Новости
Священник Алексей Андреев: «Библиотека – это не только книгохранилище»
20 ноября в 18:30 состоится открытие первого студенческого читального зала в главном здании ПСТГУ в Лиховом переулке (ауд. 407). Одновременно с читальным залом откроется выставка редких книг и рукописей из частного собрания Г. Н. Мурадяна. В преддверии этого события мы побеседовали с руководителем библиотеки Богословского факультета священником Алексеем Андреевым о её месте жизни нашего университета.
Отец Алексей, мы с Вами разговариваем в помещении библиотеки Богословского факультета. Каково принципиальное отличие нашей библиотеки от других библиотек университета?
В ПСТГУ на настоящий момент четыре библиотечных корпуса: библиотека в Кузнецах, библиотека здесь, в главном здании ПСТГУ (библиотека Богословского факультета), библиотека на Иловайской и библиотека на Поклонной горе (библиотека иконописцев). На Иловайской содержится основной фонд учебных книг, которые нужны всем студентам, там же хранится литература Исторического, Филологического и других факультетов, находящихся на Иловайской. В Кузнецах находится певческая литература, на Поклонной горе – библиотека факультета Церковных художеств. При этом все четыре фонда открыты для всех наших читателей. Наши студенты могут ходить в любой из этих отделов – их разнесение по разным зданиям связано исключительно с удобством.
Мы живем в век информационных технологий, когда почти любой текст доступен в электронной форме. Возможно, текст в такой форме не всегда приятно читать, но с ним гораздо удобнее работать. Зачем в наше время нужна библиотека? Как хранилище бумажных книг?
Умберто Эко задавался тем же вопросом. На самом деле, сейчас существует множество пророков (надеюсь, лжепророков) которые предвещают скорую смерть бумажных книг. Умберто Эко очень хорошо ответил этим пророкам: «Существуют изобретения человечества, которые, несмотря на их многовековую давность, никогда не теряют актуальность, например колесо или нож. Все эти вещи, несмотря на то что им уже много сотен лет, всё равно актуальны». Мне кажется, книга является таким же фундаментальным явлением. Я думаю, что книга продолжит существовать, поэтому будут нужны и библиотеки.
Мы разговариваем в библиотеке университета. В нашем случае книга – это не то, с чем читатель общается, сидя дома на диване. У нас научная библиотека, для нас книга — это источник информации, а это значит, что она должна быть максимально доступной. Вы согласитесь, что по доступности бумажная книга проигрывает электронной? С практической точки зрения почему важно, чтобы библиотека бумажных книг у нас в университете была?
Я не из тех консерваторов, которые говорят, что будут существовать исключительно бумажные книги. Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем у библиотеки Свято-Тихоновского университета будут подписки на ведущие российские и зарубежные электронные книжные фонды. Я согласен, что по каким-то параметрам бумажная книга проигрывает электронной.
Вы сами упомянули, что нашей библиотеке есть куда расти. Как сейчас у нас обстоит дело с подписками на международные ресурсы по библеистике, патрологии (хотя бы на TLG) и на другие научно-гуманитарные ресурсы?
В ближайшее время у нас откроется читальный зал, даже не один: мы планируем, что у нас будет зал для студентов и зал для преподавателей. На компьютеры, которые будут там стоять, будут установлены специальные программы, такие как TLG, «Издание и работа с критическими текстами». Очень надеюсь, что будет установлена программа «Bible Works» и ей подобные, будут оформлены подписки на другие научные ресурсы. Для этого нужны деньги, время и интерес со стороны людей. Последнее, на самом деле, – самое главное: нужно желание студентов. Несколько лет назад у нас был опыт подключения к одной большой библиотеке: университет вложил в этот проект очень много средств. Однако за год действия подписки ресурсом воспользовались лишь несколько преподавателей.
