О стажировке в швейцарском Фрибуре рассказывает Эльга Канаева
Продолжаем серию репортажей о заграничных стажировках наших студентов. Не так давно своим опытом обучения в Берлине делился аспирант и преподаватель Богословского факультета Александр Кольцов. О стажировке в Швейцарии расскажет аспирант ПСТГУ и сотрудник ПСТБИ Эльга Канаева.
Ровно год назад я вернулась из четырехмесячной стажировки в Унивеситете Фрибура, Швейцария. Я считаю, что время, проведенное в Швейцарии дало мне колоссальный рывок во многих областях развития личности: научной, культурной, духовной. Мне бы хотелось поделиться своим опытом, который, как мне кажется, будет полезен для будущих стажёров в каком бы месте они ни проходили обучение.
О стажировке
В отличие от ежесеместровых стажировок в Гумбольдт-Университете Берлина, с которым наш факультет имеет соглашение, моя поездка в Швейцарию имела почти случайный характер. Университет Фрибура на конкурсной основе предлагает несколько мест на 3-6 месячную стипендиальную программу и на трёхгодичную программу обучения в аспирантуре. Участвовать в этом конкурсе могут аспиранты разных специальностей.
Однако Богословский факультет Университета Фрибура, на котором в свое время обучался митр. Иларион (Алфеев), специально приглашает учащихся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. И в 2015 году от ОЦАД одно приглашение было переадресовано в ПСТГУ. Своими путями оно дошло до меня (спасибо Александру Кольцову!) и я уже самостоятельно при большой поддержке сотрудника ОЦАД Дмитрия Серова собрала и отправила пакет документов. Насколько мне известно, Университет Фрибура продолжает приглашать аспирантов на стипендиальные программы, так что любой аспирант может, не дожидаясь, пока возможность сама на него упадет с неба, контактировать с ОЦАД по этому поводу. В любом случае, я готова помочь советом и делом каждому, кто хочет попробовать свои силы. Следует только учитывать, что все подобные вопросы в Европе принято решать не менее чем за полгода до даты поездки.
Лично для моей семьи решение о поездке было непростым. Мне было тяжело оставить на четыре месяца мужа и годовалую дочь. Но Денис, который понимал, как для меня важна такая поездка, сумел внушить мне уверенность, что все получится и с помощью родственников (отнюдь не финансовой, а главным образом моральной и практической), нам удалось преодолеть внешнюю критику нашего решения и урегулировать все бытовые детали. И в действительности оказалось, что проблем здесь гораздо меньше, чем казалось сначала!
Подготовка
На стажировку мне предстояло отправляться в начале сентября. А все документы я должна была отправить до 1 марта текущего года. Потому подготовительный период потребовал некоторых оперативных усилий: нужно было в краткие сроки собрать внушительный пакет документов, каждый из которых должен быть переведен, а переводы заверены; нужно уладить много формальностей связанных с долговременной поездкой в другую страны; до момента, пока не получишь ответ, нужно пребывать в полном неведении и не строить планы ни на месяц, ни на год, а просто ждать.
Напротив, после преодоления этого этапа мне показалось, что дальше меня несли на руках и устраняли все возможные препятствия. Стипендиальные программы в Швейцарии организованы на высшем уровне. Когда заявка прошла отбор, мне прислали подробнейшее «Руководство стипендиата» в котором по шагам расписывалось, что и когда сделать, кому задавать вопросы, с какими я могу столкнуться проблемами, давались советы по всем возможным вопросам интеграции в среду. Куратор программы сам писал мне письма, спрашивал, чем он может помочь, организовывал встречи-знакомства. Размер выделяемой стипендии (1700 швейцарских франков = примерно 1400 евро в месяц) с лихвой покрывал все расходы, хотя жизнь в Швейцарии очень дорогая. Сейчас я понимаю, что этой стипендии при должной степени умеренности вполне хватило бы для проживания всей нашей семьи во Фрибуре. Кстати говоря, Университет не возражает против того, чтобы стипендиаты приезжали с семьями. Стипендиатам выдают и полноценный студенческий билет, дающий доступ ко всем возможностям и льготам.
