Новости
Священник Иоанн Воробьёв: «Воспитание является необходимой и неотъемлемой частью любого образования»
Отец Иоанн, читая Вашу биографию, может показаться, что выбор светского вуза — Исторического факультета МГУ — был некоторым бегством из своего сословия. Вы, человек из семьи священника, не желаете становиться священником, ищите, как реализовать себя в светском мире и поступаете в светский вуз на светский факультет. Но сейчас Вы священник, заместитель декана по воспитательной работе на Богословском факультете. Расскажите, пожалуйста, почему Вы не выбрали, например, семинарию или Богословский факультет
В тот момент, когда я закончил школу, Православный
И я пришел к мнению, что, получив светское образование, человек может более трезво, адекватно и уверенно сказать, как он хочет дальше строить свою жизнь. Если он выбирает служение Церкви, то делать это более осознанно.
Примерно в эти годы диакон Андрей Кураев рассказал мне, что если на вступительных экзаменах в
Всё-таки почему Вы выбрали Исторический факультет? Ведь отец Владимир не историк по своему первому образованию, он кандидат физико-математических наук?
Вы, вероятно, знаете, что отец Владимир в свое время интересовался историей и даже готовился поступать на Исторический факультет МГУ. Но, в силу того, что историческая наука не была свободна от марксистской идеологии со всеми сопутствующими этому особенностями, его выбор пал на физику. Но любовь к истории у отца Владимира была всегда. Особенный интерес у него был к истории Русской Церкви XX века, и главное историческое научное направление
Вы сказали, что факультет был уже другим. Насколько другим? Ведь инерция определенной школы в гуманитарных дисциплинах обычно сохраняется значительно дольше, чем в технических. Официально марксизм мог перестать быть единственно правильной идеологией, но, с другой стороны, он был хорош тем, что есть некая целостная парадигма, которая объясняет всё. История становится действительно наукой с общей теорией. Если же от марксизма отказаться, то повисаешь в некоем вакууме, возвращаешься к тому же Василию Болотову, который прямо писал, что история не наука, потому что в ней невозможно выделить строгих законов. Какие у Вас в связи с этим воспоминания об учебе в университете, и какой подход к истории был в годы Вашего обучения там?
Вначале я был просто очарован тем, что оказался в стенах Московского университета, тем, что здесь чувствовалась серьезная школа, здесь жила историческая наука. При этом
Лекция о происхождении человека в дарвиновском изложении окончилась ожесточенным спором между православным студентом, который говорил, что Господь сотворил человека, и людьми атеистических взглядов.
При этом Марков улыбаясь стоял за спинами этих ребят и почти ничего не говорил. Это был дух некой свободы. Конечно, в учебниках и на лекциях многих профессоров чувствовался марксистский подход. Он никуда не делся. Явно я это почувствовал, когда пришел в наш
Вы сказали, что для молодого человека в 17 лет, во всяком случае в Вашей ситуации, трудно было твердо определиться, хотите ли Вы стать священником. Когда Вы
Конечно, образ отца был перед глазами всю жизнь. Наверное, я стал более серьезно относиться к жизни и думать о том, что же я буду делать дальше, ближе к концу университета. Есть такие люди, которые четко знают с самого начала, чего хотят. Я не был уверен в том, что стану священником, до самого последнего момента. Основывался на благословении и поддержке со стороны родителей и моего духовного отца, протоиерея Александра Салтыкова, а также многих других, кто меня на это настраивал.
