Тьюторская служба

Тьюторы, или индивидуальные наставники, это провожатые студента на пути его формирования как священника. Их главная задача — помочь студенту научиться соединять в себе разные стороны своей жизни: учебную, научную, семейную, приходскую, духовную и другие.

Как помогают студенту тьюторы?

Тьюторская служба в ПСТБИ — это уникальная возможность для студента обсуждать те проблемы, которые возникают на всем пути формирования священника, с человеком, который этот путь уже прошел и готов его показать.

Тьюторы и студенты регулярно встречаются во время всего периода подготовки к принятию священного сана. Они помогают студентам организовать свое учебное и внеучебное время, досуг; помогают найти выход в кризисных ситуациях; дают советы по написанию научных работ; прививают навыки аналитической работы с текстами, ведения дискуссии, чтения научной литературы.

В лице тьютора студент может найти близкого друга, поскольку отношения с ним выстраиваются на равных, а не сверху вниз. Тьютор призван стать как бы любящим старшим братом для своего подопечного. Студенческое братство, основы которого закладываются в Университете, создаст среду для последующего служения выпускника в священном сане, возможность для обмена опытом и взаимной поддержки.

Одной из важнейших задач наставников является их умение предупредить возникновение проблемной ситуации у опекаемого студента, направив его к компетентному лицу, поэтому наставники осуществляют активное взаимодействие с духовниками, начальниками, родителями и преподавателями студента.

Тьюторская служба, полагая свою главную цель в сопровождении студента к достойному принятию им священного сана и началу его пастырского служения, является своего рода связующим элементом во взаимоотношениях студента с учебным процессом на базе ПСТБИ и Богословского факультета ПСТГУ, его духовником, приходом, к которому он принадлежит, преподавателями и будущим местом служения. Индивидуальные наставники в духе братской любви призваны помогать студентам осуществить их благое стремление служить Иисусу Христу и Церкви «с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22).

Наставники

Священник Иоанн Воробьев
«Индивидуальный подход — это попытка внимательно разобраться с каждым студентом и, если студент ошибся, то помочь ему исправить ошибку. Если же он и не хочет исправлять ошибку, то помочь разобраться в том, чего он в жизни хочет и куда ему дальше идти. Правильный ли он сделал выбор, оказавшись здесь? Помочь человеку ответить честно на этот вопрос — вот главная задача!»
Помощник проректора по учебной работе
Кандидат исторических наук
Храм свт. Николая в Кузнецкой слободе
Священник Алексей Чёрный
«Студенческие годы — время долгого кризиса и важных решений, от которых во многом зависит дальнейший жизненный путь. Для студента духовной школы это еще и период формирования пастырской позиции, взглядов на церковную жизнь, духовного созревания. Кроме общения с духовником и сверстниками очень важным подспорьем может оказаться контакт со старшим товарищем — тьютором, который сам недавно прошел этот путь»
Индивидуальный наставник
Кандидат богословия
Храм свт. Николая в Кузнецкой слободе
Священник Анатолий Абрамов
«Атмосфера доверия и участия в общении со студентом кажется мне важнейшей составляющей служения тьютора. Дружеские отношения, которые складываются в такой атмосфере, уже сами по себе могут помочь нашим подопечным преодолеть различные трудности».
Индивидуальный наставник
Магистр теологии
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве
Священник Максим Юдаков
«Прохождение студентом пастырской подготовки — это его стремление дать утвердительный ответ на призыв Бога. Совершенно очевидно, что одной только воли и человеческих сил недостаточно, чтобы стать настоящим пастырем. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин.15:16)
Старший наставник
Магистр теологии
Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще
Диакон Алексей Захаров
«Трудный путь всегда гораздо легче преодолеть не в одиночку, а с кем-то, кто уже по нему ходил, и тьютор, наставник — это именно такой человек. Его задача состоит в том, чтобы опираясь на собственный жизненный и учебный опыт, помочь студенту преодолеть учебные и связанные с учебой жизненные трудности, верно расставить приоритеты, избежать неверных шагов, и, возрастая в пастырском призвании, достичь конечной цели — стать верным делателем на ниве Христовой»
Индивидуальный наставник
Теолог (специалист)
Храм Троицы Живоначальной при НИИ им. Н.В. Склифософского
Диакон Евгений Лютько
«Тьюторство — это не какое-то новшество, а всего лишь попытка сохранить определенную конфигурацию отношений, которая всегда сохранялись в христианских сообществах, но в условиях современного мегаполиса оказывается под угрозой. Тьюторство — это просто дружеские отношения между старшим и младшим, формализованные только в той мере, в которой формализация не будет мешать содержательному общению».
Индивидуальный наставник
Магистр теологии
Князь-Владимирский храм при бывшем Епархиальном доме в Лиховом переулке
Чтец Кирилл Алексин
«Для меня очень важно быть другом, товарищем, человеком, который может прийти и поддержать, помочь. Тьюторство — это как раз такая поддержка, в которой один человек помогает другому найти себя, свой путь, свои интересы, решения текущих проблем».
Индивидуальный наставник
Магистр теологии
Князь-Владимирский храм при бывшем Епархиальном доме в Лиховом переулке

О качествах и требованиях к наставникам

Роль наставника требует внутреннего мира, терпения, открытости, понимания, готовности помочь тем, кто будет находиться под его опекой, «снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2–3).

Все индивидуальные наставники должны иметь священный сан или призвание 
к священству, безупречную репутацию (1 Тим. 3:7), хорошее знание учения Православной Церкви о вере и обычаях (1 Тим. 4:15–16), образование не ниже магистратуры и достаточный научный и педагогический опыт.

