Новости
Позади Варницы, впереди Касимов
Учеба в ПСТБИ - не просто передача некоторого объема знаний. Важно, чтобы наш выпускник применял эти знания на практике.
Представим себе ситуацию: отцу Василию задали вопрос: «а почему нельзя причащаться у католиков (армян, лютеран, баптистов - ненужное зачеркнуть)?». Отец Василий ответил: «потому что наша Церковь (каноны, синод, епископ) это запрещает». Восемь из десяти прихожан удовлетворились этим ответом. А двое спросили: «а почему Церковь это запрещает?» Отец Василий учился на БФ ПСТГУ и знает догматику, вот только те, кто задал вопрос, в ПСТГУ не учились, и ответ в стиле «полнота благодатной жизни повреждается в случае искажения вероучения, а соучастие в евхаристии у общин, отделенных от полноты Церковной жизни отделяет от этой полноты такого соучастника» вряд ли будет понятен. Объясните по-человечески! С этого и начинается педагогика: как объяснить то, что знаю я тому, кто этого не знает. Причем сделать это так, чтобы меня поняли.
Конечно, можно было бы готовить наших студентов к таким задачам в жестком стиле: идем убеждать «Свидетелей Иеговы" в том, что Иисус из Назарета - Истинный Бог единосущный Отцу. Но вряд ли такая попытка окончится успехом. Конечно, можно учится плавать, сразу прыгнув с вышки в центр бассейна глубиной 5 метров, но целесообразнее начать с пенопластовой доски и зоны, где вода не накрывает с головой.
Поэтому для первого педагогического опыта наших студентов мы выбрали Варницкую гимназию - православное учебное заведение пансионного типа, директор которого - наш выпускник, священник Дмитрий Диденко.
Студент третьего курса нашего факультета уже знает православное богословие значительно лучше, чем школьник, даже очень хороший и очень православный. При этом, новоиспеченного учителя и учеников объединяет общая вера и общие цели: учитель хочет научить, ученик - научиться. Оболтусов, которые учится не хотят из принципа, в Варницах не держат - ведь чтобы туда поступить, они сдавали экзамены.
Несмотря на эти благоприятные обстоятельства, первый опыт преподавания почти всегда бывает для студента труден.
- как вести себя с классом, какой стиль общения избрать?
- как не перегрузить учеников слишком большим объемом новой информации?
- как сделать так, чтобы классу было интересно с учителем?
- как преодолеть собственную застенчивость?
В общем, таких вот «как?» оказывается очень много. Чтобы помочь студентам преодолеть неизбежные сложности, подготовка к практике начинается за месяц до выезда в гимназию. Мария Леонидовна Кожендаева, которая ведет на втором курсе ПСТБИ Педагогику и психологию проводит со студентами три семинара, на которых обсуждаются вопросы, сформулированые выше.
Наши практиканты ведут в гимназии уроки по предметам, связанным с Православием («Основы Православного вероучения» и «Историческая литургика»), хотя не исключена ситуация, возникшая в этом году, когда одному из практикантов достались уроки по литературе. Чтобы у студентов не возникло сложностей с содержательным наполнением уроков, через социальные сети они за две недели до выезда на практику связываются с преподавателями, которые пускают их в свои классы. Преподаватели гимназии снабжают студентов методическими материалами, советуют, как лучше раскрыть доставшиеся темы, где найти недостающую информацию.
В первый день по приезде в гимназию студенты смотрят, как педагоги, в том числе и их кураторы, ведут уроки в классах, куда студентам предстоит войти в качестве педагогов на следующий день. Такое предварительное знакомство, пассивная практика, позволяет нашим студентам познакомится с классом, понять особенности учеников, обсудить с опытным учителем возможные сложности.
В этом году Вячеславу Ячменику и Артему Юдахину предстояло рассказать выпускным классам гимназии о христианском искусстве и богослужении катакомб, Сергею Вешкурцеву и Алексею Рябоконеву выпал рассказ о направлениях и сектах, существовавших в иудаизме времен Иисуса Христа, а Евгений Ковалев готовился рассказать десятиклассникам о творчестве Ивана Александровича Гончарова.
Если Евгений Ковалев провел в итоге целых три урока (в гимназии сейчас три десятых класса), то остальным в этом году досталось по одному уроку. Причем студенты присутствовали на уроках друг у друга и оценивали эти уроки по заранее определенным критериям.
В итоге каждый студент получил целых три отзыва: от своего товарища, от руководителя практики в ПСТБИ и, что самое главное, от учителя гимназии. В этом году наших студентов от ПСТБИ оценивал я, и неожиданно нагрянувший Кирилл Вадимович Алексин, возглавляющий наш Практический отдел. От гимназии студентов курировали преподаватель литературы Татьяна Николаевна Воротникова и преподаватель конфессиональных предметов, наш выпускник Матвей Владимирович Переверзев. Кстати, в субботу, когда проходили уроки, Матвей Владимирович праздновал очередной день рождения.
Вечером в субботу наши практиканты вместе с гимназистами молились за всенощным бдением, а утром участвовали в Божественной литургии, которую совершал отец Дмитрий. После богослужения и праздничного обеда я вместе со студентами обсудил итоги практики "по горячим следам" - наши студенты приобрели ценный опыт и наметили направления для дальнейшего профессионального и личностного роста. Собственно это и есть главная задача практики для студентов: попробовать свои силы, услышать отзывы со стороны, понять, куда двигаться дальше.
Гимназистам же такое общение с нашими студентами, кстати, оно продолжалось и после окончания уроков, дает возможность узнать о нашем университете, который до сих пор для многих их них оставался terra incognita.
Наконец, такая практика помогает руководству ПСТБИ выявить сильные и слабые места в подготовке наших студентов, чтобы в дальнейшем планомерно улучшать подготовку будущих пастырей нашей Церкви.
Текст: Иван Бакулин