Это были Ваши размышления или, в том числе, и вопросы с их стороны? Я не говорю о давлении, я говорю о тех вопросах, которые человеку вполне естественно задавать. Я знаю довольно много историй, когда или сам духовник, или
В моей жизни многое часто происходило само собой, как мне казалось. Только потом понимаешь, что Господь ведет человека
Вы сказали, что МГУ в ранние
В ПСТГУ я оказался на вечернем отделении. Считаю, многие преподаватели меня поддержат, что вечернее отделение — это особенная атмосфера, особенный мир. Туда приходят сложившиеся люди, которые уже четко знают, чего они хотят. Заражает их горение. Может быть, они не так быстро запоминают, не так, как молодые люди, быстро анализируют, но они впитывают чуть ли не каждое слово преподавателя и готовы этим словом дорожить. Я знаю, что преподаватели очень любят читать лекции именно вечерникам. Среди вечерников было много интересных людей: инженеры, врачи, журналисты, люди в разных сферах своей жизни пытавшиеся применить свои знания. Они хотели послужить Богу, и те знания, которые они получали в нашем университете, приобретали у них практический смысл. Меня даже расстраивало, что когда мы приходили на поточные лекции для всего первого курса нашего университета, я видел, что у молодых ребят, недавно закончивших школу, такого горения нет. Им было не так интересно, как нам. Они могли общаться между собой, переводить
С Вашей точки зрения, каков сейчас контингент студентов дневного и вечернего отделений? Многие думают, что круг тех людей, которые питали наш университет, довольно быстро исчерпался. Речь о людях, для которых богословское образование — это не просто квалификация для получения священного сана. О людях, для которых богословское знание самоценно. Сейчас часто к нам приходят люди случайные или те, кто просто сам не знает, чего хочет…
Существует множество причин изменения общего контингента наших студентов. В первую очередь ЕГЭ, который распределяет абитуриентов по вузам иногда вне зависимости от их первоначального желания.
Мы перешли к Вашим обязанностям, связанным с должностью заместителя декана Богословского факультета по воспитательной работе. Что такое воспитательная работа в высшем учебном заведении? В
Думаю, все прекрасно понимают, что даже если не навязывать свое мнение по поводу того, что такое хорошо и что такое плохо, то это вовсе не значит, что ничего хорошего и ничего плохого не существует. Воспитание как таковое является необходимой и неотъемлемой частью любого образования. Может быть, даже воспитание в первую очередь является задачей любого образования. Воспитание ума, воспитание работоспособности, воспитание нравственности. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание». В нашем вузе особенная задача. Понятно, что если мы являемся православным вузом, то у нас есть четкие воспитательные установки, связанные с нашей верой. Тут есть тонкая грань: мы не можем уходить от этих установок, но при этом есть и миссионерская задача, потому что студенты приходят совершенно разные, из разных мест. Главная задача, которою можно себе поставить, — передать нашу веру этим студентам. Часто приходится сталкиваться с грубыми нарушениями порядка в нашем университете, разбираться с такими случаями — это часть моих обязанностей. Одними запретами, одной строгостью на факультете ничего не добьешься. Стараемся предложить студентам
Если студент не желает принимать участие в богослужениях? Например, человек приходит в наш университет, ему интересно христианство как объект профессионального изучения, он поступает на специальность «Религиоведение», но при этом по своему мировоззрению он христианином не является. Он агностик и в богослужебной жизни участвовать не хочет совершенно. Как быть в таких случаях?
Есть такие случаи. Наша задача заметить таких людей и помочь им определиться в жизни. Потому что так или иначе человек придет к противоречию, поймет, что он пытается изучать некую теорию, которую на практике применить в своей жизни не хочет. Богословие не ограничивается и не заканчивается одной лишь научной теорией. Так же, как и религиоведение, остается поверхностным, если человек не практикует, как сейчас говорят, свою веру.
Почему? Скажем Владимир Кириллович Шохин, один из ведущих индологов, практикующий православный христианин, что не мешает ему быть признанным специалистом в области индийской религии и философии. Притом, что наши мировоззрения с адептами этой традиции радикальным образом расходятся.
