Версия для слабовидящих

Новости

Цель Богословского факультета – готовить достойных людей для церковного служения

Предлагаем нашим читателям заключительную часть интервью с отцом Павлом Крысановым. В ходе разговора были подняты важные для наших выпускников вопросы трудоустройства после окончания Богословского факультета ПСТГУ: ведь учеба в университете, как и все в этой жизни, рано или поздно кончается, а далее приходится думать о том, где применять полученные в ходе обучения знания. Кроме того важным является вопрос достойной оплаты трудов выпускника. Мнение отца Павла – молодого священника и настоятеля представляется весьма интересным и актуальным.

-Отец Павел, в то время, когда Вы еще училис ь, у нас такого разделения как ПСТГУ и ПСТБИ не существовало, но был пастырский семинар. Вы участвовали в его работе?

Да.

- Расскажите, пожалуйста, что это такое? Что там было, кто встречался с вами, о чем там шла речь?

Мне запомнился такой формат пастырского семинара, когда приглашали какого-нибудь гостя, задавалась определенная тема, и она обсуждалась в ходе встречи. Иногда гостем был кто-то из духовников епархии, который рассказывал о своем опыте, либо кто-то из богословов, церковных ученых. Я хорошо запомнил отца Валерьяна Кречетова. Были священники, которые несли особое служение: например, о. Василии Секачев нам рассказывал о больничном служении. ПСТБИ я уже не застал, но я считаю, что мне достаточно было старого формата . Интересен был рассказ о чьем-то живом опыте. Помню еще службы, на которые собирались ребята, хотевшие принять сан: пастырская практика. Мне было достаточно такой свободной формы, я ей остался доволен.

- Давайте тогда немного пофантазируем: допустим, Вам поручено сейчас подумать об улучшении подготовки к пастырскому служению на богословском факультете Свято – Тихоновского университета. Исходя из Вашего опыта приходского служения, что бы вы предложили включить в эту программу? Чего, может быть, не хватало Вам? Что бы Вы хотели бы, чтобы наши студенты узнали, чтобы им это помогло в будущем служении?

- Насколько я знаю, в Московской областной епархии, если ставленники не имеют определенной оценки и количества часов по пастырским предметам, то их направляют на дополнительную подготовку в Коломенскую семинарию. Мне кажется, было бы очень хорошо университетскому руководству ознакомиться с тем, что же такого особенного есть в семинарской программе.

- Какие это пастырские предметы?

- Мне трудно сказать. Ну, вероятно, литургика, пастыркое богословие, гомилетика: чтобы человек умел хорошо говорить.

- А проповеднической практики и гомилетики или того же самого пастырского богословия в те годы, когда вы учились на богословском факультете, не было?

- Было пастырское богословие: по группам, программа немножко отличалась у разных групп. В моей группе был предмет, я уже и забыл, как он назывался, может быть, даже гомилетика. Были семинары, которые вел Олег Викторович Скляров - они очень нравились. Ну а богослужебный устав был просто в обязательной учебной программе.

- А были проблемы, связанные как раз с отсутствием у Вас диплома о духовном образовании?

- Нет, когда я стал священником, вышеупомянутые правила ещё не были введены, поэтому принимались те документы об образовании, которые на тот момент выдавал ПСТГУ: основной государственный диплом и дополнительный; в последнем, кстати, все необходимые дисциплины у нас были. Это сейчас, насколько я знаю, произошли изменения: некоторые дисциплины убрали из основной программы Богословского факультета и перенесли в ПСТБИ.

- Да это так. Ректор университета обсуждал этот вопрос с Митрополитом Ювеналием и есть очень четкие договоренности об объеме программы. Диплом ПСТБИ полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к пастырской подготовке ставленников. Так что эта проблема была сразу снята.

Отец Павел, как приходской священник, как настоятель, скажите, хотели бы Вы видеть выпускников Свято-Тихоновского университета у себя на приходских служениях и на каких именно? Какими навыками должен обладать такой человек? Какие пути применить свое богословское образование, кроме очевидной возможности принятия сана (это, разумеется, самый естественный путь для выпускника ПСТБИ), Вам видятся?

- Речь идет о выпускниках Богословского факультета?

- Да.

- Возможность преподавать в воскресной школе, конечно, помощь в организации приходской жизни.

- Что значит организация приходской жизни? Это же все-таки задача священника.

- Смотря какую сферу брать. Разные приходы есть: в некоторых приходах, конечно, нереально создать те же молодёжные клубы. Но вот в больших храмах, где много прихожан, где много молодёжи, которой требуются какие-то свои досуговые занятия – там это очень нужно.

- Разве это не профиль Миссионерского факультета?

- С выпускниками Миссионерского факультета я не так хорошо знаком. Может быть, это действительно их профиль. Но, все-таки, я думаю, что выпускник Богословского факультета был бы предпочтительнее даже для организации молодёжного клуба. Мне представляется, что знания у студента Богословского факультета шире, чем у студента Миссионерского факультета. В такой работе недостаточно одной организационной деятельности: важно наполнение.

- В связи с этим возникает еще один вопрос: понятно, что для любого настоятеля подобного рода дополнительные приходские виды деятельности - это расходная статья приходского бюджета.

