Новости
Священник Владислав Береговой: «Не могу решить все проблемы, но могу подсказать, где искать решение»
Миссионерское присутствие священников в социальных сетях — явление, которое постепенно перестает удивлять и становится привычным. Мы поговорили об этом с одним из самых известных священников рунета, отцом Владиславом Береговым, который окончил наш университет полтора десятка лет назад.
Отец Владислав! В рунете Вас называют самым популярным
Да ладно! Люди, скорее всего, просто не знают других батюшек, активно ведущих соцсети.
Как вообще у Вас появилась идея заняться миссией в социальных сетях?
Возможно, это часть призвания. «Идите научите все народы» — эти слова я услышал впервые еще мирянином. Вероятно, если бы у меня не было миссионерского «зуда», если бы мне не хотелось говорить везде и со всеми, кто оказывался на моем жизненном пути, я бы и не рукополагался, и не получал богословского образования. Ничто не приносило мне такого глубокого
Когда меня рукоположили, я сразу стал преподавать на курсах, которые сам окончил. Руководил двумя воскресными школами с детскими и взрослыми группами. Везде говорил о Христе, как сказано у апостола Павла, «и к месту и не к месту».
Когда я оказался в городе Мосальск Калужской области, где живет всего 3 тыс. человек, то попал в непривычную для меня ситуацию: прихожан в нашем храме Бориса и Глеба было всего человек 20. Естественно, я сразу организовал воскресную школу, но туда ходило 3–4 человека, при том, что в Киеве ко мне приходило человек 70. Мы читали и разбирали Евангелие, тексты молитв, особенности церковнославянского языка, у нас был кинолекторий. Я начал ходить к студентам местного училища, но его вскоре закрыли. Я серьезно загоревал. Понятно, что священник живет Литургией, но
В провинции проповедь на улицах не имела бы эффекта, потому что люди, которые не столько живут, сколько выживают, о Боге думают в последнюю очередь — только бы заработать
Ситуация понятная
Одна моя знакомая рассказала, что видела в инстаграме выступавшего священника и предложила мне начать миссионерскую деятельность в соцсети. Я давно пользуюсь соцсетями, но поначалу подумал, куда мне со свиным рылом в калашный ряд? Там же столько замечательных
То есть получилось, что как раз эта ниша оказалась незанятой и востребованной?
Конкретно эта — да.
Вы упомянули отца Андрея Ткачёва. У меня сложилось впечатление, что у Вас с ним разный подход: он обычно очень эмоционален, можно сказать, до некоторой степени давит на слушателей, а Вы говорите с иной интонацией. Почему?
Пожалуй, я более спокойный человек. Я хорошо знаю отца Андрея, был его помощником: он более темпераментный, но абсолютно искренний — говорит то, что думает, за что в него камни и летят. Проблема еще в том, что часто широко тиражируется то, что он говорил конкретному человеку в конкретной ситуации.
А какой подход у Вас?
Тактичность — наше всё. Обращаясь к широкой аудитории, ты должен думать о том, как твое слово отзовется в разных частях этой аудитории. Атеисты и благочинные, настоятель, правящие архиереи, твоя матушка, твои друзья, одноклассники — это те фильтры, через которые ты должен пропускать свое слово.
Не кажется ли Вам, что эти фильтры оказываются иногда взаимоисключающими. То, что не понравится правящему архиерею, может, выражаясь современным языком, «очень хорошо зайти» околоцерковной или нецерковной аудитории…
Существует очень тонкая грань. Знаете, есть такие люди, которые ходят по канату от одного до другого небоскреба? Иногда я себя чувствую таким канатоходцем. Сейчас стало немного попроще, хотя не могу сказать, что всё получается правильно.
Вы сталкивались с недовольством собратьев по священству, отца благочинного или правящего архиерея?
Да, собратья постоянно ворчали, особенно первое время, потому что это было нечто новое, неизведанное: «Какого рожна тебе надо?».
Претензии были содержательными?
Содержательных претензий как раз не было. Формально, на официальном уровне, со стороны епархиального священноначалия замечаний мне не делали. Некоторые собратья относились, как к тщеславному человеку, который решил явить себя миру, и естественно по старой доброй традиции, если ты видишь «брата возносящегося», нужно его стащить вниз для его же духовной пользы.
Ну и к трансляциям богослужений были вопросы: возмущались, что транслируется то, что происходит в алтаре: «Это же сакрально!» Однако пандемия все расставила на свои места.
Но сами трансляции богослужений Вы начали вести задолго до пандемии. Зачем?
Потому что знал, что это очень востребовано. Такие трансляции — большое утешение для тех, кто не может в это время прийти в храм по болезни или
Я работал с социологическим исследованием о том, как пандемия повлияла на жизнь православных приходов в США. Среди прочего там православные священники высказывали опасения, что люди привыкнут смотреть трансляции и перестанут ходить в храмы…
Сколько ни смотри фильмы о вкусной и здоровой пище — всё равно
У католиков сейчас разрешена даже исповедь в удаленном режиме, при условии, что можно гарантировать сохранение тайны исповеди.
