Новости

Проект «Великая суббота»

Зачем люди приходят в храм освящать куличи? Представляем вам еще один проект лаборатории Социология Религии в беседе с ее сотрудником Е.В. Надеждиной. Акция, о которой идет речь в интервью, прошла в Великую Субботу этого года, однако исследование только начинается.

Евгения Владимировна, расскажите, пожалуйста, о проекте «Великая суббота».

«Великая суббота» – это все-таки не официальное, а условное название. К нам обратился управляющий Восточным викариатством Москвы епископ Пантелеимон (Шатов). Владыка выразил обеспокоенность тем, что значительное количество наших сограждан приходят в храмы в преддверии Пасхи для того, чтобы освятить куличи, пасхи и пасхальные яйца, и при этом практически не участвует в богослужебной жизни Церкви и не приступает к церковным таинствам. Для того чтобы выяснить, почему так поисходит, мы провели масштабное исследование. Причины такого положения вещей, как мы предполагаем, гораздо глубже, чем те, которые, как кажется, лежат на поверхности.

Это ваша рабочая гипотеза?

Рабочих гипотез у нас несколько. Для их проверки 30 апреля был проведен анкетный опрос в храмах Восточного викариатства. Всех, пришедших на освящение куличей, просили заполнить анкету. Уникальность ситуации в том, что исследование проводилось одновременно в 30 храмах, что позволило одновременно опросить довольно большое количество респондентов. Масштаб этого проекта уникален, не каждый полевой социолог имеет в своем профессиональном багаже подобный опыт.

Сколько человек непосредственно работало «в поле» и сколько человек Вы намеревались опросить?

Были задействованы все сотрудники лаборатории Социологии религии (11 человек). Своими силами мы, естественно, не справились бы, поэтому нам помогли волонтеры викариатства (сто волонтеров были подготовлены специально для участия в этом проекте), студенты ПСТГУ, люди, назначенные настоятелями в храмах, в свою очередь последние привлекли добровольцев из числа прихожан, кроме того.

Было задействовано порядка 200 человек. Кто-то раздавал анкеты и отвечал на вопросы пришедших на освящение куличей, кто-то – координировал сам процесс проведения опроса по храмам.

Нам помогали волонтеры-водители, а после окончания опроса анкеты собрали и передали ответственному за обработку данных. Прогнозировать количество опрошенных заранее нам было довольно трудно: число людей, приходящих в храмы в этот день, год от года разнится, а в этом году Пасха совпадает с первыми майскими праздниками. Скажу только, что для раздачи в храмах было подготовлено 30 тысяч анкет.

У многих было открытие дачного сезона?

Да, открытие дачного сезона и длинные выходные. Причем Великая суббота приходилась на первый день из череды выходных дней. Поэтому некоторые настоятели предполагали, что в этом году людей придет меньше, чем обычно. Мы, напротив, полагали, что людей придет больше обычного: кто-то не поедет на дачу в субботу, многие, возможно, заедут в храм по пути на дачу. Кроме того, в силу экономической ситуации в стране, вероятно представлялось, что те люди, которые раньше уезжали на майские праздники к теплым морям, сейчас не смогут этого сделать. При этом у людей наблюдается общее стремление прикоснуться к любым святыням (поклонение поясу Пресвятой Богородицы и Дарами волхвов). Было предположение, что люди стали интенсивнее вовлекаться в такого рода акции.


Вопрос в том, кого вы не увидели. Какое количество людей, которые в обычные Великие субботы приезжают в московские храмы, чтобы освятить куличи и пасхи, в этот раз оказалось в сельских храмах по пути на дачу?

Да, действительно часть потенциальных респондентов в этот день была уже за пределами Москвы. Для нас важно было охватить максимально возможное количество тех, кто придет на освящение в храмы восточного викариатства. Разумеется, мы не смогли провести сплошной опрос: это не под силу ни одной организации. Мы работали с теми, кто пришел. Кроме того, практика социологических опросов показывает, что при любом количестве опрашиваемых возврат анкет обычно составляет около четверти – такова специфика полевых исследований.

На какую степень репрезентативности вы претендуете?

… Фактически у нас получилась сплошная выборка. Для нас было методически важно, чтобы процедура унифицировано проводилась во всех храмах: опрос начинался одновременно после окончания Литургии. Мы раздавали анкеты до момента окончания освящения куличей, так что нам пришлось работать в течение всего дня.