Учёба
Университет Фрибура уникален своей билингвальностью. Полноценное образование там можно получить на французском, немецком, а на некоторых факультетах и английском языках. Кроме того, есть учебные программы для билингвов, позволяющий проходить обучение сразу на двух языках. Многие профессора читают свои курсы в осенний семестр на одном, а в весенний на другом языке. Для меня это было большой удачей, поскольку я могла выбирать из полной палитры учебных дисциплин и не переживать, что я что-то пропущу по той причине, что приехала не в то время года.
При этом другие курсы читаются специалистами только на своем языке, поэтому такие курсы, как «Богословие Евхаристии» или «Таинство Покаяния по Фоме Аквинскому» либо сильно различаются в изложении разных преподавателей, либо вообще доступны только на одном языке. Поэтому тем, кто хочет получить максимум пользы именно из академической стороны стажировки, рекомендуется владеть обоими основными языками страны – французским и немецким.
Стипендиаты Фрибура, также как и стипендиаты Берлина, не связаны никакими обязательствами по посещению занятий. Теоретически, можно вообще не побывать ни на одном занятии за всю стажировку, однако на мой взгляд это было бы серьёзной ошибкой, поскольку означало бы полностью упустить возможность познакомиться с католической богословской школой. Я старалась посещать все интересные мне занятия так, что в моем расписании почти не было свободного времени. Это тоже спорная стратегия, и если бы я приехала во Фрибур во второй раз, я бы так не поступила. Но в первый приезд мне хотелось поучаствовать во всем, в чем можно поучаствовать.
Интереснее всего для меня оказались курсы профессора кафедры Догматического Богословия Жиля Эмери, известного исследователя Фомы Аквинского. Он читал курс по Христологии, Таинству Покаяния и толкованиям Фомы на послания ап. Павла (только на французском). Между прочим, в их программе предусмотрено два семестра Христологии и два семестра Триадологии. Профессор Эмменеггер читал интереснейшие курсы по патрологии: на немецком по 1-3 и по 6-9 векам, на французском по 4-5 векам. Восточные отцы изучаются католиками не хуже, а зачастую и лучше чем у нас (во многом это связано с большим количеством часов в уч. плане, а также тем, что студенты готовятся к каждому занятию).
Все материалы курсов выкладываются на специальной платформе (moodle), через неё же осуществляется обмен работами с преподавателями.
Все обладатели студенческого билета имеют право бесплатно посещать неограниченное количество курсов любого иностранного языка в Языковом центре. После тестирования, определяющего уровень владения языком, открывается запись на курсы этого уровня. Я посещала четыре курса французского и два — немецкого и, хотя группы часто были большими, уровень преподавания был на высоте, поскольку преподаватели были носителями языка.
Перед началом семестра для иностранцев организуют также интенсивные языковые курсы. Это уже стоит денег (около 700 франков), но и стоит того, поскольку это ежедневные занятия + культурная программа. Но, кажется, эти курсы предлагаются только по французскому языку.
Проживание
Университет Фрибура, как и все Швейцарские университеты, не имеет своего общежития. Поэтому первая и самая сложная задача перед стипендиатом — найти жилье, и чем раньше, тем лучше. Есть много электронных досок объявлений, на которых такие же студенты размещают свои объявления по поиску соседей. Cовместный съем – самый распространенный вид решения жилищной проблемы. Есть ещё и платные студенческие общежития, но в них редко бывают места. Некоторые монастыри и общины также размещают у себя студентов.
Поскольку я подавала документы и получила ответ достаточно поздно, все самые лучшие места были разобраны. В итоге я остановилась на самом бюджетном варианте — жить сельской местности и добираться до Фрибура на велосипеде и электричке. И хотя сначала мне казалось, что это будет очень тяжело — в итоге все обернулось к лучшему. Хозяин, у которого я снимала комнату, Бернар, столяр, отец в многодетной семье, учит русский язык и очень ценит русскую культуру. Мы с ним провели много часов за разговорами, вместе попутешествовали и до сих пор переписываемся. Когда ко мне на две недели приехал муж с дочкой, он освободил для нас большую комнату и пустил нас на два дня на свою дачу в горах. Он, как и все швейцарцы, помогал мне во всем, в чем только можно.
