Новости
Священник Евгений Шилов: «Мы жили Университетом…»
Отец Евгений Шилов окончил ПСТГУ в 2005 году. С этого же года начал преподавать в нашем университете. Мы попросили отца Евгения вспомнить о годах учебы и порассуждать о современном положении дел в области богословского образования. Мнение отца Евгения интересно тем, что ему довелось на себе испытать особенности как семинарской так и университетской систем обучения. Причем как в качестве студента, так и в качестве преподавателя.
Отец Евгений, расскажите пожалуйста немного о себе: когда и как В
Я родом из Владимирской области. Все началось, наверное, с 1990 года, когда у нас открылась воскресная школа при храме. До сих пор помню: я учился еще в музыкальной школе, когда пришел к маме (она была заведующей библиотекой), и она показала мне районную газету, в которой было опубликовано объявление, что открывается воскресная школа. С этого все началось. Это было для нас, в некоторой степени, неожиданностью - тогда школы еще не открывались, поэтому народу было много - 83 человека…
А потом постепенно люди стали отсеиваться и остался какой-то костяк, люди, которые до сих пор остаются постоянными прихожанами этого храма.
Сколько Вам было тогда лет?
Мне было 9 лет.
И что это был за приход?
Это храм Крестовоздвижения Господня в городе Вязники Владимирской области.
Далеко от Владимира?
90 км в сторону Нижнего Новгорода.
Порядочно…
С этого все началось. Потом я стал ходить на службы – хотя тогда я в них ничего не понимал... До этого момента я интересовался церковной тематикой. Было много вопросов… Иногда я с бабушкой приходил на какие-то праздники, но назвать нас прихожанами, я думаю, вряд ли можно было...
А Ваши родители?
Родители не церковные, хотя крещеными все были. В принципе, всё началось именно с храма: сначала я алтарничал, помогал на клиросе, а в 1993, уже на третий год, когда мне было 11 лет, меня попросили вести детскую воскресную школу. Вз
И всё же - как Вы решились, отучившись год в семинарии, сменить образовательное учреждение?
Я понимал, что тот уровень образования, который я хотел получить, там я не получу. Это была заочная семинария, что, во-первых, меня не устраивало из-за вопросов, связанных с призывом в армию, а, во-вторых, из-за уровня образования. На некоторых дисциплинах мне очень хотелось в чём-то разобраться, с чем я самостоятельно справиться не мог, но преподаватель говорил о чем-то другом, опуская какие-то важные моменты, считая их общеизвестными и очевидными. Конечно, мне хотелось узнать больше, поэтому и появилось желание чего-то более фундаментального.
Вопрос о государственном дипломе тогда Вас не интересовал?
Нет.
И вы уже твердо знали, что хотите стать священником?
Сложно сказать. Наверное, какое-то желание было, где-то внутри.
Но твёрдого решения ещё не было?
Наверное, я считал, что будет дерзновением с моей стороны этого желать…
У вас были какие-то представления о том, чем Вы будете заниматься после окончания духовного
В первую очередь, мне хотелось ответить себе на вопросы, которые стояли передо мной. Ну, грубо говоря, быть образованным человеком в той сфере, которая мне интересна.
То есть это был личный интерес, и каких-то будущих профессиональных планов тогда еще не строили?
Да, не строил
Вы поступали в Свято-Тихоновский университет на первый курс?
Били ли проблемы с поступлением?
Да, я поступал на первый курс. Первый раз я историю России не сдал. Все остальное - сдал, а историю не сдал. Потом все пересдал и поступил.
У Вас за плечами, пусть и заочный, но, все-таки, год в семинарской системе. Как бы Вы могли охарактеризовать разницу между семинарией и Свято-Тихоновским институтом?
Мне кажется, что я могу неплохо сравнить семинарскую систему с ПСТГУ, поскольку я сейчас преподаю в Николо-Угрешской семинарии.
Если отмести то мое знание семинарской системы, которое у меня есть теперь, и попытаться вернуться прошлое, то, наверное, семинария, все же, ставит перед собой цель готовить будущих священнослужителей для Церкви, либо восполнить недостаток образования у тех кто принял сан, не имея духовного образования. Научных задач она перед собой не видит, подобных целей не ставит. Поэтому с точки зрения уровня научной подготовки, в принципе, уровень у семинарии низкий. Это, наверное, не только в России: недавно я разговаривал с румынскими богословами… Семинария – это такая школа, после обучения в которой можно принять сан
Какие у Вас впечатления от учебы на Богословском факультете?
Положительные. Мы жили Университетом. Когда я, например, сравниваю себя, студента, со студентами современными, я понимаю, что мы были более цельными, мы полностью жили в Университете, мы были студентами в полном смысле - никакой другой жизни у нас не было: мы целыми днями, сутками, неделями, годами проводили здесь.
Вы жили в общежитии?