Каким образом вы планируете выяснить, по какой причине люди, приходящие освятить куличи и пасхи, тем не менее в регулярной богослужебной жизни Церкви не участвуют?

Мы провели предварительную работу теоретического характера: обсудили ряд теоретических концепций и выдвинули возможные гипотезы, под каждую гипотезу предложен свой ряд индикаторов, которые трансформированы в анкетные вопросы.

Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.

Во-первых, мы выясняем общий уровень религиозности респондентов: как часто люди приходят в храм вообще. Есть же люди, которые приходят в храм только пару раз в год, и здесь интересно посмотреть, не является ли для них процедура освящения куличей чем-то вроде похода в супермаркет, когда они получают какие-то блага, только здесь они приурочены к какой-то дате. Вторая группа, которая, как мы полагаем, может быть выявлена, — это люди, посещающие храм несколько чаще: скажем, они знают про двунадесятые праздники и приходят не только на Крещение и на Пасху, но еще на Благовещение, на Троицу. Таких людей уже нельзя назвать слишком уж далекими от Церкви, но и вовлеченность их в регулярную церковную жизнь тоже остается под вопросом. И третья группа — это люди, которые не только называют себя православными, но и регулярно участвуют в богослужениях. В общероссийском масштабе число таких людей колеблется где-то в пределах 5–7%.

Вторая наша задача – узнать, почему респонденты из первых двух групп не ходят в храмы регулярно. Может быть, им недостает храмов «шаговой доступности»?

Или люди ничего не знают о том, что такое богослужение, что во время него происходит происходит в храме, зачем вообще нужны регулярные богослужения? Вопрос, который поставил перед нами владыка Пантелеимон, можно сформулировать таким образом: что могут сделать приходские храмы для того, чтобы большее количество людей интегрировалось в церковную жизнь?

Ряд вопросов касается того, как в семье респондентов было принято проводить пасхальные дни. Здесь возможен широкий спектр ответов: У многих наших сограждан в семье в этот день было принято ходить на кладбище, хотя, казалось бы, уже широко известно, что праздник Пасхи – это праздник Воскресения, и посещение кладбищ в этот день неуместно. Легко объяснить живучесть этой традиции тем, что в советские времена люди в пику режиму ходили на кладбище с определенной мотивацией: «уж на кладбище вы нам не запретите собираться». Нам же кажется, что здесь есть какие-то более глубокие мотивы, которые мы бы хотели выявить.

Теперь нам предстоит анализировать полученные результаты и строить объяснительные модели в соответствии с имеющимся теоретическим материалом.

Все же это разовый проект или задел на какую-то будущую работу? Ведь аналогичные полевые исследования можно проводить, скажем, в праздник Крещения Господня…

Важный вопрос... Конечно, было бы замечательно, если бы в течение года мы могли проводить аналогичные исследования несколько раз, но тут, к сожалению, встают вопросы и организационного, и материального порядка, все-таки проведение таких масштабных опросов - это довольно сложная и дорогостоящая процедура. Конечно, если на то будет воля Божия, мы, например, с удовольствием повторили бы исследование через год, и сравнили результаты. Но пока мы предполагаем, что те данные, которые мы получили сейчас, станут заделом для дальнейшей работы. Поскольку полученные данные, как мы надеемся, позволят нам не только подтвердить или опровергнуть рабочие гипотезы, но и послужат базой для последующих исследовательских проектов лаборатории. Так что исследование, имеющее рабочее название «Великая Суббота», не завершится написанием отчета для епископа, мы намерены продолжать работу в этом проблемном поле.

Когда планируется представить первые результаты? Я имею в виду не отчет преосвященному владыке, хотя это тоже важно, а научные публикации.

Мы запланировали две недели на кодировку и ввод данных, еще неделя – на технические процедуры, связанные с чисткой массива. Сейчас уже начинается собственно аналитическая работа с количественными данными. Во второй декаде июня мы надеемся получить первые предварительные результаты опроса и провести их обсуждение. Так что первые научные публикации, которые будут презентовать наши выводы научному сообществу и широкой публике, ожидаются приблизительно через полгода.

Благодарю Вас за интересную беседу и желаю успехов в реализации важного и интересного проекта.

Спасибо большое!

Беседовал Иван Бакулин

Фотографии чтеца Дениса Савченко

#интервью #соцрел #рост Церкви

04 июня 2016