Новости
Педагогическая практика студентов ПСТБИ в Варницкой православной гимназии
27-30 октября студенты ПСТБИ Михаил Симчук и Пётр Кривошеев в рамках обучения прошли педагогическую практику в Варницкой православной гимназии, с которой у нашего Университета давно установлены дружеские связи.
В гимназии на условиях полного пансиона по общеобразовательной программе обучаются юноши в 10 и 11классах. Помимо этого они получают начальное богословское образование. Своими впечатлениями о проведении занятий в некоторых классах делятся студенты ПСТБИ, для которых в рамках подготовки к священству является обязательной практика педагогического общения со школьниками.
Михаил Симчук: «Практика показала мне, над чем следует работать в дальнейшем»
Приблизительно, в конце сентября я узнал о предстоящей педагогической практике. Её предстояло пройти всей моей группе в ПСТБИ. К сожалению, на эту практику отправились лишь мы вдвоем – я и Пётр Кривошеев. Стефан Коняев в это время находился на стажировке за границей.
Практику мы должны были проходить в гимназии, которая находится на территории Троице-Сергиевого монастыря в Варницах, у 11-х классов. Последний раз я был в Варницах, когда приезжал туда на хоровой фестиваль в прошлом году в составе хора Богословского факультета ПСТГУ. Тогда я даже представить себе не мог, что мне там предстоит получить такой невероятный опыт общения с людьми.
Честно говоря, после услышанного, от будущего руководителя практики – Ивана Ильича, я был немного шокирован: с одной стороны – казалось, что все будет довольно просто и особых усилий прикладывать не придётся (как я ошибся!), с другой стороны было немного боязно выступать перед незнакомой аудиторией. И все же, я был уверен в том, что практика пройдет благополучно. Ведь с нами работали хорошие руководители, которые знают свое дело. За две недели до отправки в гимназию, Иван Ильич Бакулин организовал дополнительные занятия с преподавателем ПСТБИ – Марией Леонидовной Кожендаевой. Она прекрасно подготовила нас к выступлению перед старшими школьниками, благодаря чему практика прошла в высшей степени хорошо как для нас, так и для гимназистов.
Мария Леонидовна преподавала нам психологию и педагогику годом ранее, на её занятия мы ходили всегда с интересом. На упомянутых предварительных занятиях в этом году, в рамках подготовки к практике она вдохновляла нас и ориентировала на конкретную цель нашей практики. Мария Леонидовна рассказывала о различных методах преподавания и видах школьных уроков, в концентрированном виде повторяла с нами то, о чем шла речь годом ранее. Самое главное, она учила нас не волноваться; наставляла, чтобы когда мы будем вести уроки, мы представляли себя несколько со стороны; уверяла, что у нас все получится.
За два дня до отъезда нам прислали темы наших будущих уроков – это были богословские предметы, которые в Варницкой гимназии преподает наш выпускник, Матфей Владимирович Переверзев. Мне выпал жребий преподавать Новый Завет, а Петру – Историческую литургику.
Наступил тот день, когда мы должны были отправиться в Ростов Великий. По приезде в Варницы после заселения в гостиницу мы сразу приступили к работе. Иван Ильич отправился к директору гимназии брать интервью, а я с Петром к Матфею Владимировичу обсуждать наши занятия.
На следующий день мы сначала посетили обычные гимназические уроки. Во-первых, мы должны были понять для себя, какие методики преподавания того или иного предмета используют преподаватели. Во-вторых, какие тонкости существуют в преподнесении конкретного материала ученикам. И в-третьих, почувствовать ту обстановку, ту аудиторию, с которой в дальнейшем и нам предстояло работать.
Вечером того же дня мы все – Иван Ильич, Петр и я –дружно собрались не только для обсуждения прошедших занятий, но и для того, чтобы окончательно подготовиться к главному дню, в который нам предстояло выступить уже в роли преподавателей. Иван Ильич дал последние инструкции и наставления о том, какие задачи мы должны будем выполнить и как правильно вести себя перед аудиторией. Он предупредил нас и о возможных недостатки и ошибках, которые часто бывают в таких ситуациях.