Быт
Бытовые вопросы в Швейцарии решаются очень просто: для еды есть университетская столовая и гипермаркеты. Одежду все местные рекомендуют покупать в секонд-хендах — даже здесь работает знаменитое Swiss Quality. Административные вопросы, как-то мобильная связь, оплата коммунальных услуг, получение всех документов и др., решаются на почте.
Фрибур расположен на Röstigraben — границе, разделяющей франко- и германофонную части Швейцарии, – поэтому формально там в обращении два языка. Однако по факту почти все, кто говорит по-немецки, говорит и по-французски, а вот обратное уже не всегда верно. Поэтому для не владеющих французским языком общение в городе может быть затруднено.
Надо сказать, что для велодвижения Фрибур адаптирован неидеально. Велодорожек часто либо нет, либо они обрываются в самый неподходящий момент. Несмотря на это передвигаться там на велосипеде вполне удобно, чтобы не тратить денег на проезд на короткие расстояния.
Отдельного упоминания достойны магазины фермерских продуктов: недалеко от дома, где я жила, был такой магазин. Туда два раза в день привозили свежее, цельное, а потому очень вкусное молоко с близлежащих ферм. Там же продавался швейцарский сыр местного производства во всевозможных вариациях.
Культурная программа
Четыре месяца – это всего полтора десятка выходных, что не так много для культурных мероприятий, которые обычно и проходят в выходные. Я успела съездить во все значительные города Швейцарии (Берн, Базель, Цюрих, Женеву, Лозанну, Лугано), сходить в два похода выходного дня по Альпам, покататься на горных лыжах и попала на несколько фестивалей. Один их них, Désalpes — ежегодный сентябрьский праздник схода стад с альпийских пастбищ. Это очень красочное зрелище: крестьяне одевают национальные костюмы и украшают коров и овец венками из цветов. Крестьяне проходят по центральной улице деревни целыми семьями, их сопровождают стада и пастушьи собаки. Музыканты играют на национальных инструментах (одними из таких инструментов являются, кстати говоря, большой коровий колокольчик и альпийский горн). Перед шествием зрителям раздаются программы: сначала пойдет семья Байеров, потом Фридрихсонов и так далее. Очень отрадно видеть, что труд крестьянина так уважается.
Удалось мне попасть и на музыкальный фестиваль — Шубертиаду. Разные музыкальные коллективы, исполняющие в основном классическую или церковную музыку собираются в одном городе, и весь день дают концерты на разных площадках — только ходи и слушай. Меня очень тронула постановка «Истории солдата» Стравинского: вместо одного чтеца и двух мимов постановщики решили обойтись двумя актерами-чтецами, причем солдат говорил по-французски, а черт — по-немецки. И эти два языка очень органично, дополняя друг друга, по-своему выражали сюжет.
Еще мне удалось побывать в католическом монастыре Сен-Морис, который в 2015 году праздновал 1500-летие непрестанной молитвы в нем. Аббат этого монастыря долгое время служил в Казахстане и прекрасно владеет русским языком. Я случайно попала на группу прежних прихожан этого аббата, которые из Казахстана приехали поздравить его с праздником обители. Конечно же. нельзя было упустить возможность влиться в эту компанию и пообщаться с таким человеком.
Нельзя пропустить и шоколадную фабрику (вообще в каждом уважающем себя городе есть как минимум одна), не зайти в сыроварню, Библиотеку Сен-Галлена, одну из старейших в Европе, да и много чего другого.
Хотя мне хотелось посмотреть прежде всего Швейцарию, все-таки нашлось время и на поездку в Лион и в Мюнхен. Страна, которую поезд пересекает за 5 часов, очень располагает к такого рода вылазкам!
