Версия для слабовидящих

Новости

В Православном Свято Тихоновском Богословском институте состоялся юбилейный пастырский семинар, посвященный месту и значению древних канонов в современной приходской практике

Семинар под председательством ректора ПСТГУ епископа Егорьевского Мефодия состоялся 11 декабря 2024 года в главном здании ПСТГУ. Для организаторов – портала «Пастырь» – он стал юбилейным, обозначающим 10-летний рубеж работы сайта и проведения пастырских семинаров. Участие в мероприятии приняли (как очно, так и в дистанционном формате) около 45 клириков и студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

Основной доклад представил протоиерей Дмитрий Пашков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, преподаватель ПСТГУ.


Как древние церковные нормы соотносятся с современными реалиями? Да и возможно ли такое соотнесение, ведь в те эпохи, когда утверждались древние каноны, мир выглядел совсем иначе? Отец Дмитрий предложил принять как факт: каноны – неотъемлемая часть Священного Предания, и необходимы они не только в повседневной церковной жизни, но и в правоустанавливающей деятельности Церкви: разрабатывая новые законы, церковный законодатель опирается в первую очередь на каноническое право.

Утверждались канонические правила Вселенскими Соборами, значит, и отменить их мог бы только Вселенский Собор, подчеркнул докладчик.

Формальным образом многие каноны сегодня малоприменимы, признает о. Дмитрий, но они важны потому, что сохраняют фундаментальные нормы церковного права; говоря словами протопресвитера Николая Афанасьева, – содержат в себе «догмат о Церкви». Наша цель – научиться бережно извлекать эти нормы и пользоваться ими, освобождая от внешней оболочки, которая часто является данью времени, культурной среде или историческим обстоятельствам, заключил докладчик, и подчеркнул: правильно уловить эту норму можно только живя церковной жизнью, пребывая внутри Церкви.

Важно адекватно интерпретировать обстоятельства, в которых и для которых создавалась та или иная норма: при ближайшем рассмотрении может оказаться, что в современных реалиях конкретная каноническая норма уже не актуальна. Он привел в пример 13-е правило Гангрского собора, запрещающее женщинам носить мужскую одежду «из ложного аскетизма»: ясно, что сегодняшнее использование женщинами предметов мужского гардероба (например, брюк) вызвано соображениями совсем иного рода, прежде всего погодными условиями.

Главное, что смущает сегодня в древних канонах, с точки зрения пастырской практики, – это санкции за нарушения установленных правил, то есть епитимии, которые иногда кажутся чрезмерно строгими, констатировал отец Дмитрий. Между тем санкции, по его словам, – самая необязательная и вариативная часть канона. Многие церковные правила (к примеру, все каноны Лаодикийского собора) не предусматривают никаких санкций вовсе: отцы собора рассчитывали либо на то, что чада Церкви будут сами понуждать себя к соблюдению церковных правил, либо что конкретная община установит санкции по своему усмотрению. Докладчик сослался на пример святителя Григория Нисского, часто препоручавшего духовникам самостоятельно устанавливать меру строгости прещений: «…прежде всего смотреть дóлжно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию достаточным почитать не время (ибо какое исцеление может быть от времени?), но произволение».

«Санкция не является частью догмата канона, она лишь обеспечительная мера, которая может быть эластичной», - подытожил отец Дмитрий.

Участники семинара обсудили каноническую сторону многих современных ситуаций и явлений, а также поговорили об интерпретации отдельных канонических норм, актуальных в наши дни. В частности, отец Дмитрий привел пример решения Общецерковного суда, признавшего претензии епископа к клирику необоснованными по причине неверного истолкования Апостольского правила 55 (об извержении из сана пресвитера или диакона, «досаждающего епископу»). Суд пришел к выводу, что «досадить» значит не «вызвать чувство досады», а «оскорблять, клеветать, браниться».


В случаях, когда прямая каноническая норма не может быть применима, докладчик призвал использовать методы «аналогии закона» или «аналогии права». В пример он привел неправомерную, на его взгляд, ситуацию наложения епитимии на человека, не являющегося духовным чадом священника. «Процессуально правильная епитимья только та, которую духовник имеет возможность и собирается реально контролировать», - подчеркнул протоиерей Дмитрий Пашков. Это вытекает, по его словам, из духа канонического права: в частности, 102-го правила Трулльского собора, уподобляющего духовника врачу, который лично следит за состоянием больного и за ходом лечения.

Участники дискуссии пришли к мнению, что в церковной жизни по-прежнему много вопросов, не до конца разрешенных в каноническом поле: например, о возможности допускать к Причастию христиан, не усвоивших как следует евангельских принципов жизни и совершающих тяжкие грехи. Суть проблемы изложил основатель и президент ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев: каноны писались во времена, когда люди приходили к Крещению чаще всего сознательно, сегодня же люди в подавляющем большинстве крестятся в младенчестве, а, вырастая, становятся жертвами развращенных нравов. Церковь же часто призывает священников действовать в миссионерском духе, допуская к Чаше «всех, кто хочет причащаться».


Одним из важных тезисов, прозвучавших в ходе семинара, стал призыв ввести в семинарские учебные программы курс о том, как правильно применять нормы канонического права в современной церковной жизни.

#пастырский семинар #внутреннее взаимодействие #доступность священника #пастырское преемство #наука

12 декабря 2024
Яндекс.Метрика