Версия для слабовидящих

Новости

В ПСТГУ прошли две встречи из цикла "Беседы о традционной культуре"

В главном здании ПСТГУ в Лиховом переулке прошли две встречи, посвящённые традиционной народной культуре. 24 октября исполнительница старинной музыки и исследователь фольклора Варвара Котова рассказывала про духовные стихи. 31 октября собиратель и исследователь русской традиционной музыки Михаил Горшков представил слушателям дудку как народный музыкальный инструмент.

Темой беседы с Варварой Котовой стало место духовных стихов в современном мире.

Русские духовные стихи - уникальный жанр народной культуры, объединяющий русскую традиционную песню и богослужебное пение. Варвара Котова считает, что духовные стихи - это произведения с благодарственными, покаянными или житийными сюжетами, не используемые, однако, в богослужении. Можно провести параллель между духовной поэзией и акафистами, не являющимися храмовой гимнографией, но вошедшими в практику домашней молитвы. «Духовные стихи - это разновидность народной или домашней молитвы», - считает Варвара Котова.

Традиция духовных стихов всегда была церковной: они записывались в богослужебных сборниках - иногда на полях, а иногда наравне с богослужебными текстами. Так происходит и сегодня, например, в Сербской Церкви, где в молитвословах могут напечатать несколько духовных стихов. Народные исполнители свидетельствуют: «Спеть духовный стих - как помолиться». На вопрос, совпадают ли мелодии знаменного пения и духовных стихов, Варвара Котова отвечает положительно; знаменные, а также гласовые мелодии были одни и те же: «Их придумывали монахи, то есть это было домашнее или монашеское музицирование». Существует множество вариантов и сюжетов духовных стихов. В дореволюционное и советское время был опубликован богатый этнографический материал: рукописные тексты, расшифровки нотаций.

Варвара Котова рассказала о том, что значительное количество духовных стихов - сербские, немецкие, польские, французские - полностью повторяют сюжеты друг друга и совпадают с русскими духовными стихами, хотя и создавались независимо. Примером повсеместно распространенного сюжета может быть Хождение Богородицы по мукам или Сон Пресвятой Богородицы.

Лектор, Михаил Горшков — собиратель и исследователь русской традиционной музыки, организатор и участник фольклорных экспедиций в разные регионы России — не только рассказал о строении дудки, о её видах и особенностях изготовления, но и сам показал приемы игры и разные музыкальные мотивы. Музыкант не обошёл стороной и восприятие народным сознанием звукового пространства, которое создаёт музыкальный инструмент — влияние его как нас самого человека, так и на внешнюю среду.

Другой важной частью встречи был рассказ и показ экспедиционных фильмов, фотографий и звукозаписей. Вниманию зрителей были представлены документальные материалы о носителях и даже создателях народной музыкальной культуры, которые пока ещё встречаются в разных далёких уголках нашей страны.

По материалам сайта ПСТГУ

Фотографии: Сергей Пронин

#народная культура #лекторий #нравственный идеал

02 ноября 2016
Яндекс.Метрика