- Да.

- Ну а с другой стороны, молодой человек, который, по тем или иным причинам, священный сан не ринимает (или по причинам очевидно уважительным: скажем он не женат, но видит себя семейным священником, или в принципе человек не считает себя пригодным к священнослужению), но при этом хочет служить Церкви в рамках приходской работы - тогда у него возникает естественный вопрос об уровне дохода: как совместить это понятное радение настоятеля о храмовом бюджете с данной, очевидно расходной статьей этого самого бюджета?

- Ну здесь нужно, чтобы такой человек нашел свой приход. Есть приходы, которые действительно нуждаются в таких людях: не священниках, а приходских работниках – мирянах.

- Ну а может ли человек, который будет профессионально и регулярно заниматься этой деятельностью, позволить себе не думать о каких-то альтернативных источниках дохода?

- Не знаю. Надеюсь, что так может быть.

- А есть ли примеры среди Ваших знакомых?

- Пожалуй, все, кого я сейчас вспоминаю, где-то еще работают. У меня были такие мысли, что подобные проекты возможно было бы организовать силами нескольких приходов. Тогда возглавлять такой проект и работать в нем мог бы богословски образованный мирянин. В этом случае он мог бы только этим и заниматься - это было бы основной сферой его деятельности. Но пока, конечно, это скорее из области фантастики. Пожалуй, я соглашусь, что затруднительно представить человека, который сейчас за счет этой деятельности мог бы жить, не работая где-либо ещё.

- Сохранились ли у Вас связи с ПСТГУ?

- Я регулярно общаюсь с людьми, которые там сейчас учатся и преподают, интересуюсь жизнью университета, хоть и нечасто, но все-таки приезжаю на некоторые богослужения. Общаюсь с выпускниками. Некоторые студенты и даже только собирающиеся поступать в ПСТГУ люди находят меня через социальные сети сами и спрашивают о возможностях взять на себя те или иные приходские послушания. Недавно я направил одну девочку (прихожанку нашего храма) учиться в ПСТГУ. Она теперь студентка 2 курса. Приглашаю к себе преподавателей побеседовать с прихожанами.

- Отчасти на следующий вопрос Вы уже ответили, но все же, как Вам видится, как еще наш университет мог бы помочь Вашему приходу?

- Университет в целом?

- Возьмем уже конкретно богословский факультет и ПСТБИ.

- Можно было бы направлять студентов на практику - это было бы здорово. Прежде всего для самих студентов, которые бы окунулись в реальную приходскую жизнь, и для священника была бы определенная помощь. Может быть, они потом стали бы сотрудниками храма.

- Еще один вопрос: представьте себе такую ситуацию, хотя может Вам и не нужно ее представлять: подходит к Вам «юноша пылкий со взором горящим», и говорит, что желает стать священником. Он скоро оканчивает школу. Допустим, Вы уже убедились в том, что это не случайное желание, а действительно твердая устремлённость. А дальше возникает вопрос, куда ему поступать: в семинарию или в ПСТГУ. Опять же, допустим, что налицо идеальная ситуация: человек не привязан к дому в силу особых обстоятельств. То есть в принципе он может позволить себе 4 или 5 лет своей жизни провести за монастырскими стенами, но при этом может и готов обучаться и на Богословском факультете ПСТГУ. Скажите пожалуйста, из каких бы критериев вы исходили, давая ту или иную рекомендацию?

- Ну решение мы бы, естественно, принимали исходя из его склонностей и стремлений, хотя мои собственные симпатии, конечно, в пользу ПСТГУ.

- Какова главная цель Богословского факультета, с вашей точки зрения?- Готовить достойных людей для церковного служения (в первую очередь, для священнического) и давать им достойное образование и хорошее воспитание.

- А то, что студенты у нас, как иногда шутят, живут с 1 по 4 курс бакалавриата в таком состоянии весёлого отчаяния от того самого груза, который на них сваливается?

- Это очень хорошо, я считаю.

- Естественно, Вы-то ПСТГУ уже окончили…

- В плане учебной нагрузки, спуску я бы давать не стал. Такая нагрузка мне кажется полезной.

- Отец Павел, спасибо Вам за то, что согласились дать это интервью. Желаю помощи Божьей в Вашем служении. Я очень надеюсь, что связи между Вами и нашим университетом и дальше будут крепнуть ко благу и Вашего прихода, и Вашей общины, и университета, для служения Церкви Христовой.

От редакции: сейчас на плечи отца Павла легли дополнительные заботы о возведении большого храма в честь великомученицы Марины в поселке Битца, по соседству с поселком Дубровский. Таким образом, отец Павел сейчас является настоятелем сразу двух храмов: действующего - Боголюбского и строящегося - великомученицы Марины. В конце минувшего года, 27 декабря было совершено освящение крестов и куполов для возводимого храма, а ранее, в октябре, были установлены колокола. И уже в этом году, 8 января в день празднования Собора Пресвятой Богородицы в возводимом храме была совершена первая Божественная Литургия.

#Крысанов Павел

10 января 2015
Яндекс.Метрика