Новости
Протоиерей Николай Емельянов: «Нам удается зафиксировать разные практики и традиции»
Интервью с проректором по учебной работе ПСТБИ, старшим преподавателем кафедры Систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ протоиереем Николаем Емельяновым. Беседовала Елена Варова, сайт Московской городской епархии.
В мае прошлого года заработал интернет-портал «Пастырь» ― сайт для священников, где они могут делиться своим опытом, обсуждать насущные вопросы. Расскажите о его создании, как появилась такая идея, почему важно было создавать такую площадку именно в интернет-пространстве? И почему его не стали закрывать от сторонних глаз?
Идея пастырских семинаров возникла очень давно. В ПСТГУ всегда велась подготовка священников, и работа с ними не прерывалась и по окончании ими духовных школ. Такая работа предполагает и поддержку связи с выпускниками, и постоянный контакт с действующим духовенством. Это принципиально важная составляющая не только образования, а вообще той миссии, которую несет духовная школа ― собирать пастырский опыт, анализировать его, делать возможным обсуждение важных актуальных пастырских проблем. И Свято-Тихоновский университет занимался этим всегда. Еще в 90-е годы были попытки начать проведение регулярных пастырских семинаров для московского духовенства. Но тогда они проводились лишь несколько раз, и все же были похожи на маленькие конференции, нежели на регулярно проходящие семинары. Однако еще тогда мы получили одобрение нашего начинания от Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Истринского Арсения. Материалы тех семинаров сохранились и оказались очень востребованными и сейчас. С 2014 года эта работа стала иметь регулярный характер, а сейчас семинары проводятся раз в месяц.
Изначально стержнем для этих семинаров было обсуждение разного рода проблем социального служения, поэтому возглавил их председатель Синодального отдела по социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Однако очень быстро стало понятно, что проблематика социального служения такова, что включает в себя самые разные проблемы пастырского характера. И для того, чтобы обсуждать их необходимо в первую очередь обсуждать не само социальное служение, а именно пастырские проблемы. Очень скоро эти семинары стали открытыми в том смысле, что в них стали принимать участие не только священники, занятые в социальном служении, как это было изначально, а все желающие представители духовенства. Но поскольку в ПСТГУ часто приезжает духовенство из других епархий на курсы повышения квалификации, организованные Синодальным отделом по церковной благотворительности, на семинарах часто выступают архиереи. И обсуждения стали получаться интересными и, что очень важно, достаточно авторитетными. Когда деятельность стала развиваться в таком ключе, то владыка Пантелеимон попросил благословения у Святейшего Патриарха Кирилла на то, чтобы эти семинары имели более широкую проблематику и позволяли принимать в них участие более широкому кругу духовенства. И постепенно семинары стали регулярными и начали заниматься обсуждением самых разных пастырских проблем.
Очень скоро стало понятно, что эту работу каким-то образом необходимо представить в сети Интернет. Многие просили дать им возможность участвовать в семинарах в режиме онлайн, к тому же у Отдела по социальному служению давно есть практика проведения вебинаров. Кроме того, одной из проблем Русской Православной Церкви является не просто нехватка священников, в частности
очень остро стоит проблема нехватки опытных пастырей, есть целые епархии, где нет священников старше 20-25 лет хиротонии, т.е. нет ни одного опытного духовника.
Как правило, это очень отдаленные области, откуда сложно добраться, а дистанционное участие в пастырском семинаре оказывается единственно возможным. Когда это стало понятно, владыка Пантелеимон попросил благословения у Святейшего Патриарха Кирилла на создание интернет-ресурса.
Мы решили заложить в этот ресурс большие возможности. На сайте представлен не только материал пастырских семинаров, но и открыт раздел «Вопрос-ответ», который занимает, пожалуй, большую часть портала. В этом разделе каждый зарегистрированный пользователь может задать вопрос, касающийся пастырской практики и церковной жизни в целом.
Т.е. прихожанин тоже может зарегистрироваться и задать какой-то смущающий его вопрос?
