Новости
Воспоминание, которого не было
Мы, студенты ПСТГУ, приходим учиться уже на всё готовое. К нашим услугам несколько учебных корпусов, первоклассные преподаватели, и самое главное – сложившиеся традиции Университета, его особая внутренняя жизнь и культура. И вновь пришедшие еще не знают, почему всё получилось именно так, как мы это сейчас видим.
Конечно, для первокурсников обязательны встречи, на которых рассказывается о создании Университета и тому подобном. И я тоже был на них. Но я воспринял это просто как информацию, как говорят, для общего развития.
Подобная же встреча состоялась и в летнем богословском лагере. Ее вела наш знаменитый преподаватель, профессионал в своей области Наталья Юрьевна Сухова.
Но я воспринял эту встречу иначе, нежели предыдущие.
Наталья Юрьевна рассказывала о том, как было тяжело ей и другим студентам в первые годы существования нашего учебного заведения, сначала в виде курсов, а потом и института и Университета. О том, как она и ее товарищи находили свободное время для посещения лекций, о том, в каких ужасных условиях проходили занятия – в чужих помещениях, в холодных подвалах, чьих-то квартирах. Хотя это нисколько не помешало ей и ее друзьям быть счастливыми, но даже наоборот подталкивало к этому. Наталья Юрьевна описывает это так: «Такое ощущение, ты бежишь через февральскую пургу, метель метет, ты спускаешься в подвал, очень темно, но где-то проблеск света. И ты ощупью ползешь туда, вползаешь в какое-то более широкое помещение. Там висит лампочка без абажура, стоят один стул для преподавателя и матрацы для студентов. Кто-то сидит, слушает, кто-то что-то на коленке пишет. И когда сюда прибегаешь, чувствуешь счастье». Те годы – были временем «восторга», когда Церковь снова возрождалась, а в людях росла вера и религиозность. А самое главное – Наталья Юрьевна явственно ощущала ту церковную атмосферу, церковную общность и церковное единство.
Когда она рассказывала, я тоже неожиданно для себя начал испытывать эти чувства. Почему? Потому что одна из целей лагеря – как раз таки создать эти ощущения, чтобы студенты прониклись ими, глубинно впитали в себя эту атмосферу христианского братства. А когда человек рассказывает о своих личных впечатлениях, а другие преподаватели что-то добавляют, высказывают свои ощущения, ты и сам невольно начинаешь понимать, что чувствовали они, хотя тебя там и не было. Не думаю, что можно полностью воссоздать «чужое воспоминание». Но прикоснуться к нему можно. И самое главное – воссоздавать его в современных условиях нашего обучения и передавать его вновь приходящим к нам.
Михаил Валигурский
Фотографии: Сергей Пронин
#ЛЛБФ_2017 #Валигурский Михаил #большая семья