Библиотека – это не только книгохранилище
Библиотека – это не только книгохранилище, бумажное или электронное. Ее миссия – это популяризация доступных информационных ресурсов. Поэтому для начала нам нужно показать студентам, что библиотека — это не просто пыльное место, где хранятся книги, которые открывают раз в десять лет, когда пишут диплом или курсовую. Это то место, куда можно приходить каждый день, где интересно и удобно работать. Только тогда, когда студенты и преподаватели это поймут, появится смысл подключать дополнительные электронные ресурсы. Тогда же можно будет пополнять и бумажные фонды, можно будет наладить обратную связь между преподавателями и студентами, с одной стороны, и сотрудниками библиотеки – с другой, чтобы понимать, что хотят читать наши коллеги.
Очень важный момент – для того чтобы студенты захотели искать научную информацию, их нужно научить, как это делается. Кто, с Вашей точки зрения, должен этим заниматься, и как на практике это можно сделать?
На практике показать, что библиотека является интересным и актуальным местом, могут, во-первых, сотрудники библиотеки (администраторы читальных залов, библиотекари на книговыдаче). У нас сейчас новая молодая команда сотрудников: некоторые еще студенты, некоторые только что окончили университет. У них горят глаза, они полны желания работать. Я надеюсь, они смогут доказать, что библиотека является интересным и важным местом для студентов и преподавателей. Во-вторых, очень большие надежды я возлагаю на преподавателей. Это те люди, которые на примере своей научной практики знают, насколько важна библиотека. К несчастью, сейчас к нам приходит не так много преподавателей. Я думаю, это связано с тем, что у нас до сих пор не было нормального читального зала. Большинство книг, которые находятся в нашем фонде, имеются всего в одном или двух экземплярах. Мы не можем выдавать их на руки – их можно читать только в читальном зале. Мы откроем его 20-го ноября, и надеюсь, что преподаватели начнут активнее использовать наши фонды. Пока что для многих наш фонд – это «черная дыра», в которой лежат десятки тысяч неизвестных и непонятных книг. Когда преподаватели начнут знакомиться с фондом, естественно, они начнут говорить об этом студентам, своим коллегам на кафедрах и, надеюсь, в итоге библиотека станет важной, значимой и, самое главное, полезной частью жизни всего университета.
В Исторической библиотеке перед записью проводится стандартный инструктаж читателя, помогающий ему ориентироваться в фонде. Понятно, что у нас объем фонда значительно меньше, чем там. С другой стороны, у нас уже есть или будут подписки на электронные базы данных, с которыми тоже надо учиться работать. Как Вы полагаете, стоит ли вводить подобного рода обучение в качестве какой-то из учебных практик для студентов Богословского факультета? Или целесообразнее работать в режиме «раздражитель – реакция»?
Думаю, что обучать всех студентов – это нецелесообразная трата сил и времени.
Давайте помечтаем вместе: представьте себе, что у Вас, по Канту, максима Вашей воли становится законом, если не для мироздания, то как минимум для Богословского факультета. Как выглядит идеальная научная библиотека БФ?
Во-первых, у нас на факультете есть приоритетные направления научной деятельности: социология религии, пастырство в современном мире, русская религиозная философия, новомученики. Это значит, что в нашей библиотеке должны быть собраны все книги по данным направлениям.
Мы выделяем пять-шесть направлений и отслеживаем все книги, которые выходят по данным тематикам. Чтобы если человек в Москве, Петербурге или даже в Лондоне или Токио, решит заняться одной из наших ключевых тем, он смог бы спокойно приехать к нам и найти в нашем фонде все необходимое.
Во-вторых, нужна максимальная автоматизация. Естественно, что человек-библиотекарь незаменим, но лучше его максимально разгрузить от технической работы. Пусть он больше общается с читателями. Процессы книговыдачи, ревизии фонда – всё это сейчас возможно делать автоматически. Мы к этому уже идем. Вы видите, что слева и справа от меня стоят книги. Если нам нужно понять, пропали у нас какие-то книги или они просто попали не на ту полку, то сейчас нужно каждую книгу отдельно вынимать, проверять, есть ли она в каталоге, сверять ее инвентарный номер. А теперь представим, что к книге прикреплен чип. Через электронную систему этот чип покажет, можно ли ее выносить из университета, кто с ней работал, сколько раз ее брали студенты. Когда нам нужно сделать ревизию фонда библиотекарь возьмет небольшой прибор (выглядит как палочка) и пройдет с ним вдоль полок. В итоге все книги на полках автоматически сверятся с общей базой данных. Мне кажется, это очень сильно облегчает работу: то, на что раньше уходили месяцы, будет сделано за пару часов.
