Версия для слабовидящих
Спецсерия

Священник Дмитрий Диденко: «Причащаться не может отдельно взятый христианин, но только община людей»

Не так много времени прошло с того дня, как Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви приняло исторический документ «Об участии в верных в Евхаристии». Мы спросили наших выпускников и преподавателей о том, что значит для них новое постановление высшей церковной власти и какое влияние окажет оно на церковную жизнь в нашем Отечестве.

Предлагаем Вашему вниманию первый комментарий нашего выпускника священника Дмитрия Диденко, магистра теологии (2012 год выпуска), преподавателя Московской Духовной Академии.

Прежде всего, я хочу с удовлетворением отметить, как это делали уже многие, что само наличие обсуждения практики Причащения свидетельствует о том, что эта тема действительно является живой и волнующей многих христиан, а градус дискуссии вокруг проекта документа «О участии верных в Евхаристии» и полярность высказываемых мнений наглядно показывают, сколь необходимо нам всем вновь и вновь возвращаясь к этой теме и обсуждая ее стараться избегать крайностей и поспешных выводов. Среди очевидных достоинств упомянутого документа нужно назвать то, что в нем описаны различные практики подготовки и участия в Таинстве Причащения, существовавшие в разные эпохи церковной истории, причем даже указаны причины и обстоятельства, повлиявшие на те или иные традиции. Хорошо, что есть предостережение от крайностей и для священства и для мирян. К сожалению, не вполне ясно описана взаимосвязь Исповеди и Причастия. Впрочем, так как этот документ уже обсуждался многочастне и многообразне людьми лучшими и умнейшими меня, я только выскажу то, что, как мне кажется, не было достаточно четко проговорено в нынешней дискуссии.

Поскольку цель, которая стояла перед авторами текста, в самом документе не обозначена, я б ы хотел высказать два соображения. Первое: если документ писался для того, чтобы пролить свет на многочисленные практики подготовки к Причастию упорядочить их, то цель более или менее достигнута. Второе: если верить названию, то речь должна бы идти не только о подготовке, но и о самом участии в Евхаристии. И здесь, на мой скромный взгляд, есть большая проблема: совсем ничего не сказано о том, что, как об этом говорил приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, причащаясь мы ни в коем случае не должны искать удовлетворения собственных нужд, пусть даже и «духовных», за счет Христовой Жертвы. Сегодня очень часто приходится сталкиваться с тем, что человек приходящий к Причастию говорит, что у него разного рода проблемы, депрессия и прочее. Всё это, конечно, врачуется в Таинстве Любви, но где за всей этой возней с собственным «я» Господь Иисус Христос? Где стремление, чтобы жизнь Христову сделать своей собственной? Я понимаю, что, возможно, формат документа этого не позволял, но, коль скоро спросили моего мнения, по-моему, это сейчас принципиально важно. Также, далеко не все теперь осознают, что причащаться не может отдельно взятый христианин, но только община людей, «едиными устами и единым сердцем» исповедающих Господа. К сожалению, многие, будучи в течение долгого времени прихожанами того или иного храма, ограничивают свою церковную жизнь только участием в Таинствах, не удосуживаясь даже просто познакомиться с теми, кто вместе с тобой приступает к Чаше, и с тем, чем живет община (если таковая вообще есть), членом которой ты фактически являешься. Мне кажется, что такая жизнь относится к разряду препятствий посерьезнее, чем невычитывание правила или нарушение поста.

Надеюсь, что этот уникальный в своем роде документ послужит к сглаживанию острых углов и, самое главное, позволит нам пастырям, часто готовым отогнать от Господа всех своей «ревностью не по разуму», или же погубить многих халатным попустительством, быть осторожнее в своих действиях; подвигнет каждого христианина с большим вниманием относиться к важнейшей составляющей всей жизни – встрече с Господом.

Фотографии: пресс-служба Патриарха, храм вмч. Георгия

#Диденко Дмитрий #документ о Евхаристии

10 марта 2015
Яндекс.Метрика