Версия для слабовидящих

Новости

Вышел свежий номер Вестника ПСТГУ: Богословие. Философия.

ышел новый номер нашего вестника.
На сайте ПСТГУ выложен очередной, последний в этом году, номер Вестника ПСТГУ сер. 1. Богословие. Философия.
В разделе «Богословие» о. Павел Хондзинский предлагает захватывающий интеллектуальный детектив — поиски истока цитаты, традиционно приписываемой преп. Сергию, но не обнаруживаемой ни в одном из древних Жити й. В результате читатель осознает, насколько сильно наши представления о древней традиции определяются вкладом русской религиозной мысли XIX – XX века в ее понимание.
В том же разделе прот. Н. Емельянов и И.В. Павлюткин предлагают новый взгляд на проблему университета и места в нем богословия: ключевым понятием здесь может стать понятия дара и обмена дарами, как принципиально неутилитарного отношения. Неудивительно, что в центре внимания при таком подхода оказывается такое странное образование как «православный университет».
В разделе «Философия» - концептуальная статья В.К. Шохина «Философская теология и библейская герменевтика: дискурс о постструктуралистском вызове» - в которой этот самый вызов подвергается порядочной деконструкции или даже «деструкции», причем совсем не в хайдеггеровском смысле. Любопытным, хотя и небесспорным, образом он сопоставляется при этом со вполне укорененном в традиции «александрийским» подходом.
Раздел «Религиоведение» изобилует материалами. В нем:
Статья К.Ю. Бурмистрова и Марии Эндель «О божественных именах в еврейском мистицизме». В статье очень профессионально рассказывается о таких вещах как Сэфер Йецира, и о таких людях как Йосеф Гикатила и Авраам Абулафия, выявляются основные тенденции в понимании божественных имен в средневековой каббале.
Статьи, написанные в рамках проекта «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте»:
Ксения Ко лкунова и Татьяна Малевич пишут о функционировании понятия «духовность» в современном российском научном контексте. Плохо оно там функционирует, говоря коротко. Но в разных аспектах этого контекста оно функционирует плохо разными способами. Эти способы авторы описывают, резюмируют и намечают пути выхода из ситуации.
Татьяна Фолиева делится своими соображениями о том, как лучше изучать роль религиозности в развитии личности, взаимодействие каких психологических и религиоведческих субдисциплин даст здесь наибольший эффект, какие основополагающие понятия и в какой взаимосвязи могут здесь привлекаться. И о том, какие трудности нас ожидают на этом пути.
Отец Георгий Ореханов пытается сопоставить религиозные процессы в молодежной среде России и Германии в ситуации постмодерна в связи с дискуссиями о секулярном и постсекулярном обществе. Молодежь оказывается в фокусе пастырского внимания Церкви, познавательного интереса религиоведческих исследований (как социологического, так и психологического плана), и практической теологии.
Как обычно у нас довольно большое количество рецензий. Здесь книги о богословии св. Афанасия Александрийского и св. Василия Великого, истории Византии и канонического права, магии Джона Ди и ее роли в становлении современной «оккультуры», трансформациям латинского католицизма в современных США, новым методам в социологии религии, культурной продукции новых религиозных движений.
Заключает номер весьма критическая рецензия К.М. Антонова и И.В. Забаева на книгу А.В. Ситникова о роли православия в становлении институтов власти и гражданского общества в современной России.

Обзор выполнен д-ром К.М. Антоновым, зав. каф. ФРиРАК

Фотография В.К. Шохина взята с сайта ИФ РАН

#Емельянов Николай #Колкунова К.А. #Фолиева Т.А. #Малевич Т.В. #Павлюткин И.В. #Ореханов Георгий #Антонов Константин

05 января 2015
Яндекс.Метрика