Нет, это все-таки ресурс для священнослужителей или учащихся духовных школ. Само обсуждение ценно тем, что оно совершенно не ориентировано на прихожан, а предназначено только для священнослужителей. От этого оно становится гораздо более серьезным и глубоким, теряя всякую полемичность. Очень важно, что нам удается зафиксировать разные практики и традиции, разные мнения авторитетных духовников по одному и тому же вопросу. И это оказалось едва ли не самой важной составляющей частью этого проекта.
Расскажите, как поступают вопросы для обсуждения? Каков в целом принцип работы с вопросами? В каком случае привлекаются специалисты?
Любой зарегистрированный пользователь может задать вопрос. И мы подыскиваем людей, которым тема этого вопроса ближе по опыту или роду деятельности. Но часто мы сталкиваемся с вопросами, которые требуют неоднозначного ответа или даже палитры мнений, которая показывает всю широту и многообразие духовной жизни, а с другой стороны дает почувствовать то важное, что в ней является неизменным и неизбывным. И несколько примеров таких вопросов оказались очень интересными. Например, вопрос о том, как священнику одеваться вне богослужения. На него ответило несколько человек и ответило самым разным образом. Особого внимания заслуживают более сложные вопросы, касающиеся богослужебной практики или вопросы о так называемых недоуменных ситуациях в пастырской практике, связанные, например, с репродуктивными технологиями. И вот это многообразие мнений оказалось не какой-то попыткой предложить конкурирующие между собой позиции или что-то оспорить, или одну позицию противопоставить другой, это стало попыткой с разных сторон нащупать главное. И. как кажется, это получается.
На портале «Пастырь» сказано, что сайт учитывает мнения разных специалистов? Кто они? И в каких случаях портал прибегает к их помощи?
Это специалисты в конкретной области: психиатрия, наркология, специалисты в разного рода медицинских проблемах, специалисты по работе с инвалидами. Мы привлекаем их тогда, когда требуется какое-то профессиональное знание для правильного понимания пастырской ситуации. Это могут быть и специалисты по каноническому праву, и специалисты по истории богослужения. Они привлекаются тогда, когда недостаточно пастырского, жизненного, богослужебного опыта. Эти люди дают специальные профессиональные оценки, без которых ответ был бы неполным. Например, в вопросах по каноническому праву и в медицинской сфере без участия специалистов ответ в принципе невозможен.
На ежегодном Епархиальном собрании Святейший Патриарх обратил внимание на крайнюю необходимость пастырских конференций. Расскажите немного об их устройстве? Их принцип отличается от семинаров?
По сути, это то же самое. Такие пастырские конференции в последнее время потихоньку стали проводиться, иногда на уровне епархии, иногда даже на уровне благочиний, как это бывает, например, в Московской областной епархии. В Московской городской епархии такие конференции проводились на уровне викариатств. Но все-таки пока это разовые мероприятия, и они получаются очень разными. Какие-то становятся неформальным обсуждением конкретных пастырских вопросов, какие-то выглядят как представление набора докладов или даже как лекция. Какие-то конференции имеют более формальный характер, какие-то менее формальный. Пастырские семинары, о которых идет речь, и которые стали основой для создания портала «Пастырь» ― это постоянно действующее собрание священнослужителей, это постоянно действующий семинар, который призван обсуждать проблемы пастырского характера в текущем режиме. И акцент сделан как раз на неформальной стороне общения. И всегда, когда дается мнение специалиста или какой-либо доклад, приводится какая-то пастырская интерпретация, которая связывает идею этого доклада с конкретной пастырской необходимостью текущего момента.
Пока постоянно действующих семинаров в других епархиях мы не знаем, но надеемся, что они постепенно начнут формироваться. Это было бы очень продуктивно. И в дальнейшем мы даже хотели бы, чтобы результаты таких семинаров в том или ином виде попадали бы на сайт «Пастырь». Важно, чтобы тот опыт, который фиксируется в разных епархиях Русской Православной Церкви, был собран и представлен на одном ресурсе.
Могут ли священники на сайте «Пастырь» обсуждать вопросы личного выбора? Я имею в виду вопросы, касающиеся не богослужебной практики, а такие, которые принято обсуждать с духовником.