Поезда в Швейцарии отличаются точностью и дороговизной. Поэтому мне пришлось поездить и на поездах, и автостопом, и автобусами, и с попутчиками (BlaBlaCar). Когда ко мне приехали Денис и Настя, мы взяли машину и на неделю отправились путешествовать по разным городам и весям.
Религия
Швейцария, как и Германия, разделена на католическую и протестантскую зоны. Протестанты преобладают (всё-таки Кальвин и Цвингли трудились не зря), однако кантон Фрибур — католический. Университет Фрибура основан доминиканцами, это первый католический Университет, который протестанты разрешили открыть в Швейцарии. Декан богословского факультета и большинство преподавателей — монахи доминиканцы. Очень много их и среди студентов. Поэтому, когда ходишь по коридорам факультета, кажется, что снова попал в ПСТГУ — очень много людей в клерикальной одежде. Только у нас все в черном, а там — в белом.
На мой взгляд, католическая принадлежность Университета очень положительно сказывается на нем. Преподаватели-монахи живут в общине, ежедневно совершают мессу и монашеское правило, преподают не сторонние для них вещи, а содержание их жизни. Одновременно и на студенческих скамьях, где пестрят облачениями молодые ребята и девушки (пестрят, потому что среди студентов далеко не все доминиканцы, и носят облачения другого цвета), чувствуется какая-то большая собранность, чем мне довелось видеть на занятиях в протестантских или светских ВУЗах.
Кстати, бездуховной и загнивающей Европы мне обнаружить не удалось. Возможно, ее следовало искать в других местах.
В крупных городах Швейцарии есть православные храмы. Они все имеют разное подчинение: какие-то Московского, какие-то Константинопольского Патриархата, какие-то РПЦЗ, какие-то румынские. В самом Фрибуре есть румынская церковь (там служат по-румынски) и константнопольского подчинения. Я бывала пару раз в последней — это очень камерный храм, в котором Литургия и другие службы совершаются на французском языке, а после службы обязательное чаепитие с разговорами (с этим я столкнулась во всех православных храмах Швейцарии, где мне удалось побывать). Из богослужебных особенностей этого храма мне запомнилось, что отец Мишель, прежде чем начать проповедь после Евангелия, буквально заставил всех сесть и не начал говорить, пока не убедился, что все точно сидят и сидят удобно.
Мне повезло жить в 10 километрах от православного монастыря в Домпьер, куда я могла добираться на велосипеде. Монахов там всего трое: это брат с сестрой и их друг, немец. Так они там втроем живут и служат Божественную службу.
Зачем это все? Что дала мне эта поездка?
1. Самое главное – это дополнительное измерение в голове. Европейцы, католики, швейцарцы стали не просто абстрактными сыро- и шоколадоедами, но объемными и многогранными сущностями. На фоне этого мне стала яснее и наша православная, русская идентичность.
2. Колоссальный рывок в языке (главным образом, во французском). Понятным образом постоянное нахождение в среде и полное отсутствие вокруг русской речи (за исключением вечерних скайп-бесед с семьей) делают свое дело.
3. Научные контакты, друзья. Да, мы продолжаем переписываться.
4. Существенное продвижение в написании диссертации. Этому способствовали и аспирантские семинары, и разговоры с куратором (проф. Барбарой Халленслебен), и работа в прекрасных библиотеках, пока, увы, не сравнимых с российскими.
5. Свободное пространство для творчества на 4 месяца. Когда нет жестких обязательств перед принимающей стороной, и ты можешь совершенно не задумываться об обеспечении собственной жизни, любой труд, а главным образом труд научный, становится «трудом на себя» и не приносит утомления, а продуктивность при этом возрастает. Сюда же, кстати, можно отнести возможность регулярных занятий спортом, которую предоставляет Университет (я ходила в бассейн и на теннис).
6. И очередную сотню историй для рассказов внукам.
#интервью #Канаева Эльга #поездки #выпускники #стажировки #формы церковной жизни