Нет. Тогда. Я учился в те годы, когда еще не было общежития: с 1999 по 2005.
Учиться трудно было?
Да, трудно.
Какие предметы вызывали наибольшие сложности?
Те, к которым я не расположен: например, литургика.
Речь идет об исторической литургике или Богослужебном Уставе?
Об Уставе.
Интересно слышать такое от священника. Чем же Вам этот предмет так не угодил?
Не то, чтобы
Как Вам представляется возможная практика, особенно учитывая, полностью Типикон у нас нигде не исполняется?
Ну, по крайней мере, даже то, что мы исполняем на практике, непонятно, если мы изучаем только теорию, и практики у нас нет.
Теперь мы перешли к определенным недостаткам образования. Чего Вам не хватало в годы студенчества, и чего, с Вашей точки зрения, не хватает нашим нынешним студентам в перспективе их возможного будущего рукоположения в священный сан?
Я могу судить лишь на примере своей группы. У нас ни один из доучившихся не планировал или, по крайней мере, никогда не говорил о том, что хочет быть священнослужителем. Для нас это всегда было за скобками - мы такие вещи не обсуждали. Может быть, если бы тогда нам прямо задали этот вопрос, то мы бы ответили: «да, мы хотим», но открыто об этом никто не говорил. Наверное, поэтому мы поступали сюда, а не в семинарию. Здесь – другой уровень знаний, людей готовят, как мне казалось, для иных целей: не только быть священником, но и иметь возможность заниматься наукой, глубоко разбираться в каких-то вопросах.
Мне кажется, тогда нам всего хватало, хоть мы и не задумывались над этим. По крайней мере, если посмотреть на современную молодёжь, нынешних студентов, то им явно не хватает какой-то цельности: они сидят на лекциях, слушают, приходят на экзамены, сдают их, но в них нет увлечённости, вовлеченности. Может, это связано с тем, что сейчас информация более доступна, а социальные сети и многое другое отвлекают их от момента «здесь и сейчас».
Это проблема студентов, или это проблема преподавателей?
Мне кажется, это проблема студентов.
Я спрашиваю потому, что, может быть, это проблема с обеих сторон.С одной стороны, студент может скучать на лекции потому, что он уже давно прочитал то, о чем ему рассказывает преподаватель в книжках, по которым сам же этот преподаватель учился. С другой стороны,
Мне кажется, есть и объективный, и субъективный момент в том, что вы сказали. С одной стороны, студент не научен в школе самостоятельно работать с текстом, и, если ему его просто задавать, он его может прочитать, но всё равно многого не поймет. Я это помню по себе: когда я был на первом курсе и читал книги, многого не понимал. В этом случае объяснения преподавателей очень помогали.
С другой стороны, у многих, может быть, совсем нет мотивации. В последнее время, мне кажется, наш Университет становится каким-то брендом. Хорошо, если ты студент ПСТГУ - это уже некоторая марка, поэтому многие студенты приходят сюда, хотя до конца даже не понимают, что они хотят здесь
То есть некоторым нашим студентам непонятно зачем получать столь глубокие знания?
Да, и когда их спрашиваешь: что вы будете делать со знаниями, которые вы здесь получите? Многие говорят: не знаем.
Означает ли это, что, если человек твердо решил служить Церкви в священном сане, но у него нет желания глубоко разобраться в вопросах веры и быть готовым к какому-то еще пастырскому служению, кроме чисто богослужебного, то ему следует поступать не к нам, а, скажем, в семинарию?
Я думаю, да, если это вообще верная постановка вопроса для человека, желающего принять сан.
Идет ли речь о любой семинарии, или, если мы говорим о семинариях ведущих: Санкт-Петербургская, Сретенская Семинария, Московская Духовная Академия, то в таком случае выбор уже оказывается не между наукой и практикой, а всего-навсего между формами преподавания этой науки?
Это зависит от человека: если он хочет получить какие-то более серьезные знания, если он понимает, что те знания, которые он имеет о Церкви, ему недостаточны, то он уже сам должен выбирать, какая форма ему будет пригодна. Когда я учился в семинарии, я, к примеру, видел, что там очень разные семинаристы. Были там и священники, которых просто вынудили получить бумагу о том, что они семинарию окончили
Ну да, епископ благословил, чтобы все клирики, не имеющее семинарского образования, его получили: владыка благословил – надо выполнять послушание.
Когда мы приезжали на заочный сектор, это было видно: такие священники отдыхали. Я понимаю: они вырвались от службы, от бытовых забот, и там они были предоставлены сами себе – они просто устали и им как бы неинтересны читаемые лекции: на зачет они придут, что-нибудь наговорят (всё же священник что-то всегда сказать может и что-то, конечно, знает), но видно, что им это совершенно не нужно. Однако были и другие люди – начитанные, интересные, с которыми мы ночами сидели, разговаривали - так что уровень у всех разный.
Беседовал Иван Бакулин. Продолжение следует…