Мне предстояло вести целых три урока, в отличие от Петра: ему досталось только два урока. Все они проходили в 11-х классах. Я был уверен в том, что все три мои урока будут похожи один на другой, хотя меня всячески в этом разубеждали наставники: как Иван Ильич, так и Матфей Владимирович говорили, что не бывает двух совершенно одинаковых уроков. И они, как оказалось, были совершенно правы.
При подготовке тема уроков у меня была одна: «Евреи Палестины во времена Иисуса Христа: Иудейские партии». Я должен был в рамках одного занятия кратко рассказать об иудейских партиях, которые фигурируют в тексте Нового Завета. Чтобы сделать свои уроки не скучными, я привлекал учеников к совместной работе, вёл с ними диалог. Могу только надеяться, что у меня это получилось.
Первый мой урок прошел в незнакомом мне классе. Этих ребят я не видел на уроках накануне. Поэтому и волновался я намного больше, чем на двух последующих занятиях. Только под конец мне удалось справиться со своим волнением.
На втором и третьем уроке я почувствовал себя более уверенно, поймал «свою волну», и мне было намного проще контролировать аудиторию и предложить совместно поработать. При этом каждый класс был по-своему уникальным. Двух похожих уроков, действительно, не получилось.
Самое же главное для меня заключается в том, что минувшая практика показала мне, над чем следует работать в дальнейшем. Собственно говоря, наверное в этом и заключалась её главная цель.
Во время этой поездки я получил огромное удовольствие, работая не только с руководителями практики: Иваном Ильичом и Матфеем Владимировичем, но также и с лучшим другом – Петром Кривошеевым, с которым мы вместе проходили эту практику. Как руководители, так и мой друг приняли в моей практике своё неоценимое участие.
Пётр Кривошеев: «Возвращение домой»
Данная педагогическая практика в рамках обучения в ПСТБИ для меня имела особое значение: дело в том, что Варницкая гимназия, в которой мы проходили эту практику, для меня является вторым домом. Я родился и вырос в Подмосковье, а вот в десятом и одиннадцатом классах учился вдали от дома, в маленьком и совсем не прельщающем своей инфраструктурой городе - Ростове.
Город с уникальной историей и памятниками, город от года первого упоминания о котором в летописях идет счет лет существования нашего единого государства. В добавок ко всему, этот город является родиной прп. СергияРадонежского. И сам Варницкий монастырь, возникший в середине второго тысячелетия, основан был на том самом месте, где располагалось жилище ростовских бояр Кирилла и Марии – родителей игумена Земли Русской. Видимо, так уж было усмотрено Провидением, что монашеская жизнь не прославила это место в такой степени, как это случилось с Троицкой Лаврой самого преподобного Сергия, но тем не менее монастырь постепенно разросся, и связано это в первую очередь с тем, что в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители создаётся мужская гимназия, своего рода первая ступень на пути получения духовного богословского образования.
Если вдруг Вам доведётся побывать там, то первое впечатление от увиденного может не передать подлинную картину той жизни, которая действительно наполняет это место. Приглушённый цвет стен, длинные коридоры, скудное освящение - все это автоматически совместиться в Вашем сознании с болотами, камышами, ивами и среди всего этого белоснежными стенами корпусов и храмов монастыря. В каком-то смысле Варницы вполне можно было бы назвать русским Йоркширом. А если вдруг Вы окажитесь там поздней осенью или зимой, то Вы быстро поймёте, как же сильно все это сказывается на Вашем настроении и эмоциях.
Что же касается жизни Гимназии, ребят, которые там учатся можно смело назвать счастливчиками: большинство предметов, которые там изучают, преподаются на необычайно высоком, практически университетском уровне. Особого внимания заслуживает именно гуманитарный блок дисциплин - лучшие педагоги региона являются бессменными преподавателями Варницкой гимназии. И уж если говорить о своей практике в alma mater, то надо честно признать, я был счастлив и горд, что спустя несколько лет по окончании Гимназии снова оказался у доски, но в несколько иной роли.