На сайте есть разные опции. Вопрос можно задать анонимно и при этом разрешить, чтобы ответ на него был виден всем, а можно закрыть его от посторонних глаз. Мы видим, что такая нужда есть, и время от времени священники задают вопросы, касающиеся их личных проблем, сложностей и переживаний, которые не всегда удается обсудить с духовником или просто потому, что часто священники оказываются отрезанными от своих собратьев расстоянием и невозможностью добраться. А бывает то, о чем я сказал раньше ― когда в близком кругу священника просто нет опытного пастыря. Помощь сайта в таких ситуациях бывает весьма продуктивной.
Могли бы Вы назвать наиболее насущные проблемы, которые удалось выявить за время работы портала?
За первый год работы сайта поступило 117 вопросов, каждый из которых подробно анализировался и публиковался. На эти вопросы было дано 183 ответа, часто они давались в формате видео. За первый год на сайте зарегистрировалось около 700 человек из 170 епархий в 13 странах. Регистрируются не только молодые священнослужители, 20 процентов аудитории относится к возрастным рамкам 45-54 года, еще 13 процентов людей в возрасте от 55 до 65 лет.
Самым просматриваемыми и обсуждаемыми стали материалы работы нескольких семинаров, посвященных катехизации перед крещением взрослых, родителей младенцев и крестных родителей.
А вот вопросами от священнослужителей, получившими наибольшее количество ответов и комментариев, стали, как ни странно, самые простые. Например, вопрос про одежду священников, который выводит на целый ряд проблемных тем, и вопрос о молитвенном правиле священнослужителей. На оба этих вопроса мы попросили ответить нескольких уважаемых духовников и епископов. Каждый ответ отличался от предыдущего, благодаря чему мы получили удивительную палитру таких ответов. Как оказалось, простые вопросы, которые на первый взгляд, не требуют особенного обсуждения, вызвали наибольший интерес. И в разрезе того, что участники обсуждения делятся своим опытом и опытом своих духовников, опытом предыдущих поколений, ответы на этот вопрос становятся нетривиальными, сохраняя что-то главное, важное.
Очень интересен вопрос про одежду священника. Расскажите, в ходе этого обсуждения получилось вывести какую-то норму или это стало все-таки просто обменом мнений?
Одежда священника зависит от многих факторов. Какого-то формального правила вывести невозможно. Мы получили какой-то набор представлений, идей, отправных точек, отталкиваясь от которых, этот вопрос может быть адекватным образом решен.
Если можно, приведите, пожалуйста, пример.
Таких отправных точек оказалось много, и они довольно простые, но интересным оказалось не это. По большому счету, все эти составляющие обоих вопросов про одежду и молитвенное правило может перечислить любой священник. Но скорее интересным оказалось то, как разные опытные священники для себя его решали или решают. Для меня особенно важным стало то, что этот опыт очень разный. Некоторые говорят о том, что они меняли свое представление о том, как одеваться, и в разное время по-разному отвечали на принципиальный вопрос о том, можно ли снимать подрясник или нельзя? И мне кажется, что это ясно подчеркивает тот факт, что не может быть какого-то формального правила, которое бы обезопасило тебя на все случаи жизни. Все время нужно сохранять какую-то чувствительность и ощущение того, адекватно ли ты выглядишь перед людьми, не теряешь ли ты ощущение своего священства, как это воспринимается твоей семьей и твоими детьми, как это воспринимается церковными людьми, как это воспринимается в обществе. Священник никогда не может отмахнуться от постоянного решения этих вопросов с помощью какого-то формального правила, которое укажет, что вот именно так правильно и хорошо. Потому что в одной ситуации это, действительно, будет правильно и хорошо, а в другой наоборот. Приведенные на сайте ответы дают возможность понять, что каждый для себя решал этот вопрос индивидуально.
На сайте регистрируются и представители белого духовенства, и монашествующие?
Да, ведь не редко монашествующие служат и на приходах вне монастыря, где встречается не меньше пастырских проблем.