Кроме того, тьюторы должны обладать умением принять и почувствовать другого человека, опытом молитвы, любовью к богослужению и пониманием его роли в процессе духовного и культурного воспитания, необходимой культурной подготовкой, умением планировать свое время, желанием посвящать себя отдельным людям 
и занятиям в группе.

Во взаимоотношении друг с другом наставники образуют особое братство, которое находится под наблюдением опытного педагога и духовного руководителя, т.н. супервизора или наблюдателя, функции которого выполняет проректор по учебной работе Института в священном сане.

10 требований к учащимся

1
Помнить о высоком призвании
Студент, проходящий пастырскую подготовку в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте (далее — Институт), должен всегда помнить о своем высоком призвании и поступать во всех своих делах достойно его (Еф. 4:1).
2
Соблюдать правила Института
Руководствуясь этим новозаветным принципом каждый студент обязан ознакомиться с  «Правилами внутреннего распорядка обучающихся», разработанными специалистами и утвержденными Ректором Института (Приказ № 3-031/01 от 24.09.2014 г.), и принять их к обязательному исполнению.
3
Жить духовной жизнью
Особое внимание при прохождении пастырской подготовки в Институте следует уделить ежедневной личной молитве, чтению Священного Писания и испытанию своей совести в конце вечернего правила, что является фундаментом духовной жизни будущего пастыря.
4
Участвовать в богослужениях Института
Священное Писание учит нас непрестанной молитве (1 Фес. 5:17). Это учение Церковь зафиксировала в своем Предании и пронесла сквозь века в виде суточного круга богослужения, цель которого — освящение дня. Поскольку постоянная молитва и служение слова (Деян. 6:4) являются важнейшими принципами жизни пастыря, то Институт, заботясь о должной подготовке студента к принятию священного сана, устанавливает в дополнение к обязательному для всех христиан воскресному богослужению и индивидуальным приходским послушаниям время на учебной неделе для общей молитвы. Таковыми богослужениями, обязательными для участия всех студентов Института, являются Божественная Литургия по средам и пятницам, вечерня по средам и иные, указанные в богослужебном расписании.
5
Чтить день воскресный
Следуя апостольскому призыву, всякий христианин, а тем более готовящийся к принятию священного сана, должен неукоснительно участвовать еженедельно в день Господень в общей молитве всей Церкви — Евхаристии (Дидахе. 14:1). Также необходимо помнить о канонической ответственности за непосещение Божественной литургии в воскресный день без уважительной причины (VI Всел. Соб. Правило 80).
6
Иметь духовника
Одним из важнейших аспектов духовной жизни христианина, в особенности готовящегося к принятию священного сана, является вопрос поиска духовного руководителя, который неусыпно печется о душе наставляемого им (Евр. 13:17). Отсутствие опытного в духовной жизни наставника часто приводит к духовной слепоте и опасности незаметно для себя сойти с пути Истины. Учитывая колоссальную ответственность за пасомых, духовно неполноценный пастырь становится вождем слепых, итогом деятельности которого станет падение его самого и водимых (Мф. 15:14). Во избежание подобной опасности каждый студент должен озаботиться тем, чтобы уже на первом курсе найти себе духовника из числа духовно опытных священников прихода, которому принадлежит студент, знакомых пастырей или священников-преподавателей Института.
7
Учиться с усердием
С целью подготовки достойного священнослужителя, способного в будущем нести свое служение в условия современного мира, каждый студент обязан посещать все учебные занятия Института и участвовать в учебных практиках, предусмотренных учебным планом Института. Чтобы занятия приносили максимальную пользу, на студента возлагается обязанность подготовки к теоретическим и практическим занятиям, особенно к прохождению богослужебной и проповеднической практики. Нельзя забывать слова Священного Писания: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10), которые являются наиболее актуальными для будущих пастырей, несущих ответственность не только за себя, но и за пасомых.
8
Быть деятельным членом братства
Церковь ежедневно утром и вечером молится о «братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем», постоянно напоминая нам о том, что служители Церкви образуют собой особое братство. Готовясь к пастырскому служению, каждый студент уже в процессе обучения должен понимать, что он вступил в братство единомышленников, объединенных общим призванием к священству. В связи с этим любая просьба или поручение в Институте, входит оно в сугубо учебную компетенцию или не имеет к ней непосредственного отношения, не может носить индивидуалистический характер, но должно восприниматься с готовностью послужить Богу и ближнему, «снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2–3).
9
Являть пример для подражания
Студент Института не только внутренне должен быть целомудрен и благочестив, но и внешне должен являть собой пример достойного кандидата в священный сан. Внешний вид студента должен быть опрятный, чистый, аккуратный без излишней вычурности. Недопустимым является брань, сквернословие, распускание слухов и сплетен, доносительство, пьянство, курение, неподобающее и вольное обращение с лицами женского пола. Проходящий пастырскую подготовку студент, готовя себя к служению Христу и Церкви, должен блюсти себя в чистоте от всякого порока, угождать Богу и заботиться о всяком добром деле перед людьми (1 Тим. 3:8–10, 12–13).
10
Нести ответственность за свои действия
Все случаи нарушения вышеизложенных условий обучения в Институте считаются исключительными, не должны быть признаваемы нормальными. Каждый студент несет полную ответственность за возможные последствия нарушения условий вплоть до отчисления. Подобные ситуации рассматриваются администрацией Института в лице проректора по учебной работе и индивидуальных наставников в частном порядке с оказанием студенту максимального содействия по их исправлению.
Яндекс.Метрика