В завершение, хотелось бы пожелать всем нынешним насельникам одного — терпения. Это наверное самый важный компонент как в общей, пансионной жизни гимназистов, так и в процессе обучения в целом. Терпения, которое позволит сделать самое главное — победить самого себя, побороться с самим собой, или только попытаться это сделать. В любом случае этот опыт достоин уважения.
Иван Бакулин: впечатления руководителя
Начну, пожалуй, с жалоб. Проводить педагогическую практику для студентов ПСТБИ - это дело трудное. Студенты института - люди весьма и весьма загруженные учебным процессом. Это относится ко всем вообще студентам Богословского факультета ПСТГУ: те, кто не выдерживает нашей нагрузки, до III курса, на котором и проходит педагогическая практика, обычно не доживают. Но в особенности трудно студентам ПСТБИ: к учебным дисциплинам Богословского факультета у них добавляются дисциплины пастырской направленности и регулярные обязательные богослужения. Понятно, что с одной стороны при таких условиях надолго вырывать человека из учебного процесса невозможно, но с другой стороны для приобретения устойчивых навыков педагогической деятельности требуется длительное время, а не пара дней, как в нашем случае.
Тем не менее в ПСТБИ на II году обучения есть курс педагогики, а педагогическая практика в начале III курса является некоторым итогом этого курса: у студентов есть шанс на собственном опыте почувствовать, что значит учить других.
В этом году впервые педагогическая практика ПСТБИ проходила в Варницкой гимназии, директором которой уже второй год является выпускник Богословского факультета ПСТГУ иерей Дмитрий Диденко. Практикантов в этом году было двое: Михаил Симчук и Пётр Кривошеев. Последний сам окончил Варницкую гимназию, так что для него эта практика оказалась возвращением домой, но уже в новом качестве.
Как я уже сказал, на практику отводилось два дня. В первый день наши практиканты ходили на уроки, которые учителя гимназии вели в тех классах (в данном случае 11-х), в которые практикантам предстояло войти в качестве учителей на следующий день. Основные задачи такой пассивной практики в том, чтобы во-первых увидеть, как те педагогические приёмы, о которых студенты уже знали из теоретических занятий, выглядят в реальной «боевой» обстановке, а во-вторых составить себе определенное представление о тех классах, в которых на следующий день предстояло преподавать.
В субботу наши студенты на один учебный день стали учителями. Михаилу выпало вести занятия по Основам Православного вероучения - ему предстояло познакомить учащихся с теми религиозными и политическими течениями, которые существовали в Палестине во времена Иисуса Христа. Петру выпало вести занятия по Исторической литургике: он должен был рассказать о тех особенностях, которые христианское богослужение приобрело в III веке на Востоке и на Западе.
Руководителем практики от гимназии выступил Матфей Владимирович Переверзев, также выпускник Богословского факультета ПСТГУ. Темы предстоящих уроков были указаны им за неделю до нашего приезда, а в сам день приезда он в течении нескольких часов обсуждал с нашими практикантами предстоящие им уроки.
Вечер накануне активной фазы практики прошел в последних приготовлениях.
А на следующий день были сами уроки…
Я не считаю правильным выносить на публику свои впечатления от педагогических опытов наших практикантов, хотя я присутствовал на всех уроках и по итогам практики мы обсуждали со студентами, чего им удалось достичь, а над чем еще предстоит работать. Причем свои впечатления от практики Матфей Владимирович, я и сами студенты по итогам уроков писали независимо друг от друга. Такое сравнение собственных впечатлений с взглядом со стороны двух независимых друг от друга людей дает очень важный и богатый материал для самоанализа.
Практика позволила достичь главного , на мой взгляд: студенты сделали огромный шаг на пути осознания своих сильных и слабых сторон и получили рекомендации, которые, как я надеюсь, помогут им в дальнейшей работе над собой как в профессиональном, так и в личном плане.
#поездки #Варницкая гимназия #Бакулин Иван #осознанная вера