Важно отметить, что речь не идет о той почти тысяче священников, которые зарегистрированы на сайте. То, что они озадачиваются различными вопросами, совсем не значит, что у них есть какие-то нерешенные проблемы и трудности в пастырской практике. Но священник не может не интересоваться этим, он не может не думать об этом все время, не может не смотреть, а как бывает еще, не может не следить за тем, каковы тенденции в современной церковной жизни. Это сродни тому, как если бы врач перестал интересоваться тем, что происходит в современной медицине, и через какое-то время оказалось, что он лечит давно устаревшими методами. Это попытка собрать везде, где это только возможно, что-то полезное и необходимое для пастырской практики. Иногда это полезное можно найти в самом необыкновенном месте. Священник, может быть, никогда и не задумывался о том, как одеваться, а тут вдруг встретил несколько разных мнений по этому поводу, и это заставило его задуматься даже не про одежду, а про то, как устроена церковная жизнь, про то, как разные священники предлагают разные способы решать насущные вопросы церковной жизни, и это вдруг может оказаться важным и полезным.
Вы несколько раз упомянули такое понятие как «пастырская традиция». Что это такое? И судя по тому, что сайт занимается собирательством этих традиций, они бывают разными?
Священническое служение устроено так, что ему нельзя научить, а пастырский опыт может быть только передан из рук в руки. Он передается от духовного отца к духовному сыну через послушание духовнику, через общение, через его советы в разных ситуациях. В Церкви всегда были опытные духовники, которые имеют особый авторитет, а у них всегда были духовные чада. Таким образом, у каждого священника есть цепочка его предшественников, передавших ему по наследству свое духовное преемство. И вот это преемство и можно назвать пастырской традицией. Такие традиции бывают более или менее ярко выраженными, бывают очень особенными, а бывают похожими друг на друга. Когда они восходят к очень авторитетному и яркому духовнику и даже к какому-нибудь святому или известному старцу, эти традиции обычно окрашиваются в какие- то тона, характерные для духовного опыта и подвига этого старца. Так можно сказать про традицию старца Иоанна Крестьянкина, который стал образцом и вдохновителем для служения многих и многих священнослужителей нашего времени. Есть и другие духовники, может быть, не столь известные и не столь авторитетные, но имевшие очень большой опыт духовничества, в рамках которого у них складывались какие-то свои представления о том, как может быть выстроена духовная жизнь. И вот эти представления передаются по наследству и формируют некий образ пастырского руководства того или иного священника. Некоторые традиции прерываются, некоторые нет, иногда возникают новые, часто они пересекаются. Особенно драгоценно, когда эта традиция оформляется и передается от поколения к поколению на протяжении длительного времени. И многообразие этих пастырских традиций было бы очень важно фиксировать и запечатлеть. Но часто это не получается даже тогда, когда речь идет об очень известных пастырях. Мы что-то знаем об отце Иоанне Крестьянкине, сохранились замечательные воспоминания о нем. Немногое известно об отце Алексии и Сергии Мечевых. Но эти воспоминания не передают всей полноты того пастырского опыта, который ими был накоплен.
Очень важно, чтобы были живые преемники пастырского опыта, которые продолжают сохранять, развивать и делиться им. Одна из задач ресурса «Пастырь» ― собирать этот пастырский опыт из разных традиций, фиксировать его и сохранять.
Значит, на бумаге сохранить его очень сложно?
Да, таким путем его нельзя сохранить полностью, останутся лишь основные черты, характерные особенности, детали, но не останется традиции живого общения.
Хочется поговорить об общецерковных проблемах, которые волнуют прихожан, и узнать, как к этим вопросам относятся внутри сообщества священнослужителей. Одной из насущных проблем, о которой постоянно говорит Святейший Патриарх на епархиальных собраниях, является неприветливое отношение храмовых работников к новоначальным. Это обсуждается на портале «Пастырь»? Как изменилась эта ситуация сейчас?
Все зависит от настоятеля. Если для него это важно, и он относится к этому адекватным образом, то эта проблема достаточно легко решается, особенно в городских приходах. Немного иначе дела обстоят в селе, там все намного специфичней. Конечно, это не значит, что проблемы нет совсем, и Святейший Патриарх о ней говорит постоянно. Ведь несложно объяснить сотрудникам храма, что не нужно неадекватным образом реагировать на людей, пришедших в храм в неподобающей одежде. Эпоха, когда в храме руководили и командовали не священники, а люди, считающие себя знатоками церковной традиции, давно ушла. Это поколение людей просто-напросто ушло из жизни. Теперь это скорее проблема обычной вежливости, которой в России всегда не хватало. Но, слава Богу, и с этим сейчас становится лучше. Если мы вспомним, как человек приходил в госучреждения, вроде наших современных МФЦ, 20 лет назад, и как его встречают сейчас ― это небо и земля. Эта ситуация отражается на всем обществе в целом. Призыв Святейшего Патриарха и направлен на то, чтобы понимать, что изменился даже ЖЭК. А Церковь должна не следовать за ним, а быть впереди. Для нас будет позором, если многофункциональные центры будут примером общения с людьми. Ведь главным примером в общении с людьми должна быть именно Церковь. Но за этим нужно следить постоянно.
