Новости
Священник Стахий Колотвин: Несколько слов о распределении
22 октября 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел и утвердил Положение о порядке распределении выпускников духовных заведений Русской Православной Церкви (журнал №78).
Представляем комментарий на данный документ выпускника ПСТБИ и Богословского факультета ПСТГУ, священника Стахия Колотвина, сотрудника Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, ответственного за строительство Крестовоздвиженского храма в Митине.
В кратком комментарии не стоит задача провести всесторонний анализ текста документа, поэтому предлагаю читателям ознакомиться с ним самостоятельно на официальном сайте Московской Патриархии.
Для начала несколько слов о близкой моему общецерковному послушанию теме. Хотя данный документ технически применим к епархиям и ставропигиальным приходам за рубежом, вряд ли подобное распределение будет у нас востребовано, прежде всего, из-за особенностей кадрового пополнения. Большинство священников, служащих заграницей - люди, уже имеющие опыт служения в России и получившие рекомендации священноначалия, часть клириков рукоположены уже за рубежом из числа прихожан, либо имеющих местное происхождение, либо из числа соотечественников, адаптированных к условиям заграничной жизни. Кроме того действует Русская Духовная семинария в Париже, чьи выпускники также распределяются особой комиссией. Тем не менее возможны и исключения, но для того, чтобы подобрать кандидата на временное служение заграницей, в составе комиссии должен быть представитель Управления зарубежными учреждениями (изменение состава комиссии предусмотрено Положением). Учитывая тот факт, что все командированные зарубеж священники получают статус сотрудников УЗУ (синодального учреждения), отмечу "абсолютный приоритет" выбора выпускников согласно пункту IV.12.
Теперь о самом документе. Основное отличие данного положения от ранее используемого временного - более четкий регламент действий в том числе хронологический.
Наиболее серьезной практической проблемой применения положения является распределение неженатых и немонашествующих выпускников, которые не могут в силу этих обстоятельств непосредственно по выпуске принять священный сан. Учитывая, что епархии-реципиенты испытывают кадровый голод именно в священниках, также встает вопрос о выпускниках-диаконах, из смирения не дерзающих в юном возрасте принять пресвитерский сан. Поступят ли запросы из епархии на чтецов/катехизаторов и даже диаконов при условии их обеспечения средней заработной платой по региону (для сравнения в Хабаровском крае она в текущем году составляет 37033 рубля, в Камчатском - 55962 рубля, на Чукотке - 78847)? Если запросов на таких выпускников не будет или будет недостаточно, то вероятным выходом будет их временное распределение по храмам Москвы/Санкт-Петербурга с дальнейшей командировкой по принятии священного сана.
Сама практика направления выпускников духовных академий на временное служение в отдаленные епархии существует давно, однако на деле выпускники ее избегали как могли. Теперь положение отнесено ко всем духовным учебным заведениям двух столиц и в теории имеет универсальный характер, поэтому другие вопросы, что возникнут позднее, нужно будет применять не к самому Положению как документу, но к фактическому порядку распределения.
Выскажу личное мнение, что при должном применении указанное Положение сможет помочь развитию жизни дальневосточных епархий, причем не только за счет кратких командировок, но и за счет желающих остаться в епархиях. Как известно, на Дальнем Востоке в советское время вообще не осталось почти ни одного действующего храма, поэтому и спустя 25 лет этот регион отличается низким процентом воцерковленного населения, из которого, в свою очередь, сложно подготовить достаточное количество кандидатов для принятия священного сана. В то же время экономические условия там в целом лучше, чем во многих регионах России, что может подтолкнуть священников, поступивших в столичные духовные учебные заведения из других "епархий-доноров" остаться в "епархиях-реципиентах" и по окончании срока командировки.
Сложно рассуждать о богословской составляющей административного документа, тем не менее, можно пожелать всем будущим выпускникам апостольского настроя на проповедь в дальних краях и готовности вернуться на воспитавшие их приходы по окончании командировки уже не только с богословскими знаниями, но и с пастырским опытом!
#Колотвин Стахий #миссия #рост Церкви