Владимир Кириллович — практикующий православный. Я думаю, что это помогает ему в изучении выбранной им темы. Что касается нашего вуза, то, вероятно, у нас, будучи агностиком, можно доучиться до конца, не включившись в богослужебную жизнь. Но мне кажется, что самому человеку будет некомфортно находиться в обществе, где участие в таинствах является неотъемлемой и важнейшей частью жизни. Как говорил замечательный богослов нашего временя владыка Каллист (Уэр): «Богословие есть не что иное, как созерцание. Оно предполагает живое общение с живым Богом и неразрывно связано с молитвой. Не существует истинного богословия, которое не было бы частью богослужения. Всякое подлинное богословие является литургическим, доксологическим и мистическим».
Вы упомянули, что в Ваши обязанности входит применение или предложение
Это извечная дилемма — проблема в воспитательном процессе. Необходим индивидуальный подход с каждым конкретным провинившимся или просто с пришедшим к нам студентом. Мы стараемся пообщаться и разобраться, узнать, кто он, откуда и чего он сам хочет. Часто проступки, которые приводят его ко мне, являются поводом лишь для того, чтобы с ним ближе познакомиться. Мы стараемся не действовать не разобравшись. Проблема заключается в том, что
Допустим, студент считает, что он сделал правильный выбор, оказавшись на нашем факультете, потому что ему это интересно, но не считает свой проступок ошибкой, потому что с формальной точки зрения российского законодательства он не нарушал, к учебному процессу относится добросовестно…
Формальная точка зрения, как и формальный подход, вещь очень лукавая. Конечно, студенты много всего считают. В первую очередь, что они самые умные. Но наш вуз не очень старый, и люди, которые создавали его потом и кровью, живы до сих пор. Те, кто трудится в нем, знают, как создавался этот вуз, для чего и с какими трудами. Наша задача этот формальный подход перевести в некое личное отношение. Студент, если он
Правильно ли я понимаю, что Вы практически предлагаете человеку быть последовательно честным, в том числе и перед самим собой? Действительно ли при таком подходе он может быть уверен, что его место здесь у нас?
Конечно! Именно так!
Вы упомянули, что центр воспитательной работы православного вуза — это богослужения, а помимо него есть ли
У дневного отделения, да и у вечернего график построен так, что очень сложно
Раз уж Вы об этом упомянули — в первый раз они традиционно в Рязань на два дня ездят осенью. Скажите, какое значение имеет летний лагерь с точки зрения воспитательной работы?
В этом пространстве концентрируется сразу очень много важных моментов.
Заключительный вопрос. Обычно я спрашиваю у собеседников в священном сане, что самое главное в служении священника. Вас же я
Если бы я сказал, что наша задача помочь человеку прийти к Богу, это, может быть, звучало бы слишком амбициозно. Как мне кажется, программа минимум заключается в том, чтобы хотя бы не отвратить человека от Бога.
Такое бывало?
К сожалению, система иногда не щадит людей. Бывают не самые приятные случаи, конечно, они встречаются всегда, как, например, у врача, который лечит больного, но иногда больной не выдерживает этого лечения. Так что программа минимум — не отвратить человека от Бога. Программа максимум — помочь ему прийти к Богу через наш университет, через обучение, через богослужение и даже просто через общение со своими преподавателями и однокурсниками. Это тонкий момент, тонкая материя, которая легко рвется, и наша задача ее не порвать.
Радикальные решения принимать трудно?
Конечно, трудно. Важно и мне самому понять и помочь понять человеку, что это радикальное решение направлено не на то, чтобы его затоптать, а, наоборот, на то, чтобы ему помочь. Конечно, ошибки нужно уметь исправлять. Все ошибаются, нет людей безгрешных. Иногда исправление происходит через боль, иногда приходится доказывать свою состоятельность, свое желание. Бывает, что безнаказанность приводит к более тяжелым результатам, чем своевременное наказание, но с пониманием того, что тем самым человек проходит через некое очищение.
Спасибо большое за уделенное время.
Беседовал: Иван Бакулин
Фотографии: Сергей Пронин
#интервью #Воробьев Иоанн #большая семья #евхаристическая община #осознанная вера