Общая культура в обществе повысилась, сейчас люди уже знают, что в храм нельзя заходить в шортах. Желающие крестить ребенка часто знают, что крестными родителями должны быть воцерковленные люди, и это уже не приходится объяснять, по крайней мере, в Москве. И тем более теперь, именно в ситуации повысившейся культуры, невежливый прием в храме становятся еще более ужасным. Это то, что должно быть предметом заботы любого настоятеля. Но все же сейчас это уже не такая большая проблема, какой она была в 90-е годы.
Отец Николай, Вы трудитесь в лаборатории социологии религии и в лаборатории исследования церковных институтов. Чем они занимаются? Может быть, есть какие-то интересные исследования?
Церковь ― это тело Христово. И принципиальным образом Она живет вне нашего времени и пространства, но при этом поразительным образом она в этом времени и пространстве присутствует. И это присутствие меняет нашу реальность. Лаборатория социологии религии как раз занимается исследованиями этой внешней жизни Церкви, той жизни, которая являет себя в этом мире и в социальной реальности. Эти исследования важны, потому что они позволяют, во-первых, что-то понять о церковной жизни, и позволяют Церкви думать и говорить о себе самой. Во-вторых, они важны, потому что позволяют говорить с современным обществом на понятном ему языке и ставить важную и неудобную для современного общества проблему того, как Церковь влияет на жизнь современного мира. И, в-третьих, эти исследования дают возможность понять, какие инструменты и методы из современного мира, которыми мы пользуемся и пытаемся применять в жизни церковной, оказываются продуктивными, а какие нет, и как вообще об этой продуктивности можно говорить. Мы анализируем, является ли этот разговор чем-то, что церковную жизнь формирует и обогащает, или ставшие обычными и принятыми в современном мире идеи продуктивности церковную жизнь на самом деле уничтожают и разрушают. И вот весь этот комплекс проблем в самом разном варианте и в самых разных точках приложения является исследовательской проблематикой лаборатории социологии религии.
Лаборатория исследования церковных институтов имеет два направления. Одна секция связана с проектами, которые направлены на изучение проблем современного священства и современного богословия священства. А другая секция связана с современными проблемами экклезиологии. Как она понимается, как происходит современное церковное строительство в России и мире, что это значит для нас, и какие выводы мы можем из этого сделать, можно ли ставить вопросы о том, каким образом это развитие можно было бы направлять.
Выпускники Православного Свято-Тихоновского университета принимают священный сан и формируют новое поколение духовенства. Каким Вы видите их будущее?
Мне нравятся наши выпускники, я вижу, что это люди церковные, верные Церкви. И что очень важно, эти люди очень активные. Сейчас, по прошествии 25 лет, я встречаю наших выпускников где угодно и всегда с радостью вижу, что эти люди занимаются церковным служением, ведут какие-то интересные и совершенно неожиданные проекты, создают замечательные приходы, поддерживают жизнь не только в церковной среде, а иногда целых поселков. Я думаю, такая активная позиция ― это в некотором смысле заслуга нашего университета. С самого начала ПСТГУ и сам занимал такую позицию, и объединял священников, мыслящих таким же образом.
ПСТГУ готовит, формирует и ориентирует не только будущих священников, но и всех своих выпускников на какую-то активную церковную деятельность, на служение. Такие специалисты всегда будут востребованы. И даже в ситуации быстроменяющихся обстоятельств современного светского и церковного мира такие люди всегда найдут приложение своим силам и смогут выстроить настоящую церковную жизнь.
#интервью #Емельянов Николай #выпускники #соцрел #сайт "Пастырь" #ЛИЦИ #наука