Я бы хотел, чтобы студент, которому нужна какая-то книга, даже сидя в кафе, в общежитии или у себя дома, мог зайти на наш сайт, проверить, есть ли она у нас, и сразу же ее заказать на конкретный день, на определенное время. И при выдаче книги ему не нужно ждать, пока библиотекарь оформит бумажную карточку: достаточно будет приложить к книге свой электронный читательский билет.
Мы с Вами поговорили о подписке на электронные ресурсы, но существует целый ряд бумажных периодических изданий, которые просто невозможно найти в сети. Например, «Богословский вестник МДА», в отличие от нашего Вестника, с большим опозданием публикуется даже содержание свежих номеров, не говоря уже о том, что сами тексты опубликованных статей не выкладываются в сеть в принципе. Как у нас сейчас обстоит дело с подпиской на ведущие бумажные журналы по богословию, истории, философии религии, истории Церкви?
В настоящее время у нас существует подписка на некоторые иностранные и русскоязычные журналы, но в планах, естественно, значительно расширить перечень наименований. Формат журнала, несмотря на компьютеризацию, жив, и журналов становится всё больше. Сейчас у нас есть возможность подписаться на любые иностранные журналы. Надеюсь, что в следующем году актуальный перечень доступной у нас периодики расширится в два раза.
20 ноября нас ожидает открытие читального зала. Но в нашем главном здании и так есть много мест, где можно почитать и поработать. Зачем нужен читальный зал, как отдельное помещение? Книги всё равно выносятся из хранилища, а читать их человек может в любой свободной аудитории…
У каждого помещения есть своя атмосфера. Допустим, человеку сегодня нужно почитать и подумать в спокойной атмосфере. В принципе, можно это сделать и на лавочке, и в метро, но если ты работаешь так каждый день, то, естественно, удобнее делать это в помещении, которое специально создано для того, чтобы интеллектуальную деятельность максимально облегчить. Таким помещением и станет читальный зал: светлое чистое помещение, где низкий уровень шума, где можно на неделю или месяц, если ты туда ходишь постоянно, сделать себе личную полку. Человек будет уверен, что с этой полки его книги никто не будет брать, что каждый день они будут там его ждать. В зале будет достаточно розеток, чтобы всегда можно было подключить к ним свой ноутбук.
Читальный зал необходим для тех людей, которые систематически занимаются интеллектуальным трудом.
Как планируется провести открытие читального зала?
Открытие читального зала запланировано не 20 ноября (аудитория 407 главного здания ПСТГУ в Лиховом переулке). Возглавит это событие наш ректор – отец Владимир. Мы совершим торжественный молебен. Будет выставка редких книг и рукописей из частного собрания одного известного московского книжного антиквара. Это очень интересные издания, они никогда ранее не выставлялись: литургические и гражданские рукописи, инкунабулы, сборники гравюр, первое издание «Критики практического разума» Канта. Такие книги люди видят только в музее под бронированным стеклом. Здесь же у каждого будет возможность к ним прикоснуться, их полистать. Будет возможность пообщаться с тем человеком, который хранит и восстанавливает эти книги. Мне кажется, это будет очень интересно. А еще мы приготовили для участников открытия загадку, которую владелец этих книг прочел в одной из своих рукописей. Загадка эта богословская. Тот, кто сможет ее разгадать, получит от библиотеки небольшой подарок.
У любого коллекционера очень трепетное отношение к своей коллекции. Как вам удалось уговорить этого человека разрешить нашим студентам и преподавателям прикоснуться к этим книгам?
Уговаривать долго не пришлось, за что я ему очень благодарен. Главное, чтобы никто там ничего не порвал.
Интервью брали: Иван Бакулин, Филипп Угланов
Фотографии: Сергей Пронин
#Андреев Алексей #формы церковной жизни