У меня есть знакомые, которые, находясь дома несколько месяцев, выпросили у священника возможность исповедаться по видеосвязи. В итоге священник, взяв благословение у правящего архиерея и спросив мнение нескольких известных епископов, согласился на такой формат. Но это было в исключительных обстоятельствах. Трендом это не стало.
Я верно понимаю, что Вы предпочитаете общаться в эфире, а не писать тексты?
Эфиры, конечно, для меня проще. Эфир — это живой разговор, для меня это отдых. Нужно помнить, что я священник провинциальный, да еще относительно недавно переехавший в Россию: ни друзей, ни знакомых, по сути, и
Вы присутствуете во всех социальных сетях. Скажите пару слов об их особенностях: разный формат?
Самая интеллектуальная сеть — это фейсбук. Там и в Живом журнале можно размещать длинные тексты (лонгриды), и еще они хорошо «заходят» в телеграмм.
В инстаграме другой формат: чтобы дать хороший текст, который мне самому понравится, мне нужно часа полтора. Чтобы сделать еще хорошую картинку под него, нужно еще минут 30. Итого два часа уходит на то, чтобы сделать один пост. Поскольку этот пост, по сути, образовательный, а не развлекательный, в инстаграме охват пользователей уменьшается.
А вот краткий ответ на вопрос, не претендующий на объективность, особенно если он с юмором и хорошей картинкой, дает охват в
Вам регулярно приходят вопросы, касающиеся того, что можно назвать индивидуальной пасторской практикой
Приходится брать на себя такую неблагодарную миссию: вязать этот свитер, но очень крупными петлями. Он выглядит как сетка,
Как Вы для себя решаете, в каких случаях нужно ответить
Когда понятно, что решение проблемы немыслимо без
Кстати, мы в своей среде шутим, что, наверное, пора учить психологию. Мы видим, что священники, которые окончили
Сколько времени в день у Вас в среднем уходит на соцсети?
У меня
Вы окончили наш университет. А как Вы пришли в ПСТГУ?
Я родился и жил в Киеве, и когда почувствовал призвание к священству, решил, что нужно получить хорошее образование. Я дважды поступал в Киевскую духовную семинарию, но я человек с улицы, несистемный, никому не известный, и поэтому поступить у меня не получалось. И вот, когда я почти разочаровался, мой кум предложил мне поступить во Львовский филиал
Но как раз тогда у нас стали ликвидировать филиалы!
Я перешел на пятый курс, и наш филиал закрыли. Мне оставалось отучиться один год. Мы с однокурсниками долго ждали, когда его восстановят, но года через четыре, за которые я успел и жениться, и рукоположиться, и детей нарожать, я понял, что Львовский филиал закрылся навсегда и перевелся в Москву.
Фактически у Вас была пауза в несколько лет, и после этого Вы поступили на заочное отделение. Снова всё сначала?
Почти: со второго полугодия второго курса. Я зря так долго ждал: те, кто сразу перевелись в Москву, не дожидаясь восстановления филиала во Львове, сдали все долги в ближайшую сессию и продолжили обучение с четвертого курса.
Но новый формат мне понравился. Когда ты попадаешь в другой город, в чужую среду с книгами, с учебниками, с конспектами, то успеваешь намного больше, чем находясь дома. Конечно, нужно сдавать сразу несколько предметов, но я любил и люблю
Вас рукоположили до окончания ПСТГУ?
На Украине несколько курсов
Давайте вернемся к Вашей миссионерской деятельности. А как решать вопрос с ее монетизацией?
Вполне успешно! Я восстанавливаю храм ХVIII века. Он еще не до конца восстановлен, но из прежних руин он уже превратился в красивый белоснежный храм. По сути, он восстановлен на средства подписчиков. Когда необходимо купить
Очень активно народ жертвует на социальные проекты. Несколько миллионов рублей я собрал только за последние два года. Особенно активно жертвовали на погорельцев. Если сгорел
А если говорить о личном доходе самого священника?
Любой священник делит средства, которые он получает: что на храм, что на себя.
Сколько времени у Вас ушло «на раскрутку»?
Год или полтора, при работе часов по 12 в день.
А если смотреть на количество подписчиков?
За первый год набралось около 10 тыс. Потом всё росло в геометрической прогрессии. Для этого нужно быть интересным подписчикам. Неинтересно будет, подумают: «Ерунда
Китайцы всё любят в процентах оценивать: «Товарищ Мао на семьдесят процентов прав, на тридцать неправ». Ваш достаточно демократичный, открытый стиль общения, с желанием не напугать православием, не стать в позицию авторитарного диктатора: «Делай так и никак иначе, а то…». Насколько это связано с Вашими личными качествами, с Вашим характером, а насколько с тем самым духом
Я думаю, что здесь всё взаимосвязано. Если бы я сам изначально не был склонен к такому духу, не было бы резонанса между мной и
#интервью #формы церковной жизни #сеть поддержки выпускника