебе мою детскую искреннюю благодарность!».

Но истинная благодарность состоит не в словах только, а в делах. Поэтому к истинной христианской радости относится и то, чтобы она соединилась с добрыми намерениями и обещаниями пред Богом.

Благочестивое дитя, когда оно от родителей или благодетелей получает какой-нибудь приятный подарок, то даёт им обещание в свою очередь отдарить их, доставив им радость своим послушанием. А что подарим мы небесному Отцу нашему, Который так щедро одарил нас в нынешний светлый праздник?

Сделаем Ему небольшой подарок, и, однако же, самый лучший из всего, что есть у нас, подарок не богатый, и, однако, самый любезный ему – отдадим Ему наше сердце.

Так как Спаситель наш из любви к нам сделался Сыном Человеческим, то и мы, по любви к Нему, должны сделаться сынами Божиими и жить в мире, честно, добродетельно и богобоязненно.

Любезные дети! Это было бы великою, лучшею благодарностью, самою истинною Рождественскою радостью, если бы каждый из вас дал сейчас такое обещание: «Так как Спаситель мой из любви ко мне пришел на землю, то и я пойду к Нему, и я буду крепко любить Его, и я буду исполнять Его заповеди, любить своих ближних, слушаться своих родителей, начальников и учителей». Аминь.

#поздравление #Новомученики и исповедники российские #освящение жизни #пастырское преемство

06 января 2018
Яндекс.Метрика